Художник Олег Тистол исполосовал Арарат

Художник Олег Тистол исполосовал Арарат

Представитель украинского концептуализма Олег Тистол 30 мая представил  проект «Арарат-06». Армения — одна из самых маленьких стран бывшего СССР, географически не имеющая выхода к морю и по историческим причинам лишенная официальных прав на собственный священный символ — гору Арарат.

Эта коллизия не раз упоминалась в учебниках истории. Следует вспомнить, например, кровавое 24 апреля 1915 года, когда в Османской империи началось уничтожение армян. И пока Турция не признает армянского геноцида, о жертвах насилия говорит искусство.

В серии работ Тистола «Арарат-06» нет отпечатков пальцев убийц. На каждой из картин — одинаковый силуэт горы и вариации простых до рези в глазах ярких и черных полос. «Именно так он (Арарат) выглядит, если смотреть на него из Еревана, но находится он уже в Турции» , — подсказывает Тистол.

Стиль художника вновь заставляет вспомнить кредо западного журналиста: констатировать цвет, не навязывая читателю выводы. Созерцая изображенный Тистолом пик перекрестка Европы и Азии, много философствовать не приходится. Одним только приемом повтора профиля Арарата художник непринужденно наступает на любимую мозоль турецких властей, нацеленных на вступление в Евросоюз.

Еще в 1997 году совместно с художницей Мариной Скугаревой Тистол создал проект «Казбек», вдоволь налюбовавшись силуэтом горы, изображенной на пачке дешевых сигарет. Затем была серия работ «Кавказ» — на первый взгляд, по композиции она близка к «Арарату». Вот только яркие, почти трафаретные «кавказские» орнаменты сменили раздражающие ровные линии. Что для художника может быть опаснее однозначности? Чувствуйте их напряжение, анализируйте оттенки заснеженного Арарата. Но знайте, у концептуалиста Тистола эта драматургия не обошлась без коньяка с поэтичным названием «Арарат». А в пресс-релизе выставки нет ни строчки о том, что Арарат в свете широко обсуждаемого факта геноцида армян сейчас для искусства популярное «туристическое» место. Вспомнил бы о нем художник, если бы не полосы европейской прессы? Вспомнили бы мы о предмете территориального спора Турции и Армении, если бы не проект «Арарат-06»?

«Арарат-06» — не географическое открытие. Справедливо же отечественные искусствоведы прозвали Тистола трафаретчиком — этот концептуалист остается чувствительным к содержанию. А смысла в «Арарате-06» хватит на всех. Одни в кричащих полосах увидят полосы, другие возьмут и заплачут от зрелища падающих роз на желтом «заборе». А третьих тронет чужая печальная сказка о горе Арарат, на заснеженной вершине которой покоится Ноев ковчег.

Художник Олег Тистол исполосовал Арарат