Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Зара Долуханова – скромная королева камерной музыки

Она была первой в СССР исполнительницей партии Золушки в одноименной опере Джоаккино Россини. Красивая, скромная и загадочная дива XX века – Зара Александровна Долуханова. Как дочь инженера-механика стала королевой сцены и эталоном для миллионов женщин, читайте в материале Максима Ерохина специально для Армянского музея Москвы.

Зара Александровна Долуханова (Заруи Агасьевна Макарьян) родилась 15 марта 1918 года в армянской семье в Москве. Она появилась на свет после революции в уже нищей семье. Ее родные потеряли магазины на Сухаревской, а их большую квартиру на Покровке превратили в коммуналку.

Зара Долуханова, 1950-е. Фото: hayazg.info

Отец певицы Макарьян Агаси Маркович был инженером-механиком, он очень любил музыку и даже самостоятельно овладел игрой на фортепиано и скрипке. А ее мать Макарьян Елена Гайковна довольно тонко исполняла армянские народные песни. С ранних лет будущей артистке и ее сестре Дагмаре прививали любовь к музыке. Маленькую Зару сперва учили играть на скрипке и рояле, но затем у нее обнаружили прекрасный голос, который девочка унаследовала от матери.

После школы Зара Макарьян поступила в музыкальный техникум, который, впрочем, не окончила, так как выбрала певческую карьеру – этому поспособствовал ее будущий муж Александр Павлович Долуханов. Именно встреча с ним изменила жизнь артистки. Незадолго до выпускных экзаменов музыкант уговорил ее переехать в Ереван и петь. И именно он помог раскрыть ее природные вокальные данные, отточить мастерство исполнения и довести его до совершенства: Александр Долуханов был талантливым композитором и преподавателем.

Дагмара и Зара Макарьян. Фото: hayazg.info

В 1939 году после успешных выступлений на Декаде армянского искусства началась карьера Зары Долухановой. Ее пригласили в Ереванский театр оперы и балета, где артистка стала исполнять ведущие партии для меццо-сопрано. Она работала в Ереванском театре в военные годы, тогда музыкальная жизнь в столице протекала с большой интенсивностью, так как именно сюда эвакуировали многих музыкантов. Несмотря на тяготы времени, именно благодаря такому стечению обстоятельств молодой певице было у кого учиться и оттачивать свое мастерство. В театре Долуханова проработала до 1943 года. Неожиданно для всех в возрасте 26 лет она покинула театр: ей стало тесно в его рамках и, как говорила сама артистка, камерное пение давало ей простор для индивидуальной интерпретации и свободной, нестесненной работе над совершенствованием голоса.

В 1944 году Зару Долуханову пригласили работать в Москву на Всесоюзное радио и телевидение, где она была солисткой и записала многочисленное количество сольных программ. Она пела арии и целые оперы в концертном исполнении: камерные концерты стали ее основным видом исполнения оперных номеров в сопровождении симфонического оркестра.

Зара Долуханова в годы работы на радио, 1940-е. Фото: hayazg.info

По-настоящему знаменитой упорно работавшая Зара Долуханова стала в 1949 году – как и многое в ее жизни, это также произошло по воле случая и судьбы. В августе того года на Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Будапеште отправилась большая артистическая делегация. Долуханова не входила в элитную группу: она не должна была участвовать в конкурсах, ей предназначалось выступить лишь в нескольких концертах. Однако один из руководителей делегации предложил ей поучаствовать в конкурсной программе. Певица решилась и – победила, а домой вернулась уже знаменитой. С этого момента началось ее оглушительное восхождение на концертный Олимп.

Артистка первой в СССР начала петь забытую музыку Джованни Баттиста Перголези, Алессандро Страделла и Доменико Скарлатти. Она удостоилась чести быть первой в Союзе, кто исполнил партию Золушки в одноименной опере Джоаккино Антонио Россини. В его же опере «Севильский цирюльник» Долуханова исполняла оригинальную версию Розины. Ее интерпретация стала эталонной для своего времени. Звезде доверяли исполнять свои новые сочинения Дмитрий Дмитриевич Шостакович, Родион Константинович Щедрин, Микаэл Леонович Таривердиев.

Петр Кончаловский. Портрет певицы Зары Долухановой, 1955. Фото: artcyclopedia.ru

Именно Долуханова ввела тенденцию исполнять произведения современников. Однажды, будучи на концерте в Ленинграде, она внесла в свою программу работы Сергея Сергеевича Прокофьева. Ранее певица уже приезжала с произведениями классиков – Михаила Ивановича Глинки, Петра Ильича Чайковского. В первый раз публика не оценила и попросила исполнить произведения из старого репертуара, но Долуханова не сдавалась и делала это снова. А итоге артистка добилась своего – в следующий ее приезд публика требовала от нее именно исполнения произведений Прокофьева.

На протяжении 40 лет Долуханова посвящала себя сцене. Она выступала в лучших концертных залах по всему миру. И стала одной из первых советских артисток, исполнявших арии на языке оригинала. Кроме того, певица была еще и очень красивой женщиной, но при всем этом, оставалась всегда скромной загадочной вокальной дивой XX века.

Как вспоминают ее современники, она всегда была приветливой, сдержанной, никогда не обсуждала свои проблемы и не позволяла грубости по отношению к другим людям. Звезда была примером для подражания не только в вокальном мире, но и в мире моды. Ее образы всегда вызывали восхищение и трепет у людей. Даже близкие друзья не видели Долуханову в домашней одежде, она всегда была при параде.

Стремление к вокальному совершенству было одной из главных забот певицы. В качестве доказательства можно привести один из случаев, который произошел, когда 40-летняя Зара Долуханова пела в Карнеги-Холл в Нью-Йорке. На концерте она поняла, что ей трудно: голос стал не таким звучным, каким был раньше. Тогда она приняла решение и перешла из меццо-сопрано в сопрано. И так как голос стал звучать по-другому, ей пришлось заново учиться. Но она была трудоголиком и постоянно совершенствовалась. На протяжении многих лет Долуханова «создавала» свою публику и никогда не принимала предложения на «халтуру». Свои концерты готовила годами.

Модели нарядов. Фото: hayazg.info

Зара Долуханова никогда не говорила о музыке – только о вокале. Каждый день она репетировала в 16 часов, и к этому распорядку дня привыкли даже соседи. Одна из соседок Долухановой однажды не услышала привычное время голос советской звезды и, взволнованная, решила узнать, в чем причина. Оказалось, Долуханова переехала.

Решение певицы завершить карьеру стало неожиданностью для всего мира. Но Долуханова понимала, что нужно уходить на пике. Как писала сама артистка в своем дневнике после концерта в Сочи 1982 года: «Моей публики с годами все меньше и меньше. Ни я им, ни они мне нужны не были, я отказалась петь. Я зашла в магазин пластинок и нашла свою, я ее попросила, продавец бросил ее мне. Я ее посмотрела, репертуар на ней был замечательный: Бах и другие, но стоила она всего 10 копеек». Затем некогда невероятно популярная певица отправилась вдоль набережной и столкнулась со своим старым поклонником. «Что это у вас?» – спросил он. «Это как раз то, что я вам подарю!» – ответила артистка и подписала «Дорогому другу от уценённой Зары Долухановой».

Зара Долуханова. Фото: hayazg.info

В 1983 году Зара Долуханова перестала петь. В это же время она начала писать картины маслом. Ее второй муж Игорь Яковлевич Ядров сперва не поверил, что она сможет рисовать, и как же он был удивлен, когда певица закончила свою первую работу уже через несколько часов.

Впоследствии наряду с красками артистка стала использовать камни, нитки и другие предметы для создания картин. Как и ко всему в своей жизни, Зара Долуханова отнеслась к новому хобби серьезно, с полной отдачей. Не имея художественного образования, певица смогла достичь высокого уровня. Она устраивала свои персональные выставки, а профессионалы изучали ее работы и одобряли. Почти все свои картины художница подарила друзьям и знакомым.

Картина Зары Долухановой. Фото: hayazg.info

Также Долуханова стала профессором Российской академии музыки имени Гнесиных и вела класс в Институте имени Гнесиных. Она воспитала порядка 30 учеников, которые позже сами стали преподавателями, многие разъехались по миру.

Уже будучи лауреатом Государственной и Ленинской премии, много лет она не получала высшее звание страны – народной артистки СССР. Это было связано с тем, что Зара Долуханова постоянно отказывалась участвовать в правительственных мероприятиях. И только после того как чиновник, заведующий данным вопросом ушел на пенсию в 1990 году, певица стала народной артисткой СССР.

Арам Хачатурян и Зара Долуханова. Фото: hayazg.info

Зара Долуханова до конца дней была увлеченной и страстной натурой, никогда не унывала и постоянно работала и училась сама. В 2007 году, 4 декабря, в возрасте 89 лет советская камерная певица умерла. Похоронили народную артистку СССР на Армянском кладбище в Москве.

Журналист Максим Ерохин специально для Армянского музея Москвы

Обложка: Зара Долуханова с Александром Ерохиным. Фото: hayazg.info