Ренессанс по-лорийски, или Зарни-Парни: новая жизнь старой крепости
Мистическое откровение, любовь к родной земле, энтузиазм, бережное отношение к прошлому, возрождение памяти о выдающемся средневековом мыслителе, наглядная и осязаемая связь истории с современностью, наслаждение окружающей природной красотой – вот некоторые составляющие появления новой точки на туристической карте Армении: пещерно-крепостного комплекса «Зарни-Парни».
Лори – один из самых живописных регионов страны, со своим лицом и особенными чертами. По марзу, вдоль ущелья реки Дебед, проходит межгосударственная дорога Тбилиси–Ереван, проезжая по которой нельзя в полной мере оценить характерный резной рисунок каньона – это можно увидеть только приподнявшись. Широко известны и обязательны к посещению достопримечательности области – монастыри Санаин, Ахпат, Ахтала, Одзун. Как правило, туристы останавливаются здесь на пару дней, объезжают их и направляются дальше – кто в сторону Еревана, а кто – в соседнюю Грузию. Наиболее пытливые посещают Ардви, Оромайр, Кобайр, Гневанк – всё это средневековые церкви и монашеские обители. Но теперь здесь появился еще один уголок, который непременно привлечет и задержит гостей в регионе, откроет его с новой стороны, дополнит впечатления, наградит погружением в историю, эмоциями и созерцанием невероятной красоты и живописности края.
Пещерно-крепостной комплекс «Зарни-Парни» расположился очень удобно – по пути в село Ахпат. Слева у дороги, ведущей к знаменитому монастырю Х века, железный воин указывает маршрут. Здесь нужно свернуть налево, пройти около километра по тропинке, ведущей к скалам и, собственно, крепостям-пещерам. Можно и проехать на негабаритном транспорте, но тогда вы лишите себя прогулки с незабываемыми видами под пение птиц.
И вот спустя 15 минут вы у цели: перед вами раскинулся удивительный комплекс. Что это – современная стилизация под старину или исконный исторический объект? Здесь и крепостная стена, и пещеры, и пушки, и домики под черепичной крышей, и тропинки с каменными творениями мастеров, и ступеньки виноградных террас… Расскажем обо всем по порядку.
Природа сама подсказала, что на фоне бесконечных вражеских набегов в эти скалы с пещерами просится защитный форт, и в Х веке он был сооружен. Из возведенного Ахпатского монастыря, бывшего в Х–ХIII веках одним из важнейших центров просвещения и культуры Армении, сюда на хранение переносили рукописи и ценную утварь, да и к тому же отсюда открывался необходимый обзор местности.
Вот что гласил текст со страницы Службы по охране исторической среды и историко-культурных музеев-заповедников Министерства культуры РА: «Группа памятников находится западнее села Ахпат, на правом берегу Джагацаджур, притока реки Дебет, севернее крепости Каян. Ахпатцы прозвали ее “Хин берд” (старая крепость) или “Зарни и Парни”… Сам памятник, укрепленный стеной, сложенной крупными базальтовыми обломками на известковом растворе, находится у подножия скалистого берега. В центральной части открывается главный вход в нижнюю пещеру Зарни-айр, западнее которой находится круглая сторожевая башня. За стеной находится довольно просторная пещера площадью 605 кв. м. Верхняя пещера, Парни-айр, также укреплена стеной и, по всей вероятности, служила укрытием. Состояние стен требует проведения укрепительных и восстановительных работ. Вследствие недоступности памятник почти не посещается».
Тут есть неточность – памятник активно посещался, но не людьми, а коровами и прочим домашним скотом, и, поскольку у ведомства не находилось средств на расчистку и восстановление, его визитерами и впредь оставались бы только животные, если бы не вмешательство совсем иных сил.
В 2013 году ереванский предприниматель Рубен Месробян, увлеченный историей, археологией, коллекционирующий и реставрирующий предметы старины, увидел сон, в котором к нему явился старец, указал на это место и буквально потребовал его возродить. Неверие в подобную мистику проиграло любопытству, и Месробян заинтересовался, к тому же зная, что у ахпатцев бытуют легенды о старой крепости и удивительном капельном роднике с целебной водой. Ранее исследователи не изучали это место, но, кроме легенд, упоминания о нем сохранились в летописях. Осмотрев территорию, он собрал команду помощников-единомышленников. Начались работы по очищению заросшей за века, труднодоступной, загрязненной местности.
Вскоре энтузиазм исследователей был с лихвой вознагражден – оказалось, что в одной из пещер жил выдающийся ученый XI века монах Ованес Саркаваг Имастасер. Глубина и многогранность мыслителя – тема для большого отдельного материала. Перечислим лишь некоторые его заслуги.
Один из крупнейших средневековых армянских ученых, он оставил после себя труды по истории, математике, музыке, философии, богословию, переводил и толковал работы античных авторов – Аристотеля, Филона Александрийского, Евклида и других.
Считается, что в европейской философии тезис «искусство подражает природе» ввел Фома Аквинский, но Ованес Имастасер жил в 1045–1129 годах, в то время как знаменитый итальянец родился на 200 лет позже. Непревзойденный сочинитель шараканов, он начал говорить на «светском языке», отходя от языка абсолютной догмы и избегая исключительно религиозного содержания. Он основал Анийский университет и успешно там преподавал. Будучи новатором, считал, что каждому виду ремесла, искусства или науки должны соответствовать свои методы и способы обучения, и разработал новый подход для обучения детей – одновременное овладение чтением и письмом. «Только эксперимент дает подтверждение и определенность. Без испытания и проверки опытом нельзя верить слову», – писал естествоиспытатель и философ, провозгласивший опыт критерием истины.
Ярким достижением ученого монаха стала реформация армянского календаря: в результате астрономических вычислений он устранил погрешности, заложил основы неподвижности календаря, принял год состоящим из 365 дней и 6 часов, ввел понятие високосного года и «согласовал календарь всех народов с календарем армян». После окончания «Большого» календарного цикла, составленного Ананией Ширакаци, с 11 августа 1084 года Ованнес Саркаваг положил начало циклу, известному как Малое Армянское летосчисление, или Саркавагадир.
Любовь мыслителя к чтению была настолько велика, что за этим занятием он мог проводить в пещерной келье много дней подряд, не замечая ни времени, ни голода. «Ученнейший. Превосходящий многих своими знаниями, сведущий во всем, наделенный мудростью», – так писал о нем Киракос Гандзакеци.
И вот, поднявшись по прорубленной каменной лестнице к Парни-айр, где слева наверху находится келья Ованеса Саркавага, мы попадаем на импровизированную обзорную площадку, от вида с которой перехватывает дыхание. В некоторых пещерах работы будут продолжены, ведь они могут скрывать древние манускрипты, а возможно, и другие тайны. Например, известно, что собрание библиотеки Ахпатского монастыря составляло более 3 тысяч фолиантов. Во время неприятельских набегов их прятали в неприметных и труднодоступных скальных пещерах в окрестностях села, и около 2/3 из них до сих пор не найдены, поэтому пещеры непременно будут изучаться.
Нижняя, самая большая пещера – Зарни – вместила в себя массу интересного. Тут и тот самый легендарный капельный родник с водой, которая по-пещерному атмосферно стекает с потолка в каменные чаши, – своей чистотой она поразила даже экспертов, утверждающих, что по результатам тщательного анализа состав этой воды можно считать едва ли не самым полезным в стране, и это неудивительно: проходя сотню метров сквозь толщи базальта, вода отфильтровывается и минерализуется. И выставка-музей старинной утвари, в том числе и редких предметов быта из личной коллекции Рубена Месробяна. К примеру, вы где-нибудь видели кам (կամ)? Это молотильная доска с укрепленными на ней камешками для обмолачивания пшеницы и ячменя, которую быки волочили по гумну. В центре зала пни с мягкими накладными сиденьями окружили выложенную в углублении яму – при желании здесь можно посидеть, разжечь костер и раствориться в атмосфере прошлых веков. Провести время в пещере при свете факелов и под звуки капающей с купола воды и плеска в рукотворном каменном пруду золотых рыбок, перенесясь в прошлое, – всё возможно в Зарни-Парни, в том числе пострелять из лука, арбалета, поиграть в дартс, а главное – проникнуться духом истории и романтики.
Любителям старинного оружия здесь тоже будет на что посмотреть, а вот пушки, охраняющие вход в пещеру, – это новодел, их отлили по специальным чертежам.
Расчистка территории, исследовательские, строительные и ландшафтные работы заняли 5 лет. Археологи, историки, реставраторы, инженеры, сейсмики, дизайнеры – огромный труд множества людей создал и воссоздал это уникальное место. Здесь всё продумано до мелочей и для удобства посетителей, сохраняя при этом натуральную фактурность. Вдоль тропинки стоят предметы и артефакты разных эпох, найденные и свезенные сюда со всей округи. Виноградники разбили тоже не просто так – здесь обнаружили следы виноделия в древних карасах, а из местных сортов винограда вино выходит ничуть не хуже, чем разрекламированное вино соседней Грузии.
На открытой площадке у ресторанчика тоже есть место для костра – проводить время здесь будет отдельным удовольствием. Перед глазами – вид на примечательнейший скальный холм, с трех сторон окруженный ущельем, с 15-башенной крепостью XIII века Каян и церковью Сурб Аствацацин (Дсеванк), поврежденной землетрясениями, но в XIX веке частично восстановленной. Крепость Каян тоже незаслуженно обходима вниманием большинства гостей района, ее видно из Ахпата, но наш комплекс находится буквально напротив, а за ней на резном ущельном берегу виднеется и поселок Санаин, и предстает взору объемная панорамная типично лорийская картина, которую ни с какой иной в Армении не перепутать. Кстати, в Каян-берд есть пеший маршрут, преодолев который можно прийти отдыхать в Зарни-Парни, набраться сил, новых знаний, подкрепиться блюдами местной кухни и дождаться головокружительного заката.
С начала мая Зарни-Парни встречает гостей. Интернет уже запестрел восторженными отзывами и фотоснимками тех, кто успел побывать в этом комплексе с удивительной судьбой. Здесь всё бережно подчинено природе, с любовью и со вкусом в нее вписано. А разве может быть иначе в месте, где затворничал сам Ованес Саркаваг Имастасер, объявивший природу колыбелью творчества и объектом для человеческого подражания?
Евгения Филатова,
блогер, редактор (Армения)
специально для Армянского музея Москвы