Встреча воинов Армянской 89-й стрелковой дивизии
70 лет считался без вести пропавшим дважды раненный и четырежды награжденный в боях за Крым Бугдан Мусаэлян. Он лично уничтожил на полуострове более 40 фашистов. Солдата призвал на фронт в июне 1941 года Гадрутский РВК Нагорно-Карабахской АО. Он не погиб в Крыму, как думали родные и работники военкомата: после Керченско-Эльтигенской десантной операции и участия в освобождении городов-героев Керчь и Севастополь с боями дошел до Германии, где и погиб почти в самом конце войны, в феврале 45-го, похоронен в немецком селе Рампиц. Сотни имен и военных подвигов армян, которые сражались за Крым во время Великой Отечественной войны, возвращаются из небытия благодаря общественной организации «Победа». Она ведет более 10 проектов.
Пятнадцать лет Вартан Григорян, публицист, краевед, историк, председатель Комиссии по военно-патриотическому воспитанию Региональной армянской национально-культурной автономии Республики Крым, занимается поисковой работой. Он — автор книги «Великая Отечественная война. Армяне в боях за Крым», почти в одиночку воскрешает имена бойцов и командиров 89-й Таманской трижды орденоносной стрелковой дивизии под командованием генерал-майора Нвера Сафаряна, заслужившей за освобождение Керчи и Севастополя ордена Красного Знамени и Красной Звезды. Два полка под его предводительством получили почетные наименования «Севастопольский».
89-я Таманская дивизия была сформирована на территории Армянской ССР в 1941 году. Ее первый командир — полковник Семен Георгиевич Закиян. Ему еще доведется воевать в Крыму в составе Крымского фронта командиром 390-й армянской стрелковой дивизии. В начале апреля 1942 года он погибнет в боях на Керченском полуострове, почти целиком погибнет и сама дивизия. Тысячи могил бойцов, геройски погибших в Крыму в 1942 году, остались безымянными. С почестями комдива перевезут и похоронят в Ереване, посмертно наградят орденом Ленина.
До участия в кровопролитных боях за Тамань и Крым (Керчь и Севастополь) 89-я Таманская Краснознаменная ордена Красной Звезды стрелковая дивизия состояла преимущественно из армян (более 90%). После участия в этих и других сражениях в 1943 — 1944 годах, к концу войны, доля армян в ней уже не превышала 60 %. Единственная из всех национальных формирований, 89-я-армянская Таманская стрелковая дивизия участвовала в штурме Берлина и разгромила гарнизон противника в самом его центре, за это была награждена орденом Кутузова II степени. В ходе войны дивизия прошла путь в 7250 км, из них 3640 км с боями. Девять воинов дивизии удостоились высокого звания Героя Советского Союза. Сама же дивизия в апреле 1944 года за освобождение городов Керчь и Балаклава была награждена орденом Красной Звезды, а в мае 1944 за освобождение Севастополя — орденом Красного Знамени.
Сотни бойцов этой армянской дивизии были похоронены на дивизионном кладбище, которое располагалось тогда в поселке Колонка, у Керчи. Более 1,5 тысячи бойцов 89й и 390-й армянских стрелковых дивизий покоятся на мемориальном кладбище в селе Глазовка на Керченском полуострове. На этом месте в 2005 году Крымским армянским обществом был установлен памятник.
Единомышленники, активисты общественной организации «Победа», крымские и московские историки, краеведы изучают документы той поры, мемуарную литературу, выписки из наградных листов, госпиталей, военкоматов, письма. Активист «Победы» Зоя Чернышева связалась с родственниками более ста погибших воинов. Так, уточняются цифры, отражающие действительные людские потери армян в годы войны в Крыму. «Десятки погибших за Севастополь бойцов 89-й дивизии до 2014—2016 годов числились пропавшими без вести, — рассказывает Вартан Григорян. — Благодаря поисковой работе родные узнали о местах их захоронений. Каждый год находятся сведения о приблизительно 20 без вести пропавших».
Десятки тысяч воинов призывались из разных республик Советского Союза. Сколько из них погибло в Крыму – такой статистики никто не вел. По разным оценкам, с фашистами сражались от 500 до 600 тысяч армян, более 200 тысяч из них погибли. Сейчас установлено, что число погибших в годы Великой Отечественной войны армян около 300 тысяч. Около 8 тысяч бойцов и командиров были награждены в боях за Крым: около 2 тысяч — за Керчь и более 6 тысяч — за Севастополь.
Работа краеведов крайне сложна, ведь могилы погибших не сохранились, многие бойцы до сих пор числятся без вести пропавшими. Интернет-ресурсы ОБД «Мемориал» и «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.», где размещены миллионы оцифрованных документов, хранящихся в российских военных архивах, расширяют возможности поиска.
Особенно кровопролитные бои проходили на Севастопольском направлении при штурме высоты Горная 9 мая 1944, где погибло около 500 воинов-армян. «Победе» удалось установить подробное описание подвига лейтенанта Хачатряна, удостоившегося высшей правительственной награды — звания Героя Советского Союза. В попытке с двумя бойцами зайти в тыл сопротивлявшейся группе немцев, преградившей путь взводу, лейтенант Хачатрян неожиданно оказался в западне. Завязалась рукопашная схватка, оба бойца были ранены, и Хачатрян оказался лицом к лицу с 7 немцами. Отняв винтовку у ближнего, он штыком и прикладом перебил четырех из них, приведя остальных в бегство, и, зайдя с тыла, в траншее, создал видимость окружения, чем заставил группу немцев сдаться. В плен было взято 26 человек. Во время наступления на водохранилище в тот же день со своим взводом, благодаря смелому замыслу и четкому руководству, первый прорвал линию обороны противника, чем способствовал успешному действию батальона. За время этих боев взводом лейтенанта Хачатуряна уничтожено 43 и взято в плен 97 немецких солдат и офицеров.
Отдавая дань памяти более тысяче солдат и офицеров орденоносной 89-й стрелковой Таманской дивизии, ежегодно общественная организация «Победа» с привлечением региональных армянских организаций организовал праздник на высоте Горная в Севастополе. Гости приезжали из России, Армении, Грузии, Беларуси и других стран СНГ. Вместе они посетили доты (долговременные огневые точки), которые при участии «Победы» восстанавливаются к этому дню, возлагают цветы к обелиску.
Валерия Олюнина