Культ фаллосов пришел в Армению из Индии
К числу культовых памятников, дошедших до армян со времен урартов, относятся также фаллосы, сохранившиеся в Армении в довольно большом количестве. Есть предположение, что этот фетишистский культ был занесен сюда впервые индоевропейцами (митанийцами), поскольку родиной этого культа считают Индию. Он был очень широко распространен в древности в странах Передней Азии и в Египте. Отсюда он проник также в Европу. В Помпее сохранилось громадное количестве фаллосов, дошедших чаще всего в виде предметов домашнего обихода.
Фaллос представляет собой изображение мужских половых органов, символизировавшее, в понятиях древних, плодородие, плодовитость и размножение. Найденные в Армении фаллосы представляют собой каменные изваяния, величиной от 20 до 130 сантиметров (а иногда и больше), или нарезные изображения на камнях. Знаменитый армянский археолог Ерванд Лалаян, один из организаторов Армянского этнографического общества и первый директор Государственного исторического музея Армении, находил их иногда в могилах, куда они клались для предохранения умерших от влияния злых духов, а также в местах паломничества и поклонения. Вера в фаллосы не была окончательно изжита до сравнительно недавних времен и сохранилась в форме древнейших верований, особенно среди женщин, страдавших бесплодием или агалактией (скудным отделением молока в период кормления). Бесплодные женщины приходили на паломничество к каменным изваяниям фаллоса, передвигались вокруг него, молили о желании иметь детей, ставили свечи и терлись животом о фаллос в надежде забеременеть. Женщины, не имевшие грудного молока, приходили к фаллосу с детьми, молились и смазывали фаллос маслом. Если масло таяло, то это обещало успех лечения.
Фаллос, найденный близ Татева в Зангезуре, называемый пупочным камнем, в значительной степени стерся вследствие того, что он веками подвергался трению о женские животы (отсюда и название их "портакар", т. е. пупочный камень).
В Армении найдено также некоторое количество бронзовых статуэток с более или менее выраженными фаллосами. По-видимому, эти фигуры также в старину имели культовое значение. Хотя большая часть этих статуэток найдена в развалинах урартской крепости, однако, компетентными исследователями высказано предположение, что они хеттского происхождения.
Во многих культурах фаллический символ считался мощным оберегом. Например, фаллосы, изготовленные из дерева, раскрашенные яркими красками и обвязанные цветными лентами, можно увидеть в Таиланде и сегодня. Эти символы плодородия и богатства тайцы приносят их в пещеру Принцессы Любви, расположенную на одном из островов провинции Краби. В Бангкоке есть роща, называемая Храмом Плодородия, где расставлены деревянные фаллосы различных размеров.
Предки славян спасались от неведомого, прикрепляя к воротам своего дома различные символы, в том числе – оберег в форме фаллоса. Кстати, что слово «удача» происходит от слова «уд». Так древние славяне называли таинственного бога, покровителя любовной связи.
Слово «удовольствие» тоже имеет корень «уд» и имеет прямое отношение к древнему богу. Бог Уд изображался в образе кудрявого молодца, который восседал на туре. Рога тура были обвиты венком из ветвей калины – символом девственности. Фаллическими символами украшали домашнюю утварь, кольца, серьги, ожерелья. Иногда к этим символам подвешивали колокольчики, которые должны были усиливать силу амулета, распугивая звоном злых духов и «нечистую силу». Фаллосы с колокольчиками подвешивали в спальне, передней. Торговцы считали, что такие амулеты приносят удачу, и вешали их в торговых лавках.