Мавзолей армянской династии открылся в Стамбуле
Являясь авторами многих архитектурных работ, выполненных на заказ для Османской Империи в 18-19 веках, семья Бальян - армянская династия знаменитых османских архитекторов - удостоилась своего собственного мавзолея после смерти членов своей семьи. Мавзолей построен братьями Грачем и Акопом Кирмизянами, на родовом кладбище семьи Бальян, на территории армянского кладбища Сурб Хач в Уксюдаре.
Открытие Мавзолея состоялось 1 октября. На открытии присутствовали министр культуры Турции Наби Авджи и Патриарх Константинопольской патриархии Армянской Апостольской церкви, архиепископ Арам Атешян, пишет издание dailysabah.com.
Стоит отметить, что Карапет Балян - автор основных архитектурных проектов Стамбула. Наиболее известной его работой является дворец Долмабахче. Надгробный камень Карапета, который пропал во время экспроприации, появится с камнем Амира Бальяна, Саркиса Бальяна и других членами семьи на родовом кладбище Бальянов.
Один из двух предпринимателей и сторонников проекта, Грач Кирмизян сказал: « Это наш долг перед семьей Бальян.» Вспоминая, что основные сооружения Стамбула были спроектированы семьей Бальян, Кирмизян отметил, что он создал этот великолепный мавзолей в память о семьи Бальян.
Мавзолей, выполненный в армянских архитектурных традициях, состоит из трехметровых мраморных колонн, сама гробница расположена на их вершине. На заднем плане находятся мраморные камни с именами знатных членов семьи Бальян. На строительство мавзолея ушло два года. За это время удалось почистить, восстановить все саркофаги, принадлежавшие династии Бальян и построить мавзолей для семьи, благодаря которой преобразился облик Стамбула.
Семья Бальян: армянские архитекторы в эпоху Османской Империи
Семья Бальян - одна из самых известных семей в эпоху Oсманской Империи. Родом из центральной Анатолии, члены этой знатной семьи на протяжении многих лет служили придворными архитекторами у османов. Они возводили дворцы и мечети, такие как Долмабахче и Бейлребей.
В те времена армяне занимались земледелием и отлично владели почти всеми видами ремесла. Армянские семьи заселяли в старые и новые города, в виду того, что они были умелыми ремесленниками.
Чудо инженерной мысли
Армянская семья из провинции Кайсери Центральной Анатолии была последователями рода девяти ремесленников. Они оставили значительный след в архитектуре Стамбула, создавая многочисленные дворцы, церкви, мечети, особняки, казармы, школы, больницы, башни, фонтаны, дамбы и театральные залы. Семья Бальян разработала уникальный архитектурный стиль, смешивая барокко и имперские стили Европы с восточным орнаментальным стилем. Передавая свои знания и опыт от одного поколения к другому, семье Бальян удалось усовершенствоваться и оставить память после себя. Основателем династии архитекторов Стамбула был Мереметчи Бали Калфа, который мигрировал из деревни Кайсер в Стамбул в 18-м веке и скончался в 1803 году.
Мастер Грикор (1764-1831) был внуком Бали Калфы и первым членом семьи, который уже именовался Бальян. Он стал личным архитектором султана Османской Империи Селима III. У мастера Грикора сформировалась такая репутация, что преемник Селима III, Султан Махмуд II наградил его определенными привилегиями: освободил от налогов, разрешил ездить по городу, использовать лодку и иметь возможность, чтобы его судебные процессы прослушивались главным визирем. Мастер Грикор был узнаваем и любим в своем обществе, и стал важной фигурой в разрешении споров в армянской общине.
Он присматривал за бедными людьми и щедро относился к своим рабочим. Самые знаменитые работы Мастера Грикора, которые по сей день находятся в городе, являются казармы Селимийе в Ускюдаре, которая представляет собой чудо инженерной мысли, дворец Валидэ Султан в районе Таксим, мечеть Нусретийе на побережье Босфора .
Так как Мастер Грикор разводил много соловьев вокруг своего дома, этот регион начали называть Бюльбюльдереси (соловей). Брат Грикора Сенекерим был архитектором башни Баязет.
Шедевры архитектуры
Самое известное имя в семье Бальян носил Карапет Амир, сын Грикора, который был впереди выдающихся французских архитекторов своего времени и стал главным императорским архитектором османского двора. Наиболее известной его работой является дворец Долмабахче, построенный совместно с зятем Ованнесом и сыном Никогосом в 1853 году.
На протяжении тридцати лет своей карьеры, Карапет Амир построил семь дворцов, четыре завода, одну казарму, мечеть, семь церквей, две больницы, три школы, две дамбы, фонтан и один мавзолей наряду с бесчисленными зданиями. Самые главные сооружения архитектора являются дворец Чихте (ныне здание Университета Мимара Синана) в Финдикли, казармы, мечеть Долмабахче, мавзолей Султана Махмуда II, школа Харбийе (ныне военный музей), здание текстильной фабрики в Хереке. Поначалу мастер Карапет использовал классический стиль, а позже усвоил имперский стиль. Во время правления Султана Абдулмесида, Карапет Амир сыграл важную роль в городском развитии района Галата. Он получил успех за несоответствие симметрии, принятой в европейских городах, а за использование гармонии природы и моря.
Сын Карапета Никогос (1825-1858) учился в колледже Сен-Барб в Париже. Он был любимым учеником известного французского архитектора Лабруста. Затем Никогос стал придворным архитектором. За свою короткую, но плодотворную жизнь, он построил много сооружений. В их число входит павильон Кючюксу, Ортакей и Часовая башня Долмабахче. Архитектор обучал своих студентов настенному орнаменту и резьбой по камню, используя свои знания, полученные в Европе. Он также возглавил реорганизацию армянской общины, что позволило людям иметь право голоса в армянской общине наряду с духовенством. Никогос умер от брюшного тифа в очень молодом возрасте. Его сын Левон также изучал архитектуру в Париже.
Средний ребенок Карапета Акоп (1837-1875) тоже окончил архитектурный факультет в колледже Сент-Барб в Париже. Он стал придворным архитектором после своего отца. Его самая известная работа это дворец Бейлербей (1864 г.), который является жемчужиной Босфора с его изящным орнаментом. Его запрос на аудиенцию к королеве Франции Евгении, которая остановилась во дворце Бейлербей во время своего визита в Стамбул, был принят, и ему было присуждено множество наград. Во время строительства дворца Бейлербей османский султан попросил Акопа реконструировать разрушенную церковь в Кузгунчук, чтобы он имел возможность посещать утренние ритуалы и не задерживать строительство дворца. Акоп ходил на утренние молитвы в церкви Сурб Григор Лусаворич, а затем направлялся на строительную площадку. Он очень интересовался литературой и театром. В его особняке ставились удивительные пьесы. После смерти своей молодой и красивой жены во время родов, он потерял смысл жизни, переехал в Париж и умер там.
Быстрый и совершенный.
Саркис Бей, другой сын Карапета (1831-1899) в возрасте 12 лет отправился получать образование в Париж. После окончания колледжа Сент-Барб и Центральной школы, он учился в Школе искусств де Денди и вернулся в Стамбул. Он сопровождал султана Месида во время своего визита в Салоники, там он принимал своих гостей возле бассейна, который он строил ночью.
Его изобретения в области техники принесли ему всемирную известность, в том числе его паровой двигатель и взрывостойкий секционный котел, который принес ему награду на Лондонской Международной ярмарке промышленности в 1862 г.
Несмотря на то, что он был удостоен значками и званиями, он продолжал заниматься промышленностью и торговлей. В качестве подрядчика и предпринимателя, он руководил шахтами и открывал заводы. Ему поручили построить Багдадскую железную дорогу. Он построил некоторые части Стамбула, поврежденные в результате землетрясений и пожаров, получил одобрение и доверие султана Абдулхамида. Дворец Адиле Султан, дворец Йылдыз, мечеть Аксарай Валиде Султан, тюрьма Харбие (нынешний Стамбульский университет), Галатасарайский лицей, мечеть Хамидие и часовая башня Хамидие в Йылдызе являются одними из наиболее популярных работ. Он работал со своим братом Акопом. Саркис получил большую известность, чем Акоп, потому что он строил сооружения, проектируемые его братом.
Как последний придворный архитектор Османской империи, он является самым известным среди его семьи, он был первым архитектором, использующим коллективную рабочую технику. Он показал, что более тысячи людей могут эффективно и качественно работать на строительных площадках 50 зданий. Он также гарантировал высокий уровень благосостояния этих работников. Он владел единственным островом на Босфоре, сегодня известным как остров Галатасарай, на берегу Куручешме. У него был двухэтажный особняк, где были физическая и химическая лаборатории.
Благодаря своему знанию механики, его скорости и доступной стоимости строительства, он заслужил много похвалы в Европе. За 2 года он завершил дворец Бейлербейи, который был похож размером на Новую оперу в Париже, а также в течение шести месяцев Йылдыз киоск размером с Национальную библиотеку. Le Monde в Париже похвалил его за быструю работу в издании 1875 года. Саркис Бей также был художником-любителем и музыкантом. Он принимал у себя художника Айвазовского, который был приглашен султаном Азизом в Стамбул.
Симон младший сын Карапета (1846-1894) был дизайнером-экспертом, он создавал настенные и потолочные миниатюры для зданий, построенных его отцом и братьями. После смерти его брата Акопа, он стал дворцовым архитектором и построил военную базу и полицейский участок.
Не так много людей совершающих свои молитвы в мечети в Босфоре знают, что некоторые из этих мечетей были построены армянином. Наряду с их вкладом в историю турецкого искусства, семья Бальян является хорошим примером того, что равные возможности были предоставлены разным социальным классам османами и даже те, кто были не из господствующего класса, также могли получить награду.
Наири Закарян