Редакция

Лиана Ахинова

Редакция
Лиана Ахинова

Лиана Ахинова пришла к нам в ясный солнечный день. В такие дни кофе хочется пить со льдом и локумом, потому что солнце горячее и  совсем золотое, почти как в Ереване. Говорят, у Лианы характер деда, скульптора Ара Арутюняна, автора «Матери Армении» в Ереване, мемориала Сардарабадской битвы, многих других известных памятников. Она обладает его силой воли и острым юмором, и тоже занимается культурой,  правда, как искусствовед и общественный деятель. Она окончила МГУ, училась в Сорбонне, а теперь работает в Музее В.Тропинина и московских художников его времени.

- Да, да, в музее Тропинина, а не в музее имени Тропинина. Это постоянная проблема  с журналистами. Наш музей посвящен наследию Василия Андреевича, а получается, будто только носит его имя.  А у нас мир той, тропининской эпохи, начала XIX века. Мы делаем все, чтобы посетитель немного перенесся в ту эпоху. Тут скрипучие полы кое-где, наверное, ночью сторожам чудятся тени во фраках и пенсне..

- Музей как машина времени…

- Ну да понятие музея в наши дни сильно расширилось, теперь это целые культурные центры. Вот и у нас проходят мероприятия, выставки, тропининский дом живет своей жизнью. Но в этом есть и проблема. Современный зритель все слишком поверхностно воспринимает.  Слишком легковесно. Хотя, наверное, это веяние нашего времени.

-  Лиана, но ты прекрасно знаешь, о каком еще музее я хочу тебя спросить.

- Музей Ара Арутюняна? О, XIX внуки скульптора работают над этим.

- Все вместе?

- Да. Мы решили сделать так, чтобы посетителю казалось, будто Арутюнян только что вышел покурить и скоро вернется. Ведь там все сохранилось, инструменты, любимая пепельница, даже последняя пластинка, которую он слушал.

- В мастерской можно будет увидеть эскизы всех известных нам памятников – Мать-Армению, Зорю, сардарабадских быков?

- Не только. Например, «Гибель Ани» так и не был реализован, его показывали только в виде бронзовых эскизов.  Эскизы к памятникам Комитасу,  львица Гегарда, много чего еще.

- Скажи, а это правда, перед созданием Матери-Армении его очень сильно рассердила приемная комиссия?

- Да. Но только не перед созданием, а в процессе. Не понравился первый вариант комиссии, его обвинили в том, что он попытался водрузить крест над всем Ереваном. Заставили менять весь проект, очень долго придирались к дизайну меча, им постоянно не нравилось что-то в оформлении. Наконец, приняли известный нам вариант. Представляю, как он переживал. Ведь у скульптора-монументалиста нет шанса на «примерку». Как будет выглядеть статуя после установки даже сам мастер часто не может знать наверняка. А перед ним стояла нелегкая задача, правильно рассчитать пропорции, чтобы фигура гармонично смотрелась на этом огромном постаменте.