Вышивка Урфы

Вышивка Урфы

Всякое народное искусство несет на себе печать форм, цвета и стилей, свойственных только этому народу. В прикладном искусстве армянского народа особенно отчетливо это проявляется в мотивах ковроткачества и рукоделия, в традиционных школах Урфы, Мараша, Карина, Сваза, Вана, Айнтапа и других армянских городов. Своими изделиями армянские города снискали себе популярность далеко за пределами родной страны, благодаря торговым связям и свидетельствам путешественников. Одним из таких городов была Урфа или Эдесса, основанная армянами еще до нашей эры.

Сегодня в Государственной картинной галерее Армении хранятся два альбома с цветными рисунками и образцами вышивок, исполненных армянками города Урфа.

После погромов 1893-1896 гг, устроенных султаном Абдулом Гамидом, в Урфе, как и в других городах, на помощь бедствующим пришли американские, а затем и немецкие миссионеры, открывшие сиротские приюты и больницы. Хозяйка американского приюта мисс Корина Шатэгэ открыла в Урфе мастерскую. Сотни армянских семей Урфы и близлежащих деревень жили на выручку от продажи своих вышивок. Так искусство армянского рукоделия вновь ожило и получило всеобщее признание.

В 1903 году немецкий армяновед Иоханнес Лепсиус основал в Урфе армянский приют, инспектором которого была назначена 27-летняя датчанка Карэн Эффен. В дальнейшем она возглавила мастерскую и продолжила работу по производству вышивок. Даже в трагическом 1915 году Карэн оставалась в Урфе, делая все возможное для оказания помощи любимому народу в его борьбе за выживание.

Уже упомянутые альбомы с образцами урфинских узоров, единственное сохраненное свидетельство некогда процветавшей деятельности армянских мастериц. Их до нас донесла одна из учениц названного приюта - Сатеник Базикян. Эти альбомы были созданы по распоряжению руководителя германского коврового завода в Урфе Бруно Эккарта. После катастрофы 1915 года он женился на осиротевшей армянке Сатеник, а осенью 1918 года, после окончания войны решил вернуться в Германию. Однако жена не только отказалась ехать с ним, но и не позволила вывезти в Германию альбомы.

Сатеник переехала в Армению только 1947 году и передала свой бесценный дар Государственной картинной галерее Армении. По образцам этих альбомов вышивка урфинской школы была восстановлена и спасена. Сегодня традиции урфинской вышивки обретают вторую жизнь благодаря сестрам Анжеле и Анаит Абгарян. Они открыли Студию рукоделия, в которой занимаются юные искусницы от 6 до 18 лет. Работы как мастериц, так и их подмастерий, известны не только в Армении, но далеко за ее пределами – во Франции, Англии, Америке, Канаде, Китае.

Иллюстрации взяты из книг "Орнаменты армянских рукописей", составитель Л.А. Дурново, Изд. Советакан Грох, Ереван, 1978 и "Вышивка Урфы", составитель А. Патрик, Изд. Советакан Грох, Ереван, 1985

Вглядитесь внимательно в рисунок, цветовое решение, в переплетение нитей, и вам на память придут цветочные гирлянды армянских миниатюристов, кружевная резьба по камню наших камнерезов. Удивительная память сердца - на кончиках пальцев, дошедшая до наших дней.

НаринЭ

Вышивка Урфы