0
0

Развитие жанров в армянском кино

Историко-революционный жанр продолжает свое развитие. Фильм «Ссыльный № 011» (1979, режиссер Вагаршян) рассказывает о профессоре-революционере С. Спандаряне, соратнике Владимира Ленина, фильм «Умри на коне» (1980, режиссер Мелик-Авакян) — о герое Гражданской войны Гае (Гайке Бжишкянце). А.С. Айвазян и Исаакян предприняли оригинальную попытку освоения этого жанра в фильме «Лирический марш» (1981).

По мотивам романа Серо Ханзадяна «Мхитар Спарапет» режиссер Эдмонд Кеосаян в 1979 году осуществил постановку исторического фильма «Звезда надежды» об истоках дружбы русского и армянского народов.

Тема Великой Отечественной войны раскрыта в фильме «Терпкий виноград» (1974, режиссер Б.Г. Оганесян) и фильме «Песнь прошедших дней» (1982, режиссер Альберт Мкртчян), повествующих о мужестве и героизме советских людей в тылу. Один из эпизодов последних дней войны воскрешен в фильме «Солдат и слон» (1978, режиссер Дмитрий Кесаянц). Фильм «Подснежники и эдельвейсы» (1982, режиссер Л.Г. Григорян) воссоздает героическую страницу обороны Кавказа.

Продолжает развиваться комедийный жанр. Фильмы «Мужчины» (1972, режиссер Эдмонд Кеосаян) и «Крупный выигрыш» (1981, режиссер Альберт Мкртчян) сделаны на современном материале, а основой фильма «Автомобиль на крыше» (1981, режиссер Дмитрий Кесаянц) послужили события первых лет установления Советской власти в Армении. Фильм «Каринэ» (1967, режиссер Манарян) и «Багдасар разводится с женой» (1977, режиссер Мелик-Авакян) являются опытами создания мюзикла на национальном материале. К фильмам, созданным для детей, следует отнести «Звездное лето» (1979, режиссер Григорян) и новую экранизацию рассказа Туманяна «Гикор» (1982, режиссер Сергей Исраэлян). Среди дебютов молодых режиссеров фильм Г.И. Мелконяна «Шелковица» («Киноальманах „Молодость„ № 2», 1981).

Продолжалась работа над произведениями армянской классики. Были экранизированы: поэма Туманяна «Охотник из Лалвара» (1966, режиссер Айартян), пьеса Сундукяна «Хатабала» (1971, режиссер Юрий Ерзинкян), рассказ М. Армена «Родник Эгнар» (1972, режиссер Манарян), роман Ширванзаде «Хаос» (режиссер Вагаршян) и пьеса Папазяна «Утес» (режиссеры В.Н. Аджемян, Айрапетян) — оба 1974 года, пьеса Уильяма Сарояна «В горах моё сердце» (1977, телефильм, режиссер Григорян).

На съемках фильма «Гикор», 1982. Сос Саркисян, автор сценария Генрих Малян и Альберт Гулинян, сыгравший Гикора. Фото: leninakan.com

На смену актерам 20-30-х гг. пришло новое поколение мастеров: А.Б. Джигарханян, М.М. Мкртчян, X.Б. Абрамян, С.А. Саркисян, В.К. Вардересян, М.М. Симонян, В.К. Мириджанян, Г.Х. Новенц, В. Папоян, А.А. Азизян, А.Л. Айвазян, А.А. Шеренц. В конце 70-х гг. начали работать актрисы А.М. Туманян, А.К. Топчян, А. Гусакян, актеры К.С. Джангирян, А.Х. Хачатрян, К.Г. Джанибекян, М. Кечоглян и др.

Музыку для кино создали композиторы А.А. Бабаджанян, А.Г. Арутюнян, Э.М. Мирзоян, Э.С. Оганесян, Т. Мансурян, Р.Б. Амирханян, М.Ц. Вардазарян, А.Р. Тертерян, С. Шакарян, Ю.А. Арутюнян.

Начиная с 1970 года киностудия «Арменфильм» систематически осуществляет постановки фильмов по заказу телевидения, среди которых «Август» (1976, режиссер Геворкян), «Аревик» (режиссеры Агабабов, Айрапетян) и «Снег в трауре» (по А. Труайя, режиссер Ерзинкян) — оба 1978, «Полёт начинается с земли» (1980, режиссер Н. Г. Оганесян).

Источник:

Кино: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С.И. Юткевич; Редкол.: Ю.С. Афанасьев, В.Е. Баскаков, И.В. Вайсфельд и др. — Москва: Сов. энциклопедия, 1987 ǁ istoriya-kino.ru