Кэти Берберян и ее армянские корни
Итальянский писатель Умберто Эко, попав на концерт композитора и певицы Кэти Берберян, исполняющей «Посвящение Джойсу» Лучано Берио, воскликнул: «Она превратила в музыку внутренний голос самой повседневности». «Повседневность» - ключевое слово для анализа культуры конца 50-х - начала 60-х, «попизма» Энди Уорхола, когда ежедневная рутина становится арт-объектом, на первый план выдвигаются обычные люди и их делают героями, а желанием любого художника становится «позволить вещам оставаться такими, какими они есть». 50-е - 60-е XX века - время, когда на руинах Второй Мировой войны пришлось строить новое, прошлое переплелось с надеждой на будущее, и они в настоящем. Поп-культура и кропотливое возрождение старинного искусства взялись за ручки, революция и тоска по вечным ценностям нашли точки соприкосновения для построения диалога. Великолепная Ливерпульская четверка «Битлз» овладела умами молодых людей мира, а Анри Пуссер высказался об их деятельности так: «Они работают на нас». Это фраза стала понятней, когда их песни взялась исполнять Кэти Берберян. Умберто Эко: «Только когда появилась Кэти Берберян, мы убедились, что «Битлз», возвращенные, как и следовало, к Перселлу, могут идти в одном концерте с Монтеверди и Сати». Кэти на самом деле считала классику той почвой, на которой взрастает современное исполнительское искусство. Уверяла, что пришла пора слушать «новыми» ушами и смотреть на вещи «новыми» глазами. «Мы живем в совершенно ином измерении, - отмечала она. - Хотим этого или нет, мы принадлежим настоящему времени, поэтому должны шагать с ним в ногу».
Кэти Берберян (англ. Catherine Anahid Berberian) - американский композитор и певица (сопрано и меццо-сопрано) армянского происхождения родилась 4 июня 1928 года, по другим сведениям в 1925 в Эттлборо, Массачусетс, США, в семье, которая до того перебралась из Армении в Нью-Йорк. Она была старшим ребенком Ерванда и Луизы Берберян. Ее тяга к искусству проявилось в детстве. С ранних лет ее интересовала традиционная армянская музыка и танцы, часто выступала вместе с отцом, чтобы развлечь семью и друзей.. Большое влияние на формирование как певицы оказала музыкальная коллекция мамы - Луизы Берберян, в итоге, именно эти записи привели Кэти к «длинной кроличье норе, ведущую в страну чудес музыки». Ее всегда восхищали сопрано Лили Понс и бас Федора Шаляпина, после же того, как она в детстве услышала «Ecco Ridente e Cielo» Джоакиндо Россини, тайно поклялась стать оперной певицей. Юная Кэти приняла участие в постановке оперы «Ануш» с артистами местной армянской общины и объездила с ними несколько американских городов. Кэти окончила католическую школу, изучала танцевальное, актерское мастерство в Колумбийском и Нью-Йоркском университетах. После 1942 по стипендии училась музыке в Париже и Милане. Планируя подать заявку на получение стипендии для обучения в Милане, обратилась к пианисту Лучано Берио, чтобы он сыграл на прослушивании. По словам Берберян: «Он не говорил по-английски, и я не говорила по-итальянски. У нас не было иного способа общения, кроме музыки». Именно музыка их и объединила. В дальнейшем Лучано Берио стал не только ее мужем, но одним из тех композиторов, которые посвятили ее уникальному голосу ряд произведений.В становлении артистической индивидуальности певицы значительную роль также сыграл и знаменитый режиссер Питер Брук. В марте 1972 года Кэти принимает участие в мастер-классах в Париже, организованном Питером Бруком для актеров со всего мира. Во время мастер-классов они много экспериментировали, исполняя песни на разных языках, и использовали концепцию птичьего пения. В дальнейшем при тесном сотрудничестве Питера Брука, Умберто Эко и Лучано Берио на основе литературного музыкального произведения Джеймса Джойса «Улисс», используя технику птичьего пения, был реализован уникальный и неповторимый проект «Посвящение Джойсу», специально написанный для голоса Кэти Берберян. В этом проекте слилась теория Питера Брука о «Пустом пространстве», где «Музыка речи выражает то, чего нет в концептуальном языке. Музыкой выражается человеческое переживание, которое не может быть упаковано в концепцию. Из нее рождается поэзия…» и «Открытое произведение» Умберто Эко, где «Исполнителю предоставляется необычайная свобода исполнения, когда он не только может понимать указания композитора в соответствии со своим восприятием, но просто обязан влиять на форму сочинения». Творческие эксперименты Берио и Берберян стали фундаментом для разработки ряда теорий. Свои воззрения на проблему соединения в синтетическую целостность слова и музыки, языка знаков и языка звуков Берио изложил в статье «Поэзия и музыка», где пришел к мнению, что поэзия изначально была музыкой.Кэти Берберян была одной из лучших вокалисток XX века. Ее называли «Марией Каллас авангардной музыки». Вокруг нее собирались лучшие музыканты. На ее уникальное вокальное и артистическое дарование обращали многое внимание, ее голос стал для Берио «второй студией фонологии». Ей посвящали сочинения и для ее голоса писали Берио («Посвящение Джойсу», «Круги», «Сольный концерт для Кэти»), Стравинский («Памяти Дж. Ф. К.»), Джон Кейдж, Анри Пуссер, Сильвано Бусотти, Х. В. Хенце, Луи Андриссен и другие крупнейшие представители авангарда XX в. Кроме того, Берберян исполняла сочинения К.Монтеверди («Орфей», «Коронация Поппеи», мадригалы), К.Дебюсси, Ж.Оффенбаха, Э.Сати, Дж. Гершвина, Д.Мийо, Л.Ноно, Б. Мадерны, К.Вайля, песни группы «Битлз», армянские народные песни. Из ее собственных произведений наиболее известна «Стрипсодия» для голоса соло (1966). Она умерла 6 марта 1983 года, Берио прожил без нее еще двадцать лет. В 2003 году Анри Пуссер написал микрооперу для женского голоса и кларнета «Rossignolade» памяти певицы и Лучано Берио. В 2011 году известный британский режиссер снял фильм «Студия звукозаписи «Берберян»», в которой иронической форме показал, как на самом деле из ничего рождалась музыка. В 2014 году в Британии вышeл сборник статей «Cathy Berberian: Pioneer of Contemporary Vocality». После ее смерти прошло больше тридцати лет, но ее музыкальные исполнения живы до сих пор, критики все еще обращаются к ней, в желании разгадать ее тайну, а в социальных сетях создаются группы, где собираются, делятся исполнениями и приклоняются перед талантом ее поклонники.
Рубен Ишханян