18.00 Феномен и миссия Александра Таманяна
Философ Карен Свасьян в своем эссе о Григоре Нарекаци, говоря об армянских исследователях его творчества, писал: «…писать о нем нам мешают два, по крайней мере, обстоятельства. Во-первых, предвзятость нашего национального отношения к нему, застилающая чистоту взора по-своему естественной, но ущербной и опасной гипертонией горделивого восторга, которым как кипятком, ошпариваем мы как букву, так и дух его творения. Второе препятствие не менее сложно. Я говорю о нашей непривычке, исконном отсутствии у нас навыка поднимать темы такого ранга и такого калибра. Выход национального в универсальное в нашей истории - явление редкое и спорадическое.»
Эти слова в полной мере можно отнести и к исследованиям творчества А.Таманяна. Архитектора, создавшего план города (что имеет очень мало прецедентов в истории архитектуры) и создавшего ордер, т.е. в определенном смысле национальный язык архитектуры ХХ-го века (что имеет прецедентов еще меньше в истории классической архитектуры). Вместо живого, критического исследования (за исключением редких работ), пытающегося объяснить почему и как сформировался данный язык, и что это был феномен не только в контексте армянской архитектуры, но и европейской, мы получили отлитую в бронзе фигуру, занявшую свое почетное место в пантеоне. Разместив ее таким образом прочно в прошлом и лишив возможности молодых архитекторов видеть в творчестве Таманяна в первую очередь живой и необходимый для будущего развития армянской архитектуры импульс.
На протяжение многих лет Таманяна ,как Маяковского, выражаясь словами Б.Пастернака, насаждали, как картошку при Екатерине. Насаждали, не объясняя. И вот, одни архитекторы, которым не объясняли, проектируя и строя в Ереване здание сомнительного эстетического качества, уверены, что использовали элементы именно таманяновской архитектуры. А другие архитекторы (в особенности молодые), которым продолжают не объяснять, уверены, что как раз обращение к таманяновскому архитектурному языку и легитимирует со знаком минус возведенный новодел. Крупнейший архитектор ХХ-го века Фрэнк Лойд Райт писал: «За творческой индивидуальностью должна стоять традиция, за традицией стоит народ. Мы заслонили традицией индивидуальность и сделали традицию фатальным препятствием на пути прогресса народа». В предстоящей беседе хочется попробовать восстановить «цепочку» Райта и за слоем бронзы попытаться увидеть Таманяна, как индивидуальность, во многом сформировавшую традиции армянской архитектуры ХХ-го века.
Читает архитектор, исследователь Арсен Мкртчян