0
0

....

Изобразительное искусство в Средние века: армянская миниатюра

..

Fine Arts in the Middle Ages: Armenian Miniature

..

Միջնադարյան կերպարվեստ. հայ մանրանկարչություն

....

 
 
 

....

Самые ранние памятники армянской миниатюры относятся к VI–VII векам. Из сохранившихся 25 тысяч армянских средневековых рукописей около 10 тысяч являются иллюстрированными, из которых 5–7 тысяч — полноценными миниатюрами. Уже в IX–X веках в армянской миниатюре прослеживаются два основных направления. Первый обусловлен заказами феодальной знати, этой группе характерны парадность и живописность, развитой орнамент, и, кроме этого, обилие золота — среди них Евангелия царицы Млке (862), Эчмиадзинское Евангелие (989), Евангелие Мугни (XI век). Вторая группа связана с демократическими слоями, отличается графичностью, лаконизмом, близостью к народному искусству, а также выразительностью лиц и движений образов — Евангелия 986, 1018 и 1038 годов.

Армянская миниатюра имеет несколько основных групп и этапов развития: период до XI века, школы Великой и Малой Армении XI–XII веков, школы Киликийской Армении XII–XIV веков, школы Бардзр-Айка, Ани, Арцаха, Гладзора, Татева, Васпуракана с XIII века, после XIII века также в колониях армянской диаспоры.

Крайне многообразна миниатюра XIII–XIV столетий, период, когда развивается ряд локальных школ. Среди них особо значительна киликийская школа, развивавшаяся в Киликийском армянском государстве. Возникшая еще в XII веке, она переживает расцвет во второй половине XIII столетия. Эта школа отличается многообразием сюжетов. Особое место в ее истории занимает творчество Тороса Рослина. Работы Рослина отличаются глубокой психологической выразительностью персонажей, многообразием сюжетов и мастерством композиции групповых сцен, точным рисунком, особым подходом к изображению орнаментов.

В то же время высокого развития достигает миниатюра в Восточной Армении — школы Татева, Гладзора. Среди значительных произведений следует отметить Евангелие Таргманчац 1232 года (художник Григор), которое отличается эмоциональностью образов и живописностью. В Западной Армении бурно процветает школа миниатюрной живописи в Васпуракане. Ее характерные особенности — преобладание линейно-графического изображения (художники XIV века Дзерун, Рстакес) и декоративность. Мастера художественного искусства XIV столетия — Момик, Торос Таронаци и Авак, которые работали в Гладзоре. В Татевском монастыре в XIV–XV веках работали Григор Татеваци и Григор. В Средневековье были созданы особые руководства по изобразительному искусству — «Паткерусуйцы». Самая древняя сохранившаяся рукопись «Паткерусуйца» относится к XV–XVI векам. Последним крупным армянским миниатюристом считается Акоп Джугаеци, живший на рубеже XVI–XVII веков. Его творчество предшествовало светскому развитию армянского художественного искусства.

После ослабления и распада армянской государственности Крым становится одним из центров развития армянской культуры. В армянских церквях и монастырях Крыма были написаны и иллюстрированы сотни рукописей (по некоторым данным до 500), из которых 300 ныне хранятся в Матенадаране. У художников крымской школы армянской миниатюры ярко заметны все основы и традиции миниатюрного искусства Армении (особое влияние оказала киликийская школа).

Армянская миниатюрная живопись развивалась вплоть до XIX века.

..

The earliest monuments of Armenian miniature belong to the VI-VII centuries. Among the 25 thousand Armenian medieval manuscripts preserved, about 10 thousand are illustrated, 5-7 thousand of which are full-fledged miniatures. As early as the 9-10th centuries, two main trends were traced in Armenian miniature. The first is due to orders of the feudal nobility, this group is characterized by splendor and picturesqueness, developed ornament, and, in addition, the abundance of gold - among them the Gospel of Queen Mlke (862), Echmiadzin Gospel (989), Gospel of Mughni (XI century). The second group is associated with democratic layers, it is distinguished by its graphical, laconic, proximity to folk art, as well as the expressiveness of faces and images movements - the Gospels as of 986, 1018 and 1038.

The Armenian miniature has several main groups and stages of development: the period up to the XI century, the 11th-12th centuries schools of Great and Little Armenia, the 12th-14th centuries schools of Cilician Armenia, the the 13th century schools of Bardzr Hayq, Ani, Artsakh, Gladzor, Tatev, Vaspurakan, and, after the XIII century, also the colonies of the Armenian diaspora.

XIII-XIV centuries miniature is extremely diverse, this was a period when a number of local schools developed. Among them, the Cilician school, developed in the Cilician Armenian state, is of particular significance. Originated in the XII century, it is flourishing in the second half of the XIII century. This school is distinguished by a variety of its subjects. The art works by Toros Roslin have a special place in its history. Roslin's works are characterized by deep psychological expressiveness of characters, variety of subjects and skill of composition of group scenes, accurate drawing, special approach to the ornaments images.

At the same time, in Eastern Armenia miniature reaches a high level of development, this said especially about the schools of Tatev and Gladzor. Among the significant works it is worth noting the Targmanchats Gospel of 1232 (artist - Grigor), which is characterized by emotional images and picturesqueness. In Western Armenia, the school of miniature painting thrives in Vaspurakan. Its characteristic features are the predominance of linear graphic images (artists of the XIV century - Dzerun, Rstakes) and decorativeness. Masters of the XIV century art are Momik, Toros Taronatsi and Avag, who worked in Gladzor. In the XIV-XV centuries in Tatev Monastery Grigor Tatevatsi and Grigor worked.

In the Middle Ages, special guides on fine art were created – «Patkersusuyts». The oldest manuscript of such «Patkerusuits» preserved, dates back to the 15-16th centuries. Hakob Jughayetsi is probably the last Armenian outstanding miniaturist, who lived at the turn of the 16-17th centuries. His work preceded the secular development of the Armenian art.

After the weakening and collapse of the Armenian statehood, Crimea turned into one of the Armenian culture development centers. In the Armenian churches and monasteries of the Crimea hundreds of manuscripts were written and illustrated (according to some sources, up to 500), 300 of which currently are kept at Matenadaran. All the fundamental features and traditions of Armenian miniature art are vividly noticeable in the works of the artists of the Armenian miniature Crimean school (the Cilician school had a special influence on its development).

Armenian miniature painting developed until the XIX century.

..

....