«Не забывай меня, я - жизнь!»

  «Не забывай меня, я  - жизнь!»

Армянские медиа, кроме одной телекомпании, пропустили очень значимое культурное событие конца октября-начала ноября: в музее Востока две недели проходила выставка «Человечность, о которой забыли», посвященная войне в Сирии. Ее автор – фотограф Акоп Ванесян, сирийский армянин, который языком светотени говорит о разрушении его родного Алеппо, его археологических памятниках, судьбах людей.

Акоп Ванесян родился и вырос в сирийском городе Алеппо. Он закончил армянский колледж имени Карен Эппе, где освоил ремесло ювелира. Мастерство работы с серебром передавалось в его семье на протяжении трех поколений. Ванесян начал карьеру фотографа в 1999 года с документальной фотографии, объектом его интереса стал Ближний Восток. В его проектах отразились различные темы - жизнь старого Алеппо, детский труд, женщины и хиджаб, и жизнь армянского сообщества Сирии.  С 2012 года Ванесян посвятил себя документальным съемкам войны в Сирии. Будучи на передовой, он запечатлел разрушение своего родного Алеппо. С 2013 года он работал в качестве фотографа-волонтера в организации Сирийского Красного Креста (SARC) в медицинском диспансере и лагере для беженцев, а также сотрудничал с Международным Комитетом Красного Креста (ICRC) в 2013-2014 годах. 

Акоп Ванесян активно участвовал в коллективных выставках. За последние годы было проведено несколько его персональных выставок: «United» в Le Pont Gallery и Центре AGBU в Алеппо, “Aleppo, Ashes of Civilization” в Opera House в Дамаске. В 2015 состоялась выставка “My homeland” в Штаб-квартире ООН, в 2016 - “Forgotten Humanity” в  турецкой Адане.

 В 2015 году Акоп Ванесян был удостоен Международной премии в области фотографии (IPA) за фотографию “My memories behind the Wall…” (Мои воспоминания за Стеной…). 

В 2016 году на Международном конкурсе фотографии (IPA) Ванесяну была присуждена поощрительная премия в трех номинациях.

Экспозицию открывали Посол Сирийской Арабской Республики в РФ Риад Хаддад, Главный советник Департамента Ближнего Востока и Северной Африки Виктор Смирнов, Заместитель директора департамента культурного наследия Министерства культуры РФ Дмитрий Сергеев, сам фотограф Акоп Ванесян. Вел церемонию генеральный директор Государственного музея Востока Александр Седов. 

В трех залах – свидетельства ужаса, бессмысленного истребления, слабой надежды…Несколько лейтмотивов, которые можно описать архетипами русской литературы: «война и мир», «отцы и дети». В описаниях экспонентов – короткие, экспрессивные сгустки  трагических историй.  Дети сидят возле разрушенных балконов в результате ракетного обстрела. В глазах – неистребимое детское любопытство. Парки и сады, превращенные в кладбища. Отец несет памятник на могилу сыну. Мужчина с внуком пытается коснуться своего отца на фотографии. Он слишком мал, чтобы осознать, что его уже нет по эту сторону бытия. Дети смотрят на свой разрушенный район. Рука старшего брата хватает малыша за грудки, пытающегося высунуться вперед него и разглядеть все поближе. Он – уже за отца, прикрывает. Многие фотографии посвящены мужской преемственности – сыновья и племянники с оружием. В игре, которая завтра станет правдой, прицеливаются в небо.  Мальчики в черном, девочка в белом кружевном платье, прообраз невесты, отворачивается от них, опираясь на кирпичную стену.

С приходом войны Алеппо разделился на мусульманский и христианский. Но метафизически здесь все едино: разрушена и ограблена армянская церковь святого Кеворка, в руины превратилась гостиница Дар Замария – исторический памятник Сирии конца 17 века.

Вот дом мусульман, где террористами была вырезана вся семья: только надпись арабской вязью: «Не забывай меня, я смерть!» Рядом - дом христианской семьи, где ничего не уцелело, кроме деревянного креста на стене и женской фотографии в куче мусора.

 Могила ребенка с некрологом, в которую превратилась запись в роддоме:

«Родился во вторник 26 февраля 2013 – умер во вторник 13 апреля 2013».

Тема будущей жизни есть – она прописана белыми платками женщин, которые выхаживают раненых, образом безногого  мужчины,  остающегося в строю, мальчика, кающегося на тележке в своем дворе. Кадр сделан как сдвоенная метафора: он в белом круге то ли под прицелом, то ли выхвачен ореолом света. В клинике «Красного полумесяца» мужчина ждет сына, который вот-вот родится. Его жена – за черной ширмой: новая жизнь рождается пока таясь.

Сегодня политологи, исследователи пишут о том, что именно терроризм является одним из самых экстремальных феноменов в фундаментальной триаде «культура-цивилизация-варваризация», о том, что его цунами во многом предвещают эту связь в неизбывный «бермудский треугольник» (Илья Леляш). Может быть, поэтому во всех этих фотографиях отсутствует образы тех, кто стоит против человечества. У зверочеловека нет постоянной «прописки», нет национальности, нет и смыслообразующего отражения. Человек прорывается из темноты. Даже тому, кто уже прошел родовые материнские пути, предстоит родиться заново.

  Валерия Олюнина 

«Не забывай меня, я - жизнь!»