0
0

XIV–XVII века

Советский историк-славист Михаил Тихомиров в одной из своих последних работ, посвященных истории России XIV–XV веков, отмечал, что «видное место в международной торговле, происходившей на волжском пути, принадлежало армянским купцам. Колонии их с древнего времени существовали в Великих Болгарах, надгробные плиты с армянскими надписями найдены в Великих Болгарах и в Казани. В Москве также была армянская колония».

Торгово-экономические связи были определяющим фактором русско-армянских отношений в Позднее Средневековье. Этим и объясняется образование постоянной армянской колонии в Москве.

Основание армянской колонии в Москве Михаил Тихомиров относит к началу XV века: «Можно считать несомненным и существование в Москве более или менее постоянной колонии армян, которые жили на посаде в начале XV века». Но еще в 1390 году, как об этом свидетельствуют русские летописи, в посаде Москвы находилось подворье «Авраама Арменина».

Северо-западная церковь Собора Василия Блаженного освящена во имя Григория Просветителя. Фото: darkbook.ru

С каждым последующим веком укреплялись не только экономические, но и культурные связи русского и армянского народов. Таким примером могут служить работы приглашенного в Москву армянского художника Богдана Салтанова, хранящиеся сегодня в Кремле и музее-заповеднике «Коломенское».

В 1555–1561 годах повелением царя Ивана Грозного в Москве был возведен  Собор Василия Блаженного (Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву). Посвящен он успешному завершению Казанских походов. В 1552 году русские войска взяли Казань, территория бывшего Казанского ханства присоединилась к Русскому царству.

При взятии Казани немалую помощь оказали царю местные армяне, отказавшись стрелять в русских, а также личный армянский полк пушкарей государевых.

Один из приделов Собора Василия Блаженного был освящен во имя Григория Просветителя. Его память отмечается 30 сентября (13 октября — по новому стилю). В 1552 году в этот день была взята Арская башня города Казани.

Иконы с ликом армянского первосвященника были и в других православных храмах, в частности, Смоленском Успенском кафедральном соборе.

С каждым столетием торгово-экономические связи армянского купечества Ирана с Москвой укреплялись и приобретали новые формы. Москва постепенно превращалась в один из центров торговли со странами Европы и Востока.

В Москве «торговля главным образом сосредоточивалась в нескольких гостиных дворах, из которых главных было восемь… Центром торговли была Красная площадь. Ближе к Кремлю было два двора: Старый и Новый, основанный в 1662 году при Алексее Михайловиче, которые считались лучшими… Рядом с упомянутыми Старым и Новым гостиными дворами находился двор Персидский, где торговали купцы восточные: персидские и арабские. Кроме этих дворов, были следующие: 4. Шведский, который находился около Неглинной речки, 5. Литовский, 6. двор Армянский, в том месте, где теперь Армянский переулок, 7. Греческий на Никольской, 8. двор Английский… на Варварке» (П.П. Мельгунов. Очерки по истории русской торговли IX–XVIII вв. Москва, 1905).

Армянские советские историки, ссылаясь на публикации и архивные источники, считают, что «со второй половины XVII в. и в начале XVIII в. в Россию потянулись не только армянские купцы и представители духовенства, но также и армянские ремесленники и первые мануфактуристы» (П.Т. Арутюнян. Освободительное движение армянского народа в первой четверти XVIII века. Москва, 1954).

Русское правительство поддерживало и поощряло армянские торговые компании, разрешало им строить, например, в Астрахани, суда для перевозки товаров и открывать фабрики. Среди армян, владевших мануфактурами в Москве в XVIII веке, был наиболее известен «шелковый в Москве фабрики содержатель Захар Шериман из армян, уроженец города Испагани» («Собрание актов, относящихся к обозрению истории армянского народа». Ч. 1. Москва, 1833).

В работах по истории русско-армянских, русско-иранских, армяно-индийских отношений второй половины XVII в. – первой половины XVIII в. фамилия Шериман (Шериманян) упоминается довольно часто. Богатая и влиятельная семья Шериманянов была связана торговыми интересами с Ираном, Индией, западноевропейскими государствами.

Церковь Григория Армянского в ансамбле Собора Василия Блаженного

Шериманяны происходили из армянского города Джуга (Джульфа), что на берегу Аракса. В 1604 году население города было насильно переселено вглубь Персии шахом Аббасом. В предместье Исфахана возник армянский город Нор-Джуга (Новая Джульфа), где купеческая семья Шериманянов возглавляла армянскую католическую общину.

В Новой Джульфе монашеский орден кармелитов добился у шаха разрешения открыть свою миссию. «Резиденция в Джульфе существовала на средства крупных армянских купцов Сарратов. У Сарратов — огромные богатства, находящиеся в руках их агентов, разбросанных по всем частям света», — указывается в одном из документов «Хроники кармелитов» (Л.А. Семенова. Орден кармелитов как орудие проникновения европейцев в Иран (по материалам «Хроники кармелитов»). — Ближний и Средний Восток. Москва, 1962).

Сарраты «Хроники кармелитов» — это Саграды, то есть Шериманяны: «Эта армянская купеческая фамилия известна под именем Шериманов» (Л.А. Семенова. Там же).

Важное значение в развитии армяно-русских торговых отношений приобрел договор, заключенный в 1667 году между Россией и Армянской торговой компанией Нор-Джуги, согласно которому армянским купцам даровалась не только привилегия свободной торговли в России, но и право транзита через Россию в Западную Европу.