От Старой до Новой Джуги: история армянского города
Армянский город Джуга упоминается летописцами, начиная с V в. Он был построен на левом берегу Аракса и входил в состав армянского марза Сюник. Постепенно разрастаясь, город переходит на другую сторону реки, перекинув через водную гладь уникальные каменные мосты. В Х в. Джуга становится крупным центром торговли, где проживает много богатых купцов. Состоящее в основном из армян население Джуги быстро росло. После страшного землетрясения, разрушившего армянскую столицу Ани, часть ее жителей перебралась в Джугу. К концу ХVI в. это был богатейший и процветающий армянский город.
Через Джугу проходили торговые пути, связывающие Запад с Востоком. Караваны купцов направлялись в Индию, Китай, Вену, Амстердам, Венецию, Крым, Константинополь, Астрахань, Москву и даже на Филиппинские острова, в Манилу. Достаточно сказать, что из 300 купцов, зарегистрированных в торговой палате Венеции, 70 были из Джуги и одна из улиц этого удивительного города называлась Джугинской.
Помимо торговли жители Джуги славились как искусные ювелиры, камнерезы, гончары, архитекторы и строители. В своем родном городе они построили множество прекрасных дворцов, церквей, создали большое количество хачкаров с изящным, тонким орнаментом. Богатство джугинцев достигло невероятных размеров. Их дома блистали роскошью, а внутренние украшения и утварь были изготовлены из золота и серебра. Старая Джуга славилась своими средневековыми архитектурными и историческими памятниками, а могилы джугинцев украшали восхитительные хачкары. Главный христианский храм Джуги – Аменапркич, возведенный на возвышенности, был виден с любой точки города… Так обстояли дела до рокового 1604 года.
В 1604 г. в ходе персидско-османской войны в Джугу прибывает персидский шах Аббас Первый Великий. Джугинцы торжественно встретили шаха. Глава города ходжа Хачик преподнес царю золотое блюдо, заполненное доверху золотыми монетами. Богатые вельможи также преподнесли дорогие подарки. Персидский шах провел в Джуге три дня, его потчевали изысканными блюдами и винами, щедро задаривали. Однако, как это и бывает нередко, гостеприимство джугинцев обернулось для них бедой. Шах Аббас, то ли из зависти, то ли следуя тактике "выжженной земли", решил изгнать из города все его население и переселить в персидский город Исфахан, тогдашнюю столицу Сефевидов - "дабы не достались богатства города проклятым османам". Нетрудно догадаться, какой трагедией обернулся этот приказ для жителей процветающей Джуги, которым на то, чтобы покинуть родные места, шах дал 3 дня на сборы. Бросив свои роскошные дома и дворцы, оставив любовно украшенные хачкарами могилы предков и взяв только самое необходимое, горожане покинули Джугу. При переправе через реку Аракс много людей утонуло. В пути их обворовывали персидские всадники, присваивая богатства безоружных переселенцев и угоняя в рабство молодых мужчин и женщин, – до боли знакомая картина для армян ХХ века!
По личному приказу шаха персидские солдаты сожгли и разрушили опустевший армянский город, не оставив камня на камне. Чудом уцелели только получившие позднее всемирную известность могильные хачкары Старой Джуги. Но то, что не смогли сделать варвары персидского шаха, благополучно претворили в жизнь современные азербайджанские вандалы. В древнеармянском городе Старая Джуга насчитывалось около 8 тысяч армянских хачкаров - шедевров мировой архитектуры. Половина из них была уничтожена во время нахождения Нахиджевана в составе Советского Азербайджана. Вторая половина была методично ликвидирована в период уже независимой Азербайджанской Республики. Так на глазах всего цивилизованного мира ценнейший памятник истории - древнее армянское кладбище Старой Джуги превратилось в военный полигон Министерства обороны азербайджанцев…
Оказавшись на новом месте, армяне Старой Джуги начинают бурную деятельность, и вскоре пригород Исфахана - Новая Джуга становится не менее процветающим, чем Старая Джуга. Благодаря прирожденной предприимчивости армян Старой Джуги Новая Джуга также превращается в крупный центр торговли. Армянские купцы сразу, поняли какую выгоду им сулит торговля с быстро развивающейся и необъятной Российской империей.
Первое упоминание о купце-армянине по имени Авраам, который поселился в Китай-городе, появилось в московской летописи 1390 года. С тех пор армянские купцы развернули бурную торговую деятельность, стали возить вверх по течению Волги различные восточные товары в златоглавую Москву, которая тогда была торговым центром русского государства.
Русские люди не видели особой разницы между своим и армянским православием, а посему охотно дружили с армянами, вместе пировали, допускали в свои церкви и даже вступали в браки с армянами. Все это способствовало тому, что армянские купцы как из Старой, так и из уже Новой Джуги стали быстро становиться на ноги и вскоре организовали свою торговую армянскую компанию. Дабы закрепиться на обширном русском рынке, в марте 1660 г. компания преподносит царю Алексею Михайловичу дар в виде роскошного трона, украшенного драгоценными камнями.
Трон был изготовлен в Исфахане придворными ювелирами персидского шаха. Для красочной инкрустации своего дара армянские купцы из Новой Джуги закупили в Индии 800 редких алмазов и множество прочих драгоценных камней. Верх трона украшают золотые фигуры апостола Петра и Николая Чудотворца, а по бокам изображены миниатюры животных, птиц, сцены охоты. Теперь этот бесценный дар армянских купцов находится в Оружейной палате Кремля и приводит в восторг многочисленных туристов российской столицы. И хотя не все туристические проспекты отмечают, что этот трон - дар именно армянских купцов из Новой Джуги, но многие разноязычные гиды справедливости ради во время устной экскурсии непременно акцентируют внимание туристов на этом историческом факте.
Нетрудно догадаться, что после таких щедрых даров дела армянских купцов пошли в гору. Это поспособствовало тому, что в Москву из Закавказья и Персии помимо торговцев стали прибывать армянские ремесленники, ювелиры, врачи, оружейники, мастера живописи и прочий трудолюбивый люд. Часть из них навсегда обосновывалась в русской столице и уже в эпоху правления Петра Великого основала немногочисленную армянскую общину. "Армян по возможности приласкать… дабы дать охоту для большего их приезда" - так повелевал великий русский царь-реформатор.
Уже в середине ХVIII в. по мере процветания Российской империи в Москве формируется влиятельная армянская диаспора, куда входят и такие знатные фамилии, как Сумбатовы, Айрапетовы, Галустовы, Астатовы, ну и, конечно же, Лазаревы. Именно к роду Лазаревых относится такая яркая личность эпохи правления Екатерины Великой, как граф Иван Лазаревич Лазарев (Оганес Агазарович Лазарян). В этом выдающемся армянине слились воедино таланты успешного предпринимателя, искусного придворного ювелира, государственного деятеля и щедрого мецената.
Отец Ивана Лазаревича - Агазар Назарович Лазарян был родом из Новой Джуги. Переселившись в Москву в начале ХVIII в., он развернул успешную торговлю драгоценными камнями. Его сын Иван переезжает из Москвы в новую столицу Российской империи, Санкт-Петербург и благодаря своему природному уму и обаянию быстро обзаводится полезными связями при дворе Екатерины Великой. Всесильные братья Орловы, графы Потемкин, Безбородько, Вяземский помогли Лазареву взять в банке выгодный кредит, а затем вошли с ним в долю в общие беспроигрышные предприятия, например, такие как поставка медных монет из Екатеринбурга в столицы Российской империи. После этого Лазарев выкупает у Строгановых металлургические заводы в Пермской губернии и становится основным производителем меди в России, что делает его богатейшим человеком при дворе Екатерины II. Он строит дворец в Ропшино, усадьбу во Фряново, становится владельцем 830000 десятин земли.
При непосредственном участии Лазарева в Петербург доставляется знаменитый огромный бриллиант, получивший после долгих злоключений название "Орлов". Найденный в Индии всемирно известный белый алмаз с зеленоватым отливом после огранки весил 190 карат. Он был выкраден неизвестными лицами из трона покойного Надир-шаха. Желая поскорее избавиться от краденого, грабители дешево продают бесценный бриллиант армянскому купцу из Новой Джуги Григорию Сафрастяну. Тот тоже спешит вывезти от греха подальше краденый алмаз за пределы Персидской империи и отдает его на хранение в банк Амстердама. Скрыв драгоценный камень в голландском банке, Сафрастян начинает не спеша искать ему достойного покупателя и находит его в лице племянника своей жены, придворного ювелира Екатерины Великой Ивана Лазарева, который после недолгого торга выкупает бриллиант и доставляет его в Санкт-Петербург.
Искушенный царедворец и опытный придворный ювелир Иван Лазарев сразу понимает, что бриллиант таких огромных размеров непременно должен преумножить величие императрицы Российской империи. Недолго думая, он продает алмаз графу Орлову, а тот дарит его на именины своей царице Екатерине II. Есть версия, что Орлов был подставным лицом в этой сделке, а бриллиант был куплен у Лазарева на казенные деньги самой Екатериной. Скорее всего, так оно и было, ибо мудрая Екатерина II, не желая прослыть в глазах своего народа транжирой, приобретала драгоценности через третьи лица. Так или иначе, но вся Европа сразу загудела от зависти, ибо ни у кого из царствующих тогда монархов не было бриллианта таких огромных размеров. В настоящее время бриллиант "Орлов" украшает императорский скипетр Екатерины Великой, который находится в алмазном фонде России.
Иван Лазарев добивается разрешения и строит на свои средства в центре Невского проспекта армянскую церковь Святой Екатерины, отреставрированную и ныне действующую, Крестоводвиженскую церковь или – Армянскую Апостольскую Церковь Сурб Хач в Москве, которую большевики снесли в 30-х годах. Он становится инициатором создания в Армянском переулке Москвы Лазаревского училища (Лазарян штемаран) для обучения одаренных армянских детей. В настоящее время в этом здании расположено Посольство Республики Армения.
Благодеяния армян Старой и Новой Джуги оставили значительный след в истории многих народов и государств. Они по сей день находят отражение в нашей жизни, и, хотя горстка потомков кочевников–скотоводов смогла безнаказанно надругаться над останками армян Старой Джуги и осквернить их память, невозможно сломить сильный дух армянина - созидателя и творца. И тому подтверждение большая община армян современной Новой Джуги персидского города Исфахана, сохранившая до сих пор свою непоколебимую христианскую веру и самобытность. Современная Джуга - центр самой большой и древней армянской диаспоры Ирана с армянской школой и двенадцатью церквями. В общине открыто продаются алкогольные напитки, полностью запрещенные во всем Иране. Это старая привилегия иранских армян, которые некогда убедили шаха, что алкоголь необходим им в "ритуальных целях".
Источник: mostga.am