Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Арт-студия Varem Marem: как смелые идеи меняют культурный ландшафт Армении

Сейчас Varem Marem известен не только в Гюмри, но и за его пределами. В 2021 году всё начиналось с гаража в исторической части города. В 2024 — это одно из ключевых мест в контексте развития армянского искусства за пределами Еревана. Как удалось развить пространство и какие сложности возникали в процессе? Об этом и многом другом мы поговорили с основателем арт-студии Varem Marem Микаэлом Вардпароняном. 


Арт-студия Varem Marem

Елена Арутюнян: Как возникла идея создать мастерскую Varem Marem в Гюмри? С чего всё началось?

Микаэл Вардпаронян: В конце августа 2021 года мы открыли мастерскую и провели первый мастер-класс. Мысль основать свою арт-студию возникла сама собой: я работал в разных местах, даже в аэропорту, хотя по специальности — художник-реставратор. Было время, когда я реставрировал фрески, работал в Галерее сестёр Мариам и Ерануи Асламазян. Мне всегда хотелось иметь cемейный бизнес, связанный с искусством, возникла потому, что мой дедушка, Хачатур Вардпаронян, — Заслуженный художник Армении. Всё моё детство прошло в его мастерской. Так и возникла мысль о формате, потому что такое пространство доступно для всех. 

Знаменитый балкон напротив арт-студии. Источник

Е.А.: Название возникло сразу или в процессе?

М.В.: Сразу. Мы находимся в исторической части Гюмри. Наша студия находится напротив знаменитого балкона из фильма «Танго нашего детства». С первого дня мы решили, что назовем её в честь известной сцены. К тому же это связано с гончарным делом и диалектом Гюмри в целом («варем-марем» в переводе – «включить-выключить»). 

Кадры из фильма «Танго нашего детства»

Е.А.: Как Вы бы одним предложением охарактеризовали мастерскую? 

М.В.: Varem Marem — пространство, где люди могут раскрыть творческое начало.

Е.А.: Изменилась ли мастерская с момента открытия?

М.В: Почти нет. Когда мы только начинали, это был гараж. Мы выкладывали плитку, облагораживали всё, приносили свои столы и стулья (даже арендовали их). Структура и идея остаются такими же. Всё делится на две части: в одной стороне что-то можно приобрести, а в другой — смастерить самому. Мы верны своим принципам и сохраняем баланс между искусством и бизнесом.

Е.А.: Как о вас стали узнавать? 

М.В.: В начале было очень сложно. У нас не было тогда достаточно знаний в сфере бизнеса, во многих ситуациях приходилось импровизировать. Но в этом деле невозможно иначе: нужно постоянно придумывать новое. Мы стали всем про нас рассказывать и приглашать на мастер-классы. Постепенно люди узнавали, что есть такое место в Гюмри. Мастерская за короткий период стала одной из самых популярных в Армении. Нас посещают более 300 тысяч человек в год. Мы до сих пор просим гостей рассказывать о нас своим близким и приглашать их на мероприятия. В этом плане стратегия не менялась, как и наши приоритеты.

Е.А.:  Какие ваши импровизации стали визитной карточкой?

М.В.: Да, сейчас позову нашу главную импровизацию. Аслан! Аслан, подойди, пожалуйста. Знакомьтесь, это наш пиар-менеджер.

Аслан — самая популярная собака в Гюмри. Многие люди приходят к нам, чтобы увидеть того самого пса с работой. Когда мы открыли дверь гаража, первый шаг сделал Аслан. С того дня он стал частью нашей команды и талисманом Varem Marem. Аслан — очень харизматичный пёс, который любит фотографироваться. Это подтолкнуло нас к идее завести ему личный блог в социальных сетях. Журналисты часто снимают репортажи, гиды включают знакомство с Асланом в обязательную программу по Гюмри… С его портретами есть сувениры, стикеры, карточки и брендовый корм. К тому же наш пиар-менеджер занимается активной благотворительной деятельностью и помогает щенятам найти дом.  

Пёс Аслан

Е.А.: Ощущаете ли Вы, что культурный ландшафт в Гюмри стал другим?

М.В.: Да, за несколько десятков лет он изменился, мне кажется, в худшую сторону. Многие известные художники, скульпторы и гончары были из Гюмри. Это не моё мнение, вклад наших деятелей признают все. Город был культурной столицей Армении достаточно долгое время. 60-70-е годы — это период расцвета искусства. Землетрясение, распад Советского Союза и многое другое — всё это отразилось и в культуре. Мастерская — возрождение былого статуса Гюмри. Я считаю это именно возрождением, потому что на протяжении многих лет в городе не было площадки, предлагающей творческую реализацию. Я родился после землетрясения и помню то время. Тогда учиться приходилось под лампой и ни у кого не появлялась мысль о мастерской. 

Микаэл в мастерской

М.В.: У меня не возникало проблем с пространством для творчества, потому что мой дедушка был известным художником, но у многих детей не было такой возможности. Не было места, куда они могли прийти и творить. В последние годы обстановка меняется. В городе открылось несколько подобных мастерских и галерей, доступных всем желающим. Сейчас Академия искусств Гюмри идёт вперёд стремительными шагами. И ничем не уступает, как мне кажется, академии в Ереване.

В мастерской Varem Marem

Е.А.:  Какие есть мастер-классы в студии?

М.В.: Каждый посетитель может сесть за гончарный круг и вместе с мастером создать любое изделие. Его обучат базовым принципам гончарного дела. Для создания маленьких скульптур у нас есть отдельная программа. Есть мастер-класс по изготовлению гюмрийских дверей.

Керамические гюмрийские двери

Е.А.: Расскажите о нём подробнее. 

М.В.: В Гюмри сохранилось очень много рукотворных дверей старых мастеров. Они считаются характерной особенностью города. Мы придумали мастер-класс по гюмрийским дверям, чтобы у каждого желающего была возможность сделать небольшой керамический сувенир на память.

Проект Forever in Gyumri

Е.А.: Какие проекты у вас самые любимые?  

М.В.: Я бы хотел рассказать о важной инициативе нашей мастерской — проекте Forever in Gyumri. Это интерактивная стена имён, охватывающая почти всю улицу. Гости мастерской на этом столике подбирают буквы своего имени и клеят их на стену, тем самым навсегда оставаясь в истории города. Проекту всего два года, но за это время более 50 тысяч человек со всего мира оставили свой след в экспозиции. В её основе лежит идея единства. Каждый человек, вне зависимости от религиозных или политических взглядов, национальности, образования и прочего, может сложить своё имя и продолжить чужое по правилу кроссворда. 

Художница рисует портрет гостя

М.В.: И ещё, приезжая в Гюмри, заглядывайте в мастерскую на чашку кофе. Наша художница рисует портреты гостей на бумажных стаканах. За пару минут человек получает не только кофе, но и милый рисунок. Эту идею полюбили многие. 

Е.А.: Что бы Вы посоветовали молодым ребятам, которые мечтают открыть своё пространство?

М.В.: В любом проекте есть свои нюансы и нет универсальных советов. В сфере искусства необходимо быть открытым не только к экспериментам, но и к общению с аудиторией. Начинающим художникам, скульпторам и другим авторам важно находить контакт и не запираться в мастерских, выходя только на выставки. А в сфере бизнеса нужно очень быстро принимать решения и осуществлять задуманное, не откладывая на завтрашний день. Скорость многое определяет в современном мире. 


Все фотографии предоставил Микаэл Вардпаронян.

Беседовала Елена Арутюнян, Армянский музей Москвы