Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Путешествие в Западную Армению. Фотовыставка Юлии Бодю

3 декабря в Армянском музее Москвы открывается фотовыставка Юлии Бодю «Город открытых дверей». В её преддверии Юлия рассказала о своём путешествии в Западную Армению и об увиденных памятниках армянской истории.


Названию выставки послужила расшифровка топонима города Карс (Калак) — «город дверей», считавшегося ключом к обладанию Малой Азией. Наш путь начался в Карсе, через него мы стали «открывать» для себя Западную Армению.

Историческая память — основа любой государственности, в том числе и армянской. Обратиться к ней нас подтолкнули нестабильность на Южном Кавказе и непризнание повсеместно Геноцида армян в Османской империи в 1915–1923 годах, а также встречи с Анелей Умиковой и Арменом Меружаняном — они свели знакомство с символическим языком культуры и хрониками истории. Именно в Малой Азии, на юго-западе Армянского нагорья, происходило формирование армянского народа, здесь зародились племена Армина и Хайаса.

Наши путешествия в Восточную Армению в 2013 году и Западную Армению в 2017-м послужили основой для воссоздания целостности исторической картины Армении: расцвета и погибели от иноплеменников, потери и возрождения государственности, бытия-жития армян, жизни криптоармян на территории Турции.           

Мы проехали историко-географические земли Ванского царства (Урарту), Васпураканского, Анийского и Карсского царств, Великую Армению Тиграна II со столицей Тигранакерт (на месте современного города Сильван, недалеко от Диярбакырa, в курдском селении Фаркин можно увидеть остатки крепостных стен), царства Коммагена, Киликийского царства Рубенидов.

Кафедральный собор Святой Девы в Ани. Интерьер с видом на алтарную апсиду. Фото: Юлия Бодю

Словно колокол, взывал к Священному Писанию Масис и задавал вертикаль в хронологическом потоке времени. Историческая ткань просматривалась через вуаль духовности. Разговаривали, дышали фрески, каменные летописи анийских соборов, Варагаванка («Семь церквей») на склонах горы Эрек у Вана, под присмотром местных жителей. Монастыри окрестностей Муша — на руинах монастыря Глакаванк (Св. Иоанна Предтечи) хачкары и фрагменты церквей в бытовых постройках. Хачкары на армянском кладбище города Муш, на острове Ахтамар, в провинции Трабзон — Сурб Аменапркич (Св. Всеспасителя). В Искендеруне в церкви «Сорока младенцев» и в деревне Вакыфлы в горах служат литургию и звучат молебны, говорят на грабаре. Превращенные в мечеть церкви архитектурным обликом связывают с армянской культурой. Былое живо…

Благодарим всех, кто свел знакомство с вашим домом:

Ару Таманяна, сопроводившего нас в Восточную Армению и Арцах;

Анну из Музея истории Армении в Ереване, погрузившую в символический язык армянской культуры;

Рафаэля Саакяна — тюрколога, сопровождавшего нас по Западной Армении;

Туристическое агентство «Ахтамар Тур», г. Ереван.

Фотограф, путешественница Юлия Бодю

Фото на обложке: церковь Святого Креста на острове Ахтамар / Юлия Бодю