Карикатура
Искусство карикатуры в наши дни тесно связано с медиа. Карикатуры появляются на новостных сайтах, в известных пабликах, они отражают наши реалии, актуальные события. Во всем мире развитие жанра карикатуры связано с появление печатного станка и возможностью молниеносно распространять реакцию на те или иные события.
Первые печатные издания на армянском языке появились в XVI веке. К середине XIX века в одном только Тифлисе печаталось 170 периодических изданий на армянском языке. Армянские издательства были также в Москве, Петербурге, Одессе, Лондоне. Самыми крупными центрами в тот период были Бейрут и Стамбул. Не все газеты публиковали карикатуры, как и иллюстрации вообще. Но, например, лондонская газета «Аптак» («Пощечина») уделяла большое внимание карикатуре. Чаще всего темой ее карикатур были события, связанные с положением армян в Османской Турции. Известным карикатуристом был Давид Окроян. Его работы публиковались в разных изданиях Тифлиса, а в Санкт-Петербурге он сам издавал цветной сатирический журнал «Саприч» («Брадобрей»).
В советский период карикатура разделилась на советскую и диаспоральную. В СССР заказчиком было государство, и карикатуры армянских художников были, по сути, частью государственной пропаганды. А заказывали художникам чаще всего темы социального неравенства: бедные и богатые крестьяне (кулаки), священники и одетые на европейский манер «буржуи» против рабочих и крестьян.
В середине ХХ века армянские карикатуристы брали государственные заказы, рисовали Гитлера, дядюшку Сэма и Мировой Империализм. Впрочем, оговоримся - советские армянские карикатуристы. Эти карикатуры сегодня хранятся в Национальной галерее Армении. художники получали звания, проводили выставки, но их работы не вызывали особого восторга у зрителей, даже не смотря на несомненные художественные достоинства. Еще одна любимая тема советских карикатуристов - бюрократия, среди которых особенно выделяются работы Сурена Степаняна.
Самым известным в Третьей Республике Армении (с 1991) сатирическим проектом была последняя страница газеты «Иравунк». Над ее созданием работали не только сотрудники редакции: на специальную планерку к ним приходили друзья, обсуждали последние новости и начинали записывать свои шутки, по мотивам которых художники и создавали картинки. В настоящее время газета выходит без сатирической полосы.
С распространением интернета жанр карикатуры пережил еще одну революцию. Теперь карикатуры стали доступны зрителю не на следующий день, а буквально сразу после того, как художник закончит работу. Самым известным в наши дни является проект MediaLab.am Главный редактор сайта Марианна Григорян при президенте Серже Саргсяне получала неоднократные угрозы в свой адрес. В дни «бархатной революции» сайт MediaLab.am стал самым посещаемым ресурсом из всех, что освещали события «армянской весны» 2018 года.