Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Вечное наследие: монумент «Мы — наши горы»

Памятник «Мы — наши горы» является одним из символов Арцаха и всего армянского культурного наследия региона. Монумент был построен в 1967 году при въезде в город Степанакерт. Его авторы — скульптор и народный художник Армянской ССР Саркис Багдасарян и архитектор Юрий Акопян. В материале рассказываем об истории создания памятника, его значении для арцахских армян и о будущем монумента. 

История создания памятника 

Монумент «Мы — наши горы» установлен в 1967 году. Он предназначался для установки в двух километрах от Степанакерта. Поэтому, отвергнув предложение заказчика воздвигнуть статую воина, скульптор Саркис Багдасарян предложил взамен разработать замысел своего парного станкового портрета «Карабахцы». Меньшая копия скульптуры была представлена Саркисом Багдасаряном на выставке в Италии в 1965 году.

Преобразив его в монументально-декоративное произведение, близкое по воплощению к архитектуре, Багдасарян выразил в нем идею, сформулированную в словах, высеченных на тыльной стороне памятника: «Мы — наши горы». Выразил образно-пластически, композиционно: силуэт монумента предельно четок и формой стилизованного женского головного убора перекликается с очертаниями окружающих холмов. Заключенная в пилон мужская голова по контрасту с плавными линиями склонов дает неожиданный острый пластический акцент, несущий композиционную и смысловую нагрузку.

«Карабахцы», 1963. Фотография из альбома «Саркис Багдасарян» (Москва, 1976)

Монумент вырастает среди первозданного ландшафта. Как своего рода утесы, возвышаются две гигантские головы из красно-розового туфа, завершая холм, служащий им естественным постаментом. Здесь нет ни ограды, ни газона — памятник стоит на площадке, созданной природой. Композиция и силуэт заставляют припомнить средневековые армянские храмы с их двускатными и конусообразными кровлями, кладкой массивных каменных блоков, прорезанной окнами, нишами, аркадами и рельефами. 

Увековеченный в камне образ дедушки и бабушки с прикрытыми подбородком и ртом до сих пор напоминает о существовавших ранее обычаях. В основу памятника лег образ бабушки в традиционном головном уборе, так называемая «башенка». Низкий стоячий ободок укрепляется на голове при помощи многочисленных платков. Один из них закрывает нижнюю часть лица почти до носа. На лбу к ободку подвешены золотые или позолоченные монеты. Этот головной убор трудно возобновлять ежедневно, а потому он оставляется на голове и на ночь несколько дней подряд. 

Армянская пожилая супружеская пара, г. Шуши (рубеж XIX-XX вв.). Источник: oriental.hse.ru

Сын художника Ашот Багдасарян отмечает: «Идея, размеры, грандиозность — здесь как бы всё сошлось… Тут важен каждый нюанс, выражение лица как мужчины, так и женщины. Они как бы рождаются, исходят из родной земли». Камень, из которого сделан памятник (красный туф), будто живой. Фигуры долгожителей как бы вросли в землю, породнившись с горами, что символизирует непоколебимость духа местных жителей. Именно так выглядят супружеские пары Арцаха на старых черно-белых фотографиях. 

Авторы монумента

Арцах занимал в сердце Саркиса Багдасаряна , создавшего памятник «Мы — наши горы», особое место. На свет будущий скульптор появился в 1923 году в селе Баназур, расположенном на горном склоне, «где весной расцветают тутовые сады, а по вечерам дым от тонира окутывает деревню запахом горячего хлеба». Этот запах — частица детства, как и рассказы стариков. От них он слышал о том, как мирные арцахские селения не раз превращались в военные лагеря, когда враги пытались поработить населявших Арцах армян. Но за многовековую историю нога чужеземца не ступала на его землю. Не только храбрость и сила духа помогали арцахцам защищать свой дом. С ними заодно были горы и скалистые ущелья, таившие опасность для чужеземцев.

К камню Саркис Багдасарян питал пристрастие с детства. И способности его к скульптуре сказались прежде всего в жажде преодоления твердого материала. Свою первую работу он начал делать в камне: его исключили на две недели из школы, и все пятнадцать дней он тесал и резал камень, вырубая то орнамент, то гроздь винограда, то барельеф с изображением Пушкина.

Архитектором монумента выступил Юрий Акопян. С 1972 по 1981 годы он работал заведующий отделом по делам строительства и архитектуры НКАО, главным архитектором области. Его авторству принадлежат памятник Степану Шаумяну, ансамбль Парка культуры и отдыха имени Н. Степаняна в Степанакерте, мемориальный комплекс Победы в Великой оте­чественной войне, здание Музыкального училища имени Саят-Новы, серия родников в Степанакерте.

Сурен Гягунц, Артавазд Атасунц, Акоп Лалаян — мастера-каменщики, чьи имена неразрывно связаны с одним из главных символов Арцаха. В далеком 1967-м и в дождь, и в зной, обтесывая, шлифуя и возводя камень на камень, они вдохнули жизнь в монументальную скульптуру.

Источник: artsakhtert.com


Значение монумента

После окончания 44-дневной войны журналистка Лика Захарян писала в своих социальных сетях о монументе: 
«Для нас это место одно из самых важных в Арцахе, его символ, наш символ. Мы называем скульптуру „Дед и бабо“ или „Мы и наши горы“. Знак наших корней и всего доброго от нашего прошлого. Обычно, когда у кого-то свадьба, жених, невеста и гости навещают это место в их особый день. Это — как получить благословение от бабушки и дедушки. А еще, моей подруге Алвард парень (уже муж) сделал предложение именно там. Обычно ходим туда, устраиваем пикники, пьем чай из самовара, некоторые группы еще и занимаются там йогой. С друзьями любим сидеть на зеленой траве, кушать женгялов хац, пить вино „Катаро“, получать удовольствие от вида божественных закатов, и говорить о жизни».

Свадьба в условиях блокады. Молодожёны на фоне монумента «Мы — наши горы». Источник: armenianweekly.com

Блокада и исход из Арцаха осмысляются современными художниками. Главными героями этих работ зачастую становятся антропоморфные, ожившие Дедо и Бабо. Монумент становится символом оставленной родины, подобно недосягаемой вершине Арарата.

Перенесут ли «Татик и Папик» в Армению? 

Скульптор Ашот Багдасарян, сын известного скульптора Саргиса Багдасаряна, автора изображения, рассказал «Грапараку», что считает нереальными все утверждения о том, что памятник следует перенести в Армению. 

Он настаивает, что средства, необходимые для переезда статуи в Армению, целесообразнее передать вынужденным переселенцам. «Монумент действительно существует до сих пор. Я думаю, чем больше об этом говорят, тем больше риск того, что его могут уничтожить. Я хочу, чтобы эта скульптура сохранилась. Я не считаю реалистичными и уместными мнения о том, что памятник следует вывезти из Арцаха и привезти в Армению. Не так-то просто вывезти оттуда камни.  Мы уже потеряли все наше наследие из музеев Шуши: картины, скульптуры, в том числе около 16 скульптур моего отца. Теперь, как бы печально это ни было, кто позволит нам вернуть их? Это наше культурное наследие, но я считаю наивным думать, о возможности что-то изменить, обратившись в ЮНЕСКО. Они и пальцем не пошевелят, в результате мы потратим лишнее время. К сожалению, все сложилось так, и мы проиграли… Я не думаю, что долгие разговоры что-то изменят. Никто больше не сможет остановить Азербайджан, если он решит его демонтировать, он его демонтирует», — говорит скульптор.

 Источники: hraparak.am, oriental.hse.ru 
На обложке: hayweb.ru