0
0

В IX веке до н.э. формируется государство Урарту, которое впервые объединяет все Армянское нагорье под властью одного царя. В первой половине VIII века до н.э. Урарту было самым мощным государством Древнего Востока, сверхдержавой своего времени, которой страшились Ассирия и другие соседние царства. Столицей государства был город Тушпа (современный Ван), по имени которого Урарту часто называют Ванским царством.

О высокоразвитой культуре Урарту свидетельствует существование развитой письменности (вариант вавилоно-ассирийской клинописи), высокий уровень земледелия, скотоводства и металлургии, строительства крепостей-городов, военного дела и т.п. На территории современной Армении самыми значительными урартскими крепостями-городами были Эребуни, Тейшебаини и Аргиштихинили. Эребуни был основан в 782 году до н.э. урартским царем Аргишти I на территории современного Еревана, имя которого восходит к этому древнему названию. Тейшебаини также находится на территории Еревана (холм Кармир-Блур), он был основан Русой II (685–645) — последним великим царем Урарту. Аргиштихинили расположен близ современного города Армавир.

Язык клинообразных надписей Урарту — так называемый урартский язык, родственный другому древнеписьменному языку региона, хурритскому (они входят в северо-восточнокавказскую языковую семью) — не является армянским (входит в индоевропейскую языковую семью), хотя в армянском языке есть заимствования, свидетельствующие о раннем соседстве двух народов. Это дает повод для многочисленных гипотез о происхождении и ранней идентификации армян, поскольку языковая преемственность, помимо физической и культурной, является важным фактором в формировании народа.

Памятники изобразительного искусства и археологические находки дают практически один и тот же антропологический тип жителей Северной Месопотамии, Армянского нагорья и Восточной Малой Азии в течение последних пяти тысяч лет. Очевидна и культурная преемственность жителей Армянского нагорья разных эпох. Проблематичным в этногенезе армян остается вопрос ранней идентификации носителей армянского языка — протоармян, а поскольку армянский входит в индоевропейскую группу языков, то теории о происхождении армян прямо или косвенно связаны с гипотезами о прародине индоевропейцев, делая армян, соответственно, древними пришельцами или автохтонами.

Теории о происхождении армян строятся на идентификации исторического прототипа самоназвания hay. Большинство из них могут быть разбиты на две группы: одна возводит этноним hay к названию Хатти, другая — к Хайаса. Хатти — название Хеттского государства, территория которого после падения Хатти перешла к его бывшим восточным окраинам. По современному варианту первой теории, протоармяне идентифицируются с племенем мушков, которые, согласно ассирийским анналам, в XII веке до н.э. захватили несколько районов на юго-западе Армянского нагорья. Сами мушки предполагаются балканским племенем, которое переняло название Хатти. Это название в их языке и перешло в hay. Эта теория широко известна благодаря высокому авторитету ее автора — И. Дьяконова, но главным образом среди историков общего профиля.

Ученые же, специально занимающиеся вопросами этногенеза, в частности этногенеза армян, больше склоняются ко второй теории в ее разных вариантах. Впрочем, и первая теория предполагает достаточно древнее присутствие протоармян на Армянском нагорье (с XII века до н.э.), а согласно обеим теориям, протоармяне составляли значительный пласт в населении Урарту, после падения которого (VII–VI века до н.э.) протоармяне стали главным этническим элементом страны.