Феодосийскую галерею Айвазовского затопило: развод потоков
Во время своего пребывания в Феодосии не могла не зайти в галерею к ее директору Татьяне Викторовне Гайдук. Тогда она сказала, что галерея имеет статус стратегического объекта. Это значит, когда в городе перебои с электроэнергией, сокровищница картин при этом не страдает.
Но тут накануне юбилея в июле 2017 случается драма с апокалиптическим послевкусием. То, что Иван Айвазовский сделал для родного города, всему миру известно. Но что делает город для великого художника, портретами которого пестрят и торговые точки, и тень его следует за вами повсюду?
В июле 2015-го затопило проспект Айвазовского. Огромный поток дождевой воды стекал по улице Революционной до ее пересечения с проспектом – «ливневки» не работали. Кстати, предприниматели-владельцы торговых мест в этом районе оплачивали из своих бюджетов их ремонт и надлежащее состояние.
Теперь пришла действительно большая беда. Феодосийскую картинную галерею, в которой хранится крупнейшая в мире коллекция работ Ивана Айвазовского, подтопило грунтовыми водами. 8 месяцев до юбилея – а там облезлые стены, отсутствие санузлов, вздутые оконные рамы. Наверное, было бы правильнее отказаться от помпы и натертого к приезду Минкульта РФ паркета, и отреставрировать галерею. Местный депутат Андрей Козенко называет необходимую сумму: 400 миллионов рублей.
Почти полмиллиона зрителей посмотрело выставку в Третьяковке. Стояли туда по три часа на морозе, цена билета было 400 рублей. Неужели нельзя было действовать по принципу десятины? То есть 1/10 часть вносить на ремонт вотчины художника. Не пришла ли пора нам отдавать не только дань памяти и эстетического восторга, но и достойного содержания его наследия?
Армянская община Крыма могла бы оказать посильную финансовую и строительную помощь. Тем более что не так давно один из лидеров российской общины, Почетный строитель РФ Вардкес Арцруни заявлял, что приступает к реставрации церкви у могилы Айвазовского. Видимо, рано нам думать, как выглядит место возле усыпальницы художника, когда речь идет о том, что не сохранены те стены, где он жил и работал.
Хотя «армянское одеяло», которое накидывается на имя художника, намеки, что божественный свет, который есть на его картинах – примета только армянского искусства, в реальности выглядит иначе.
Как ни странно, посетителей церкви у могилы почти нет. Ни феодосийских армян, ни туристов, ни молодых художников со своими мольбертами. Ведь это более таинственное, намоленное место, чем затертая набережная, где рядом с галереей можно посмотреть динозавров, сфотографироваться в каких-нибудь перьях и шляпах, купить расхожие картинки «а-ля Айвазовский». Пожилой служка из тех, кого называют божьими людьми, предлагает мне свечи.
— Где же настоятель? — спрашиваю я.
— Так он здесь постоянно не служит, — отвечает тот. — Он в Ялте живет. А в Феодосии бывает редко, если кто-то из богатых умрет или младенца крестить надо....
Сейчас слышны обвинения Андрея Козенко в адрес чиновников. Говорят, что довели галерею до такого состояния при Украине. Какая нам теперь разница, кто виноват, что бездействовали украинские власти и олигархи, что вырубались при этом реликтовые леса Крыма для киевских дач…
Кстати, не всем подавал Иван Константинович. Перед иным захлопывал двери и кричал «иди -ка, дружок, поработай!» Кто-то должен принять и эту позицию на свой счет.
Валерия Олюнина