Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Археология памяти. Аналитическая камера Ерванта Джаникяна

Ервант Джаникян родился в итальянском городе Мерано. Он изучал архитектуру в Венеции, а после знакомства с Анджелой Риччи Лукки посвятил себя кинематографу. Оба художника искали в визуальном языке способы выражения глубинных тем, которые их волновали. Они стали заниматься своеобразной археологией памяти и идентичности. Их работы были представлены на многочисленных международных кинофестивалях в Каннах, Берлине, Венеции, Роттердаме, Торонто, где удостоились высших наград со стороны критиков. Снятые Ервантом и Анджелой фильмы экспонировались на крупных персональных и групповых выставках в ведущих музеях современного искусства, включая MoMa в Нью-Йорке, Tate Modern в Лондоне, Hangar Bicocca в Милане и Centre Pompidou в Париже, а также были частью программы Венецианской биеннале в 2013 году.

Ервант Джаникян. Источник: Getty Images

МАНИФЕСТ ЕРВАНТА ДЖАНИКЯНА

Важное место в кинематографическом методе двух режиссёров занимает «аналитическая камера». На протяжении всей своей карьеры Ервант и Анджела работают с архивным материалом, который они перерабатывают, изменяют, красят, кромсают. Анализ позволяет им взглянуть с другого угла на документацию колониального и фашистского насилия, на фиксирование травмы и поиска. Замедление, искажение, ускорение тех или иных кадров даёт возможность режиссёрам детально рассмотреть нарративы и скрытые детали, увековеченные плёнкой. Этот метод совмещает техническую обработку найденных кадров с глубоким исследованием исторических контекстов, превращая кино в расследование.

Ервант Джаникян и Анджела Риччи Лукки. Источник: filmcomment.com

Их фильм-прорыв «От полюса до экватора» (1986), созданный на основе 500 000 переработанных кадров колониальных экспедиций, стал не только техническим достижением, но и важным историческим свидетельством, приглашающим зрителя к размышлению о забытых формах насилия и его акторах.

Их картины, преимущественно немые, ставят своей целью «остановить забвение» — сохранить образы и историю, которые находятся на грани исчезновения. Джаникян и Риччи Лукки не просто восстанавливают умирающие архивы, но и обличают историческую амнезию. Их работы без дидактизма показывают истинное лицо насилия, обнажая его в бесстрастных, изящных или устрашающе обычных образах.

Yervant Gianikian and Angela Ricci Lucchi, Images of the Orient: Vandal Tourism (still), 2001. Источник: e-flux.com

Отрывок из манифеста кинематографистов:

«Мы составляем каталоги путешествий, и мы каталогизируем путешествия с помощью кино, которое снимаем заново. Наши первоисточники взяты из документальных архивов, в том числе из частной коллекции Луки Комерио (1876–1940), пионера документального кино.

Лука Комерио в 1910 году. Источник: wiki.org

Конструкция аналитической камеры позволяет нам приблизиться к каждому отдельному кадру, проникнуть в его глубину. Мы контролируем скорость съёмки, детали, цвет. Мы можем замораживать и воспроизводить архивные материалы необычными способами. Вот как проводится каталогизация: из всех изображений, которые мы находим и которыми обладаем, мы сохраняем те, которые вызвали у нас самые сильные эмоции.

Используя старое, мы создаём новое, извлекая скрытый смысл из прошлого и переворачивая изначальные значения с ног на голову».

Кадр из фильма. Источник: centrepompidou.fr

АВТОРЫ О СВОЕЙ РАБОТЕ «ОТ ПОЛЮСА ДО ЭКВАТОРА»

«Мы никогда не смогли бы преодолеть расстояние от полюса до экватора, не обладая физической и духовной властью над материалом. Это было то, что мы собирали годами, чтобы создать наш собственный „архив архивов“, тесно связанный с нашей работой над фильмом как видом искусства. <…>

Лука Комерио умер <…> в 1940 году. Материалы из его архивов, коллекция видеоматериалов, снятых им и другими операторами, были подвержены „амнезии“: химическая обработка, плесень, физическое разложение фотоэмульсии. Фильм-панорама мира до Великой войны.

„От полюса до экватора“ ― это новая форма и новый смысл отснятого материала из этого примитивного архива. Это история путешествий, исследований, завоеваний, культурного насилия, религиозного и военного принуждения, экзотических и колониальных приключений».

Ервант Джаникян и Анджела Луччи. Источник: www.cccb.org 

АВТОЭТНОГРАФИЯ И ИСТОКИ КИНО: «ДНЕВНИКИ АНДЖЕЛЫ» КАК ПУТЕШЕСТВИЕ ЧЕРЕЗ ВРЕМЯ И ПРОСТРАНСТВО

Кино как искусство — это не только изображение, но и документ времени, отражение личных переживаний и коллективной памяти. «Дневники Анджелы» — уникальный пример автоэтнографии, где путешествия, воспоминания и работа с архивами становятся основой для размышления о природе кино, его материальности и уязвимости. Эта история переплетается с человеческими судьбами, драматическими событиями и неугасимой тягой к исследованию прошлого, предлагая зрителю особый взгляд на искусство создания фильмов.

Фильм «Дневники Анджелы» предлагает глубокий взгляд на процесс создания кино как ремесленного искусства, в котором переплетаются тело, время и память. Его эпизоды — от путешествий в Армению по следам происхождения Ерванта до анализа книг «Возвращение в Ходорчуру» (1986) и «Я помню» (1997) — добавляют новый уровень к исследованию личной и коллективной истории.

Каждое движение, зафиксированное в фильме, связано с поиском свидетельств: будь то фронт, граница или архив. Эти отрывки также являются частью масштабной инсталляции «Путешествие в Россию», созданной для выставки «Документы» в Касселе (2017). Она основана на «экспедиции» в закатные годы СССР, насыщенной встречами, обедами и взаимодействием с недоверчивым архивариусом. Эти моменты — ироничные и трогательные — стали основой таких работ, как «Мужчины, годы, жизнь» (1990) и более поздних «Записок».

Фильм «Дневники Анджелы» обращается к уязвимости и прочности кинематографа как материала, созданного вручную и подверженного влиянию времени. Цифровая дематериализация ставит под вопрос физическую природу кинематографа.

«Дневники Анджелы» — это история, где время становится центральной ценностью, а жизнь предстаёт во всей своей хрупкости. Голос автора рассказывает о трагическом эпизоде 2014 года, когда взрыв нитратной катушки стал причиной пожара. Эта драма словно посвящение искусству, рассказанное с глубокой личной интонацией. Работа остаётся открытой для дополнений: слова и образы, записанные с 1970-х годов до настоящего времени, способны обогатить фильм и придать новые измерения. «Дневники Анджелы» — это не только кино, но и надежда на продолжение диалога между прошлым и настоящим.

Постер фильма Ерванта Джаникяна. Источник: imdb.com

В ПОИСКАХ ОБРАЗОВ НЕВИДИМОГО: ГЕНОЦИД АРМЯН В РАБОТАХ АНДЖЕЛЫ РИЧЧИ ЛУККИ И ЕРВАНТА ДЖАНИКЯНА

С 1987-го по 1990 год Анджела Риччи Лукки и Ервант Джаникян совершили ряд поездок в Армению, стремясь найти визуальные свидетельства Геноцида армян. Это была попытка заполнить пустоту, образовавшуюся из-за почти полного отсутствия фотографических и кинематографических материалов, запечатлевших это трагическое событие. После падения железного занавеса они получили доступ к советским архивам, которые оставались закрытыми с 1920-х годов.

В интервью Ервант рассказывал: «В первый раз мы поехали туда в 1987 году. Союз кинематографистов Армении пригласил меня посетить Родину и вдохновиться ею. Анджела присоединилась ко мне вместе с итальянским актёром Уолтером Кьяри. Он прочитал несколько страниц мемуаров моего отца о геноциде, о резне 1915 года. Начиная с 1920-х годов мой отец начал вести дневник, записывая всё, что он мог вспомнить о геноциде. Тысячи и тысячи страниц, которые я не мог прочитать».

Ерванту Джаникяну удалось найти редкие кадры депортации армян из Азербайджана в 1918 году, снятые британским агентством Dunsterforce. Эти фрагменты — редчайший кинематографический документ, фиксирующий судьбы жертв.

Кадр из фильма. Источник: documenta14.de

Ранее, в 1986 году, Джаникян и Риччи Лукки записали устные воспоминания Рафаэля Джаникяна, отца Ерванта, пережившего Геноцид армян. В своей книге «Возвращение в Ходорчуру — армянский дневник» Ервант описал детские воспоминания отца о доме, маршах смерти и рабстве. Однако найденные архивные материалы не смогли подтвердить эти истории, оставляя трагедию практически незадокументированной.

Уничтожение улик и ликвидация памяти о жертвах были частью стратегии геноцида. Результатом стало то, что искусство и кино, обращаясь к этой теме, зачастую сосредотачиваются на вопросах репрезентации, а не на самом событии. Работы Риччи Лукки и Джаникяна подчёркивают эту проблему. Через кинематограф они обращаются к утрате и скорби, используя пустоту, тишину и тени как выразительные средства.

Дискуссия о невозможности адекватного изображения Геноцида армян ведётся с середины ХХ века, начиная с утверждения Теодора Адорно о том, что «писать стихи после Освенцима — варварство». Хотя Адорно позднее смягчил свою позицию, идеи о непостижимости и невыразимости геноцида оставались актуальными.

Работы Джаникяна и Риччи Лукки занимают особое место в этом контексте, совмещая поиски исторической достоверности с понятием утраты. Фильмы напоминают о том, что важно задавать вопросы, на которые история не всегда даёт ответы.

Источники:

Interview: Yervant Gianikian || filmcomment.com

Our Analytical Camera: Yervant Gianikian and Angela Ricci Lucchi || e-flux.com

Yervant Gianikian and Angela Ricci Lucchi on their Armenian Films || eefb.org