"Ut unum sint"– "Да будет все едино!": грузинский излом
Этот призыв к христианскому единению прозвучал на II Ватиканском Соборе, стал особо востребованным в преддверии 2000 года, когда прошло совместное межхристианское богослужение в память о мучениках в Колизее. За 14 лет до этого, в 1986-ом, было еще одно знаковое событие: по инициативе Папы Иоанна Павла II впервые в истории представители всех мировых религий встречались в итальянском Ассизи, чтобы молиться о мире.
В одноименной энциклике об экуменическом служении св. отец Иоанн Павел II показал себя продолжателем дела своего предшественника – Папы Павла VI, который в Апостольском обращении 8 декабря 1975 года сказал о том, что «мы должны предложить верующим во Христа образ не разобщенных и раздираемых ссорами людей, которые вовсе не подают хороший пример, но зрелых в своей вере личностей… Разделение между христианами – тяжкое положение вещей, которое влечет за собой подрыв самого дела Христа».
В ноябре 1999 года по приглашению Эдуарда Шеварднадзе и Илии II Иоанн Павел II впервые посетил Грузию. В аэропорту его встречали президент, сам Патриарх Всея Грузии, представители дипкорпуса и главы всех религиозных конфессий. В тот раз тоже не обошлось без казусов. Но Шеварднадзе быстро признал, что никакого политического давления на главу грузинской церкви не было, напротив, обеими сторонами было признано, что визит Папы Римского – полезное событие для всей Грузии.
Выходит, не все понтифики одинаково полезны, иначе откуда в эти дни в стране, где православных большинство, появилось слово «прозелитизм»? Почему это не случилось 20 лет назад?
Тому есть объяснение: тогда грузин и римскую церковь все еще скрепляла победа над наследием тоталитаризма, отторжение идеи коммунизма. Но призрак сгинул, и теперь врагами оказались другие персоналии. Участники протестной акции стояли с плакатами на английском и грузинском языках «Ватикан – это духовный агрессор», «Держись подальше от Грузии, антихрист». Все это причудливым образом накладывалось на теплый прием, оказанный Понтифику президентом Георгием Маргвелашвили и Илией в его резиденции.
Несколько лет назад на сайте католик.ру была опубликована статья о том, с какими трудностями возрождается католическая церковь в Грузии. Нет соответствующего количества священников, не сформированы полностью церковные структуры. Из различных источников следует, что на территории Грузии живет сегодня от 50 до 100 тыс. католиков. Это всего лишь 1,5 % от 4,6-миллионного населения Грузии, большинство из которых — православные. Здесь работает 12 католических храмов. Представители Католической Церкви стремятся восстановить, в частности, 5 церквей, перешедших от Православной Церкви. В конце прошлого года удалось восстановить католический храм в Ахалцихе в регионе Самцхе-Джавахети, где живет больше всего католиков. При этом храме был построен женский бенедиктинский монастырь - первый и пока единственный центр созерцательной жизни во всем Закавказье. В соседнем поселении Вале (Wale) католики составляет почти 80%.
Итак, поездка в Грузию Папы Римского Франциска была признана самым неудачным визитом Понтифика, самой малолюдной среди тех, что он проводил в зарубежных поездках. Древняя христианская страна оказалась не вполне дружелюбной к главе католической церкви. В 2007 году грузинские ученые выдвинули версию того, что датой принятия христианства в Грузии нужно считать не 326 год, а 319. Если страна будет отмечать 1600-летие своей церкви уже через три года, значит, Франциск вновь приедет в древнюю Мцхету. С какими чувствами и программой – вопрос непраздный.
Июньское паломничество Папы в первую христианскую страну Армению сейчас вспоминается многими комментаторами. А ведь там католики тоже есть: по некоторым данным, около 150 тысяч человек около 3,9 % от общей численности населения. Казалось бы, близость ментальностей грузин и армян, позитивный импульс, который закладывал в свои проповеди Франциск к обеим нациям, не мог привести к такой поляризации. С одной стороны, выпущенный голубь в сторону Арарата, эйфория, которая проливалась по всей Армении в эти дни, люди, пережившие апрельскую агрессию Азербайджана и не сдерживающие слез и сердечности, а с другой стороны - прогонные кордоны, которыми были обложены дороги Папы, полупустой стадион…
Среди католиков в Грузии рядом с грузинами в основном армяне, а также грузины польского происхождения. Большую группу практикующих католиков составляют иностранцы, временно проживающие в Грузии, поэтому в церкви св. Петра и Павла в Тбилиси в воскресенье Святая Месса служится не только на грузинском языке и на латыни, но и на английском языке. Архиепископ Марк Сольчинский тогда высказывал надежду на диалог церквей. Но не прошло и трех лет, как обострился экуменический скандал. Сольчинский, конечно, в медиа описывал по возможности идеализированную картину - католиков в Грузии притесняют давно и систематически, свою тревогу не раз выражал Папский Фонд «Помощь страдающей церкви». Многим католикам в Грузии приходилось перекрещиваться, если они хотели вступить в брак с православным. Дело доходило до абсурда – не смертном одре родичи убеждали пожилых родственников перейти в православие, чтобы после смерти была возможность воссоединиться. В народе ходят поверья, что католик имеет только одну дорогу – в ад. Во многих католических семьях младенцев крестят в православной церкви, чтобы облегчить жизнь ребенка.
Между тем мусульманское сообщество Грузии очень разнообразно: тут уживаются и грузины-аджарцы, и грузины-месхи, абхазы, чеченцы-кистинцы, аварцы, азербайджанцы, которые компактно сосредоточены уже в нескольких районах страны. Мало того, ислам принимают евреи, русские и сами грузины. Есть даже одна армянка. По данным последней переписи населения 2002 г. ислам исповедовали 9,9 % населения страны.
Получается парадоксальная, но слишком ожидаемая геополитическая тектоника: при интенсивной исламизации региона католик становится менее желаем, чем мусульманин. Возможно, при нарастании исламизации в Грузии первыми жертвами межконфессиональных конфликтов будут именно католики. Быть может, Папа Франциск будет приезжать в Грузию еще и еще, пока ситуация не станет стабильной.
После Грузии Понтифик направился в Азербайджан. По протоколу у него есть надежда, что путем диалога разногласия на Кавказе будут преодолены. В том, что Франциск не последовал из Армении в Карабах, теперь видится смысл: чтобы не было яростных упреков из Баку или абсурдного включения его в "черный список". Встреча с владыкой Паргевом, прошедшим со своим народом всю войну, конечно, могла бы уже создать плохую основу для диалога с его светскими и духовными лидерами. Тут всегда будет важным присутствие еще одного игрока: Александра Ищеина – главы Бакинско-Азербайджанской Епархии РПЦ. Который стремительно открестился от своего присутствия в 2010 году на закладке русского храма в Степанакерте, время от времени обвиняющий Ереван в несговорчивости.
«Истинный мир – надо об этом помнить – никогда не является результатом военной победы, но включает в себя преодоление причин войны и подлинное примирение между народами», - будут ли помнить этот постулат Иоанна Павла II на Кавказе после того, как Папа уедет?
Автор: Валерия Олюнина