Ювелирное дело
Армянское нагорье, исключительно богатое сырьевыми ресурсами, сыграло значительную роль в процессе формирования и развития металлургии, в частности, золотодобычи, ювелирного дела, выпуска и обращения золотых монет древнего и средневекового Востока. Начиная с эпохи ранней бронзы, на Армянском нагорье сформировался самобытный очаг ювелирного дела, которое становится отдельной отраслью декоративно-прикладного искусства. Стилистические и композиционные особенности золотых образцов декоративно-прикладного искусства, тенденции и процесс видоизменений, сравнительные аналогии показывают, что армянские мастера-ювелиры, будучи знакомы с достижениями современного им ювелирного дела, в своих творческих поисках уделяли большое место унаследованным от предков принципам и архетипам. Найденные на территории Армении кубки, чаши, ювелирные изделия из золота и серебра выделяются изысканным вкусом и высоким мастерством.
На северо-востоке Армянского нагорья (на территории Республики Армения) золотые украшения начинают носить со второй четверти III тыс. до н.э. Сырьевыми источниками для местного златоделия могли служить отдельные месторождения и проявления золота, общее количество которых на территории Армении составляет несколько десятков. Самые ранние образцы золотых изделий обнаружены на памятниках раннего бронзового века (Мацамор, Шенгавит, Хаченагет, Степанакерт), представляющих различные этапы развития куро-араксской культуры.
Древние образцы ювелирного дела Армянского нагорья в силу своего совершенства и видового многообразия являются не только выразительным свидетельством канонической системы мировоззрения, но также очерчивают ареал определенного художественного стиля и эстетических норм, имеющий свое определенное место в ювелирном деле Древнего мира. Лучшим свидетельством этому являются найденные в погребениях Ванадзора, Айгешата, Одзуна, Карашамба, Лори Берда украшения, пряжки и медальоны из золота и серебра с орнаментированной поверхностью.
Если для ювелирного искусства среднего бронзового века были характерны техника филиграни и зерни, то, начиная с ранних этапов позднебронзового века, распространяются изделия, изготовленные в технике перегородчатой филиграни, появляются новые формы и предметы. Исключительными образцами ювелирного дела XVI–IX вв. до н.э. являются навершия жезлов с парой зооморфных голов из Ванадзора, фигурка лягушки и нагрудное украшение с изображением головы льва из Лчашена, символизирующее женские фигурки подвески из Лори Берда, Лчашена и Ванадзора и др.
Ювелирное искусство последующего периода теснейшим образом связано со стилистическими особенностями искусства Ванского царства (IX–VII вв. до н.э.). Особенно богаты погребения Лори Берда. Впервые найдены бусина в виде льва, изготовленная с применением почти всех технических средств современного ювелирного дела, золотые диадемы, золотой браслет с окончанием в виде головы змеи и т.д. Браслеты, связанные с культом змеи, мужского начала, добрых сил и плодородия, были широко распространены в Ванском царстве с VIII в. до н.э.
Найденные в Арташате и Гарни формочки, инструменты, полуфабрикаты, золотые изделия свидетельствуют, что в эллинистической Армении мастера применяли технику ковки, литья, инкрустации, штамповки, гравировки, нанизывания, переплетения зерна с нитью (филигрань), позолоты, протяжения проволоки разной толщины и изготовления тонких нитей, вальцевания, перегородчатой эмали и пр.
В эллинистический период, однако, чаще используется литье и штамповка. Развитию ювелирного дела значительно способствовало открытие в I веке до н.э. вальцевания, что дало возможность получать качественные, тонкие, одинаковой толщины пластины. Последнее стимулировало развитие техники паяния.
В Средневековье ювелирное дело достигло более высокого уровня. В крупных городах Армении: Двин, Ван, Арцн, Карин и других, — работали многие ювелиры, объединенные в ремесленнические цеховые организации.
Применялось множество технических способов: моделировка воском, отливка при помощи формы, ковка, чеканка, украшение зернью, гравировка, золочение, серебрение, чернение и др. В ювелирном деле отдельную область ремесла составляли серебряных дел мастера. В упомянутых городах ювелирные мастерские и лавки заполняли целые улицы. Одним из наиболее замечательных образов средневекового армянского ювелирного дела является так называемая чаша Вильгорда, изготовленная в Киликии в XII–XIII веках.
Другой интересный образец прикладного искусства — золотая чаша, найденная при раскопках Арташата.
В средневековом ювелирном искусстве лучшими образцами являются предметы церковной утвари (потиры, чаши, мирницы, дароносицы), высших сановников (чинов) духовенства (панагии, жезлы и орлы католикоса, перстни-печати и др.) серебряные обложки — футляры Евангелий. Примечательны ларцы для хранения мощей, инкрустированные золотыми и серебряными тонкими пластинами и драгоценными камнями, датируемые X–XIV вв. Большое распространение получило златоткачество, лучшими примерами которого являются образцы детской одежды, найденные при раскопках Ани. Из памятников изобразительного искусства лучше всего сохранились миниатюры манускриптов, в самых ранних из которых (VI–VII вв.) наряду с ценными красками одновременно применялось и золото. Золото использовалось также для изготовления драгоценных обложек рукописей.
Армения в Древности и Средневековье являлась перекрестком международных торговых дорог, связывающих Восток с Западом. Самые ранние золотые монеты, найденные в Армении, отчеканены во время Александра Македонского. Они были в обороте в III–I вв. до н.э. и имели значение международной валюты. В I веке до н.э. Армения была включена в денежную систему Рима. Для нумизматики Армении особое значение имеют золотые монеты Киликийской Армении, выпущенные царями Левоном II (1198–1219), Хетумом I (1226–1271), Константином I (1298–1299). В Средние века золото наряду с расширением функции всеобщего обменного эквивалента накапливалось в виде кладов. Оно, так же как и серебро, считалось священным царским металлом, и в составе кладов главенствующее место в иерархической последовательности занимало золото, серебро, драгоценные камни, одежда, различные царские, княжеские, церковные знаки и утварь, а также книги.
Традиции армянского ювелирного дела, сохраняясь на протяжении веков, дожили до наших дней. В XIX – начале XX в. ремесло армянских ювелиров, продолжая лучшие традиции предшественников, приобрело новые качества и расширило производство за счет изготовления новых предметов быта, которые широко вошли в городскую жизнь и стали одним из главных показателей элитарной культуры. Употребление в быту серебряной посуды (тарелки, ложки, чашки, подстаканники и др.) свидетельствовало о высоком положении и жизненном уровне городского населения. От обилия ювелирных украшений зависела роскошь и привлекательность нарядов армянской женщины (Карин, Карс, Ахалцих, Александрополь и др.).
Исходя из технико-технологических и художественных особенностей армянского ювелирного дела, выделяется целый ряд школ: Вана, Васпуракана, Карина (оттуда вышли школы Карса, Ахалциха и Александрополя), Сюник-Арцаха, Малой Армении, Киликии и др. Армянские мастера по изготовлению золотых и серебряных изделий имели высокую репутацию и в армянских общинах Константинополя, Тифлиса, Крыма, Польши, Астрахани, Нор Джуги и др. Как и средневековые мастера, в XIX – начале XX в. они также были объединены в амкарства. Каждая ювелирная школа имела свою специализацию и направленность со своим комплексом орнаментальных мотивов. В целом для всех из них были характерны растительные и геометрические узоры.
Так, например, Ван-Васпураканская школа славилась изготовлением серебряных и позолоченных (с эмалью) поясов и украшений, предметов утвари городского быта и многими другими видами прикладного искусства. Васпураканской школе было свойственно использование также зооморфных и антропоморфных узоров, а также изображение известных памятников и портретов знаменитых армян.
Орнамент на больших по объему предметах (поднос, бокал, тарелка, портсигар, дамская сумка и др.) был более разнообразен, чем на мелких (серьги, кольца и пр.).
Для Карино-Ахалцихско-Александропольской школы была характерна техника зернения и филиграни, при помощи которой изготовлялись декоративно-прикладные предметы и украшения (салфетницы, височные украшения, браслеты, серебряные и позолоченные пояса, рукоятки для кинжалов и пр.)
Член Русского Императорсского географического общества Л. Загурский, с восторгом отзываясь о ювелирном искусстве ахалцихских мастеров, подчеркивал выделку пистолетных стволов с резьбою, «в особенности же филигранные серебряные изделия, напоминающие лучшие времена Византии. Сколько в их отделке чистоты, тонкости и изящества!».
Сюник-Арцахской школе были свойственны пояса и украшения в технике зернения, чернения.
Армянские ювелиры использовали более полутора десятка технико-технологических способов: литье в восковых и глиняных формах, ковку-закаливание, орнаментирование, печатание (клеймование), получение цилиндрообразных жестяных предметов, плетение ниток, зернение, гравирование, покрытие золотом или серебром, червление, посеребрение, получение сплавов из серебра и золота и др.
Параллельно с ювелирным, существовали и другие ремесла, из которых самым известным было искусство обработки драгоценных и полудрагоценных камней. Оно принесло славу армянским ювелирам, чьи высокохудожественные творения пользовались большим спросом у состоятельных слоев населения Востока и Запада. Армянские ювелиры из Индии достигли больших успехов в обработке полудрагоценных и поддельных камней (бижутерии). В XVII–XIX вв. ими была изготовлена почти половина продаваемых в Европе подобных украшений. Одним из лучших образцов армянского мастерства является обрамленный бриллиантами трон, преподнесенный в дар русскому царю Алексею Михайловичу (ныне хранится в Оружейной палате Московского Кремля). Высокохудожественные работы армянских ювелиров хранятся во многих музеях мира и в частных коллекциях (Британский музей, Лувр, Эрмитаж, Оружейная палата Московского Кремля и др.).
Высокохудожественная продукция армянских ювелиров пользовалась большим спросом и в советские годы, причем не только в Армении, но и за ее пределами, в частности в России и большинстве республик Союза. Решающее значение в ювелирном производстве имело основание в 1951 году Ереванской ювелирной фабрики (с 1965-го — завода), где наряду с массовой продукцией золотых изделий, опирающейся на лучшие традиции предшественников, создавались уникальные авторские работы, успешно демонстрирующиеся на всесоюзных и международных выставках. В 1960–1970-е годы появилась целая плеяда профессиональных и народных мастеров, в чьем искусстве успешно сочетались традиционные навыки и современные новации. Достойны упоминания выгравированные армянскими мастерами золотые буквы армянского алфавита и золотой крест, хранящиеся в резиденции католикоса всех армян в Первопрестольном Св. Эчмиадзине, являющееся шедевром современного ювелирного искусства.
В настоящее время в области ювелирного искусства работает также немало индивидуальных мастеров, выполняющих работы на заказ. В своих золотых и серебряных изделиях и украшениях они придерживаются, с одной стороны, традиционной техники и национальных орнаментальных мотивов, одновременно учитывая требования современного дизайна, с другой. Выполненные с большим художественным вкусом и на высоком уровне, эти изделия пользуются спросом как у местных жителей, так и у многочисленных туристов. В Ереване они реализуются в основном на вернисаже и «золотом рынке», представляя собой сувенирную продукцию.
Источники:
1. Армяне / отв. ред. Л.М. Варданян, Г.Г. Саркисян, А.Е. Тер-Саркисянц ; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН ; Ин-т археологии и этнографии НАН РА. — Москва : Наука, 2012. — (Народы и культуры).
2. Армения. Легенда бытия. Страна, излучающая все круги истории [каталог] / Редакционно-издательский отдел ГИМ. — Москва, 2016.