Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Юрий Каспарян: новые грани песен группы «Кино», одна поездка в Ереван и дудук

«Кино» — легенда русской рок-музыки, самая популярная советская рок-группа 1980-х. По сей день, спустя десятилетия, написанные Виктором Цоем песни звучат актуально и нисколько не устаревают, снова и снова получая признание. В 1999 году песня «Группа крови» возглавила составленный радиостанцией «Наше радио» список «100 лучших песен русского рока XX века», а в 2007-м русская версия журнала Rolling Stone включила ее в список «40 песен, изменивших мир».

В истории «Кино» новой и очень красивой главой стал проект «Симфоническое КИНО» — музыка Цоя зазвучала в исполнении симфонического оркестра. В проекте вместе работают сын Виктора Цоя Александр и гитарист Юрий Каспарян, участник легендарной группы с 1982 года и на протяжении всего времени ее существования.

Юрий Каспарян и Виктор Цой ǁ kinoman.net

Юрий Каспарян, известный своим мелодичным стилем игры, признан одним из лучших российских гитаристов. «Именно индивидуальная манера игры Юрия Каспаряна во многом определила стилистику звучания группы „Кино“, и когда он сам исполняет эту музыку, она по-настоящему оживает», — читаем на сайте «Симфонического КИНО».

23 июля в Московском международном Доме музыки состоялся концерт проекта «Симфоническое КИНО». Он был посвящен 30-летию с момента выхода альбома «Группа крови» — самого известного альбома «Кино», название которому дала одноименная песня.

В день концерта мы пообщались с Юрием Каспаряном. Он рассказал нам про открывший новые грани песен «Кино» проект, про экспедиции, в которые отправлялся в детстве с отцом, приобретенный в Ереване дудук и как он однажды должен был записать музыку с Дживаном Гаспаряном.

Юрий Каспарян ǁ Симфоническое КИНО

— Вам понравилось, как Metallica исполнила «Группу крови»?

— Это неважно. (Улыбается.) Само по себе было, конечно же, забавно, весело и приятно.


21 июля американская рок-группа Metallica во время своего концерта на московском стадионе «Лужники» исполнила песню «Группа крови» на русском языке. В качестве ответного жеста на концерте «Симфонического КИНО» Юрий Каспарян вместе с оркестром исполнил их песню Enter Sandman.


— Есть немало примеров исполнения песен рок-групп в сопровождении симфонического оркестра. Вспомнить ту же Metallica. В чем особенность проекта «Симфоническое КИНО»?

Обычно выступают группы с симфоническим оркестром, которые могут выступить и без симфонического оркестра. Или выступает просто симфонический оркестр с оркестровкой той или иной группы. А у нас что-то посередине. И я как солист играю те партии, которые играл в группе «Кино».

— Как зародилась идея «Симфонического КИНО»? В чем его замысел?

Игорю Вдовину — композитору нашего проекта — предложили сделать оркестровку, а он в свою очередь привлек меня. Так и получилось. А замысел примерно тот же самый, что был и у группы «Кино».

— Кто еще входит в команду проекта?

Два музыканта все время с нами ездят. Это Виктор Савич, бас-гитарист. Олег Шунцов, барабанщик. Дирижер Антон Шабуров. И, конечно же, Александр Цой, который делает и демонстрирует видео, сопровождающее концерты.  

— Вы вместе с Александром Цоем пришли в проект?

Нет. Все было постепенно. Мы сначала играли даже без барабанщика и басиста, то есть просто симфонический оркестр. Потом в силу неизбежности появилась ритм-секция. Как развитие нужно было видео. Мы пробовали привлекать разных людей. Пытались, искали. А потом предложили Саше, и он сразу сделал то, что нужно. Ведь стилистическая составляющая очень важна, выбор правильного стилистического направления имеет большое значение. А у Саши это в крови, я полагаю.

Симфоническое КИНО

— На концертах вы играете всегда с одним оркестром или разными?

Да, с разными. Но в Петербурге у нас свой сборный оркестр.

— А есть любимый оркестр?

Петербургский. Но в Москве очень хороший оркестр «Русская филармония», и тоже есть сборные оркестры, с которыми мы сотрудничаем.

— Оркестровые версии наверняка выявили новые грани песен «Кино»?

Несомненно. Появились какие-то совсем новые моменты, какие-то контрапунктные линии. Есть возможность, используя палитру симфонического оркестра с его красками, богаче раскрывать заложенные изначально гармонические и мелодические линии музыки группы «Кино».

— Первое выступление «Симфонического КИНО» прошло в 2010-м. Был подготовлен и выпущен альбом под названием «СимфониК». В этом году вы даете концерты, посвященные 30-летию «Группы крови». Можно ли подвести подытоги почти десяти лет жизни проекта?

Сейчас проект в очень хорошей форме. Со временем оттачивались оркестровые моменты. Коллектив у нас уже сыгранный. Мне все нравится.

— Какие планы у «Симфонического КИНО» на будущее?

Осенью открываем следующий сезон — будем играть программу, посвященную альбому «Звезда по имени Солнце».

— А в Ереване хотели бы сыграть?

Да, конечно, хотели бы. Мы вообще любим играть.

Симфоническое КИНО

— Вы родились не в музыкальной семье…

Мои родители были научными сотрудниками. У меня отец — энтомолог. Я с ним ездил в экспедиции. Он мне рассказывал про насекомых. Я и сейчас все это помню. Он сетовал даже, что я не пошел по его стопам. Выразил сожаление. Говорит, что «среди нашего брата энтомолога мало кто отличит ихневмониду от бракониды, а ты это так легко делаешь».

— Чьей инициативой было отдать вас в музыкальную школу?

Мама. Она у нас была музыкальной в семье. Хотела, чтобы я стал виолончелистом, солировал в филармонии.

— Виолончель не стала вашим инструментом… Кто учил вас играть на гитаре?

Сам потихонечку.

— Как вы познакомились с Виктором Цоем?

У нас был общий барабанщик, в нашей студенческой группе, Олег Валинский. Он играл в «Гарин и гиперболоиды» [изначальное название группы «Кино». — Прим. ред.]. Так и познакомились. Студентами были.

— Почему песни группы «Кино» по сей день звучат так актуально, вызывая всё новый интерес и признание?

Если бы я знал. (Улыбается.) Красивая и запоминающаяся мелодия. Внятные, понятные, мудрые или ироничные и веселые тексты. И, конечно же, сложно выразимое словами состояние духа, которое стало темой песен.

— В Армении любят рок с советских времен. Доводилось ли вам работать с армянскими рок-музыкантами?

Помню, на первом концерте группы «Кино», в котором я участвовал в рок-клубе, был барабанщик — тоже из нашего института — Валера Согомонян.

— Вы бывали в Армении?

Один раз вместе с «Ю-Питером» [группа, основанная Вячеславом Бутусовым и Юрием Каспаряном в 2001 году. — Прим. ред.] был в Ереване. Выступили и уехали. Только дудук успел купить. Кстати, однажды вместе с Дживаном Гаспаряном должен был поучаствовать в записи музыки для одного фильма. Но не сложилось, все осталось на уровне проекта.

Беседовала журналист, литературный редактор Рипсиме Галстян