Вологодская душа Джанны Тутунджан — армянской художницы русского севера
Работы Джанны Таджатовны Тутунджан отличает ювелирное мастерство деталей, проработанность рисунка, символизм в цвете и глубокая философская наполненность образов. Джанна Таджатовна любила крестьянский русский быт, поэтому ее картины и графику заполняют сцены из жизни жителей северной деревни. Вологодчина для нее, армянки по происхождению, стала второй родиной.
«Говорят, что имя влияет на человека. Слово „джан“ означает „душа“. Дав мне это имя, меня „приговорили“ к тому, чтобы я больше интересовалась не поверхностью, а тем, что внутри. Меня не интересует оболочка — меня интересует суть», — призналась Джанна Таджатовна в одном из интервью вологодской прессе. И это есть в ее работах, где она на сельском материале изобразила красоту русского человека — женщины и мужчины, матери и отца, задумчивой девушки и простого труженика. Про старух Джанна Таджатовна с большим уважением отзывалась: «Бабушка — тоже мама». Не удивительно, что одной из главных тем ее творчества стало материнство, нашедшее воплощение во многих полотнах.
Одна из лучших работ материнского цикла написана в 1976 году. Мы видим на картине молодую мать с младенцем, написанную по типу мадонны. Называется она «Гори ясно». Художница не раз высказывала ясную мысль, что материнство для нее — это выражение счастья, однако абсолютное счастье, это когда одна душа понимает другую душу. Душу она и стремилась изобразить в каждой из своих картин.
В том как Джанна Таджатовна выбирала цвета и композицию, есть что-то от Петрова-Водкина и Малявина — явный символизм, контрастность, работа с иконографией и переосмысление живописного наследия мировой культуры, перенос хорошо знакомых, даже типичных образов в современные реалии.
Как Джанна Тутунджан оказалась в Вологде? Она родилась в Москве осенью 1931 года. Окончила Суриковское художественное училище, а потом вышла замуж за Николая Баскакова — тоже художника. Тот предложил ей уехать на родину своих предков — на Вологодчину. Она, недолго думая, согласилась. На самом деле, русская деревня, для ищущего свою тему и своих героев художника, стала спасением.
Д. Тутунджан. «Поколения» и «Последний конь». Источник: Pinterest
Еще в Суриковке Джанна Таджатовна задумала создать лик современной России, для чего ей нужны были реальные лица. В столице она упорно искала, но не находила своих героев. Но лик России ждал ее в другом месте — она с большой радостью обнаружила свой источник вдохновения именно в вологодских деревнях. И этот источник не иссякал всю жизнь Джанны Таджатовны — шестьсот рисунков и картин оставила она в наследство.
Двадцать лет было Джанне Таджатовне, когда она покинула московскую квартиру и уехала за своим любимым супругом. Она всю жизнь потом удивлялась тому, как искренне и безоговорочно приняли её местные жители — такого тепла и понимания она более не встретит нигде. В родной Москве Джанна чувствовала себя более чужой, чем на Вологодчине и не раз об этом всем говорила.
Об адаптации — естественной и простой, и, даже, своего рода, пуповинном сращивании художницы с Вологдой говорят и ее картины — абсолютно русские по духу. Действительно, душа Джанны Таджатовны очень мудро выбрала и земной дом, и источник душевного понимания.
Д. Тутунджан. «Матушка, Царица небесная», 1977; «Черный ворон»; «Бабушка тоже мама»; «На все руки». Источник: Pinterest
Всего лишь один раз удалось Джанне Таджатовне побывать на родине отца в Армении. Она рассказывала о том, что наибольшее впечатление на нее произвели армянские песни. Она связывала песенное творчество все с той же природой, даже буквально — с ландшафтами. «В России песни рассчитаны на поле, на огромную равнину — они протяжные и грустные. А в Армении рассчитаны — на горы и солнце. Песни — высокие, жаркие, быстрые», — отмечала она.
Она не могла не полюбить армянскую архитектуру и скульптуру — храмы из разноцветного туфа, вписанные в пейзаж как продолжение горного массива, уютные деревенские дома, городские пулпулаки и резные, как кружево, хачкары. Сравнивая армянскую природу с русской, Джанна Таджатовна видела не плюсы и минусы, а главное — то, что объединяет народы и страны — душу.
И сегодня, глядя на картины Джанны Таджатовны, кажется, что русскую деревню с такой открытой, ласковой и трудолюбивой душой могла изобразить только армянка.
Подготовлено по материалам вологодской прессы
В оформлении обложки использован эскиз
Тутунджан Д.Т.
из серии «Разговоры по правде, по совести», 1959–2000.
Бумага, уголь