Лоуренс Аравийский и «недочищенные» армяне Великобритании
Похоже, британский сплин и мировой порядок сегодня на излете. Отметим, то, что у британцев к русским и армянам были зачастую одинаковые подходы. Вполне концептуальные и умозрительные. Ничего личного. Никаких эмоций. Как же получилось, что сосед Франции Великобритания не называется в ряде стран, которые сочувственно отнеслись к теме армянского Геноцида? Думаю, что в этом очерке будет больше вопросов, чем ответов. «Мы - не врачи. Мы - боль», - сказал Александр Герцен, чья революционная деятельность оформилась в Лондоне.
Да, англичане армян принимали, не в таких масштабах, как Франция и Сирия, конечно, но поток был стабильным. Армяне переселялись в Великобританию из стран Ближнего Востока, также и из Индии, Эфиопии и Армении.
Армянские священнослужители посещали Великобританию и Ирландию еще в раннем Средневековье. Армянские купцы на английских кораблях везли восточные товары. Нам в этой предтече отношений чего-то не хватает. Кажется, чувств. Эмоциональной включенности.
И она проявилась. Не на островах, а в колониальной Индии. Именно там торговые и политические отношения особенно активно стали развиваться в XIV-XVI веках.
В настоящее время численность армян в Великобритании составляет порядка 18 тысяч человек. К слову, во Франции армян по разным оценкам 500-600 тысяч. Работает несколько общинных организаций. Есть даже Британско-армянская группа, и Группа за признание Геноцида. Издается около 20 медиа на армянском языке.
В научно-аналитическом обзоре «Политика Англии в Армянском вопросе» много ссылок на публикации в либеральном еженедельнике «Spectotor». Он был подготовлен в 1982 году группой армянских ученых под руководством А.Дж. Киракосяна. «Spectotor» действительно с 1890 года интересовался армянским вопросом. Некоторые материалы вошли в книгу директора музея Геноцида Айка Демояна «Геноцид армян на первых страницах мировой прессы». В 1909колонка была посвящена жертвам в Адане, где было названо количество жертв – 30 000 и бездомных, приближающихся к количеству 35 000. Как свидетельство приводился текст телеграммы главы британской миссии в Адане, отчет британского Вице-консула в Мерсине.
По свидетельству британского консула в Эрзеруме Клифорда Ллойда, «безопасность жизни, чести и имущества» для армян почти полностью отсутствовало. Доводов хватало всегда, турки работали бесперебойно. Если можно употребить это слово, которое выступало оксюмороном к происходящему.
И тем не менее равнодушие английского истеблишмента к судьбе армянского народа было постоянным фоном. Одной из сильных фигур на этом поле, выступающим за стабилизацию ситуации в регионе, был Джеймс Брайс. Виконт, государственный деятель, в 1876 году возглавил англо-армянское общество, в качестве его председателя посетил Кавказ и Армению, изложил свои впечатления в книге «Закавказье и Арарат» (1877). В 1916 году в Лондоне был издан сборник документов «Положение армян в Османской империи в 1915-16 гг».
Делал он это не только как армянофил, гуманист, но и как политик. Потому что он показывал прямые угрозы для Великобритании, во время «кровавых репрессий» со стороны курдов начнется нежелательная для Великобритании оккупация Западной Армении Россией.
И вот день сегодняшний. В своем интервью Дмитрию Быкову режиссер Андрон Кончаловский говорит о том, что сегодня англо-саксонский миропорядок рушится. И во многом это происходит по причине сталкивания России с другими государствами. То есть имперская экспансия Британии было во многом обусловлена тем, что пытаясь ослабить Россию, британцы всегда успешно сражались чужими руками — французскими, немецкими, турецкими. Полтора века назад английский премьер-министр, лорд Палмерстон, признался — «как тяжело жить, когда с Россией никто не воюет».
Вывод германских и турецких войск из Закавказья в конце 1918 года привёл к обострению отношений Армении с Грузией из-за спорных территорий со смешанным армяно-грузинским и армяно-азербайджанским населением. Грузия претендовала на всю территорию Борчалинского уезд. В декабре 1918 г. произошёл вооружённый конфликт с Грузией. Он был урегулирован в январе 1919 г. при посредничестве Великобритании — по соглашению, подписанному в Тифлисе, до решения Верховным советом Антанты вопроса о границах между Грузией и Арменией северная часть Борчалинского уезда передавалась Грузии, южная — Армении, а средняя (в которой находились Алавердские медные рудники) объявлялась «нейтральной зоной» и административно подчинялась английскому генерал-губернатору. В позиции Англии по армянскому вопросу чувствовалось что-то неуловимое.
Подобное отношение сквозит в интервью Лоуренса Аравийского, данном американскому журналисту Линкольну Стеффенсу во время мирной конференции в Париже в 1919 году. Лоуренс в нем находил американский идеализм «очаровательным» и выражает свое знание армян настолько, что он понимает турков и других соседей армян, почему они хотят истребить эту сиротскую нацию. Дело в том, что эти древние соперничающие расы все время останавливаются, не дочистив армян до конца. То тут парочку оставят, то здесь. Журналист пишет, что Лоуренс настолько разоткровенничался, что открыл перед ним свое мальтузианское отчаяние перед армянами. Турки не могут до конца истребить армян, потому что примитивны и не христиане. Грекам тоже это не под силу: они слишком изнежены. Проблему должны решить американцы и установить над армянами свой мандат.
И тут Линкольн Стеффенс не выдерживает и задает вопрос:
«Но почему бы британцам самим не выполнить эту задачу?» — спросил я, предвкушая его чувство юмора, и улыбнулся.
Увы. Он не уловил американского юмора, я думаю. Он подождал, пока с моего лица не исчезла ухмылка, и ответил серьезно.
«Буквальное избиение армян, – возразил он, – вызовет скандал, если британцы совершат его».
И дальше Лоуренс Аравийский кружит долго вокруг да около, пока не приходит к выводу, что отношение американцев к армянам должно быть сродни подходу к индейцам.
Американец опрокинут, поражен. Я спросил, что он подразумевает под нашей политикой по отношению к индейцам, и он отвечал, что мы “истребили их всех — не так ли?” Я смерил его с ног до головы, как некогда он. С наслаждением.
“Итак, – сказал я после долгой паузы, – вы полагаете, что именно это мы должны проделать с армянами — убить их всех до единого”.
“Нет, нет, нет, – поправил он. — Как вы, газетчики, неправильно понимаете и цитируете”.
Он вовсе не подразумевал истребление в качестве политики. Он знал, что мы не способны на это. Что мы должны делать? Он не сказал. Он определенно не имел в виду, что мы должны сознательно и умышленно истребить армян.
Видимо, Лоуренс Аравийский, Томас Эдвард Лоуренс, британский офицер и путешественник, сыгравший большую роль в великом арабском восстании 1916-1918 годов, воспарил в этой антиармянской парадигме существования как теоретик. То есть убивать армян, конечно, не стоит, но как было бы хорошо, если бы их Некто стер с лица земли. Без крови и дальнейшей коллективной ответственности.
Но армяне снова выжили. В большей мере вопреки, чем благодаря. И вот, недочищенные армяне, в небольшом количестве в 1914-1918 году прибывшие в Великобританию, основали свою немногочисленную, но очень эффективно действующую общину. Здесь обосновался нефтяной магнат Галуст Гюльбенкян. В 1922 году в Лондоне была сооружена армянская церковь Сурб Саркис.
Стали гордостью Великобритании специалист по передаче данных, профессор Кингстонского колледжа Роберт Истепанян, хирург Ара Дарзи, который в 2007 году был удостоен титула лорда, художник Артур Ошаканци, дизайнер-модельер Чарльз Анастас, основатель струнного квартета «Чилинкирян» скрипач Левон Чилинкирян, журналистка и игрок в гольф Наташа Шишманян, член женской сборной Англии и тренер юношеской команды шахматистка Мери Григорян, киноактер и исполнитель главной роли в фильме «Кинг-Конг» Энди Серкис, киноактер Роланд Манукян, телезвезда Дейвид Дикинсон (армянин по матери), писатель и кинорежиссёр Вон Пиликян и многие другие.
Большим другом армянского народа стала баронесса Каролина Кокс. Член Палаты лордов побывала в Арцахе уже более 80 раз.
По инициативе крупного лондонского предпринимателя, Ваче Манукяна, одна из английских церквей сегодня принадлежит Армянской Церкви и переименована в церковь святого Егише. Армянский триколор развевается над принадлежащим ему одним из высотных зданий на берегу Темзы…
Валерия Олюнина