Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Вардавар. История одного из любимых армянских праздников

Сегодня в Армении отмечают Вардавар — один из самых веселых национальных праздников. О том, как возникла традиция обливать друг друга водой и что еще было принято делать в этот день, рассказывает историк Нуне Мхитарян.

На календаре июль — месяц солнца, золотых полей и золотых абрикосов. Половина лета уже прошла, а с ней и половина года. Дальше дни станут короче, ночи длиннее, и все чаще придется не загадывать и планировать, а подводить итоги и оглядываться: что сделано, а что еще предстоит сделать. Хорошо бы остановиться и немного отдохнуть. Стряхнуть с себя весь накопленный лишний груз. Хорошо бы. Мы и так каждый год останавливаемся как раз в середине июля и «смываем» с себя все лишнее, всю набранную душевную «пыль».

В день Вардавара. В этом году праздник приходится на 16-е июля, невольно вспоминается Вардавар прошлогодний. 24-го июля ближе к вечеру все социальные сети заполонили фото- и видеосюжеты прибывших в Ераван неискушенных туристов. Абсолютно мокрые, растерянные, они и не пытались как-то объяснить свое состояние, а просто выкладывали огромное количество материала, пытаясь дать понять, что происходящее с ними — это локальное явление, которое застало их врасплох.

Стянутые на Площадь Республики водометные машины, нещадно поливающие огромное количество людей на улице, всеобщая полная неразбериха. Вооруженные ведрами, горшками, водными «пистолетами» прохожие разного возраста, пола и разной степени «сухости», потоки воды, накрывающие всех, вызывая дикие, но восторженные крики. Примерно такое впечатление произвел Вардавар на наших гостей.

Синоптики иногда ошибаются в своих прогнозах, но есть в году день, прогноз которого, для армян во всяком случае, известен раз и навсегда. В день Вардавара в Армении всегда будет мокро, просто осадки будут «рукотворные». День, разделяющий год на две части, день, с которого начинается подведение итогов, прогнозирование второй половины года. И, если на Новый год мы загадываем желание, к середине года мы делаем прогнозы, потому что половина пути уже пройдена, и вторая половина зависит от приобретенных нами умения и опыта.

Чем сильны и хороши народные праздники? Они никогда не стареют и не перестают удивлять. Казалось бы, о Вардаваре мы знаем уже столько, что можем всем желающим объяснить причину нашего неадекватного поведения в этот день.

Фото: armeniasputnik.am

Этимологию слова Вардавар исследователи трактуют по-разному. Одни считают, что оно произошло от хеттского vadar (вода) и arr (обрызгивание), и связывают праздник с «магией вызывания дождя в самое засушливое для Армении время года». Именно этот корень носит в себе мужское имя Вардан — родовое имя славных армянских полководцев и политиков, спарапетов, царей династии Аршакуни-Мамиконянов. Символом этого божества мог быть цветок, который назывался также «вард». Легенды сохранили женскую ипостась этого божества — «Ну-вард» («Нвард») — супруга царя Ара Прекрасного. Богиня вечной чистоты, хранительница жизни на матери-земле. И вода, и вообще цветы играют важную роль в этом празднике. В прошлом розами украшали бюст Анаит, а также площади, улицы и фасады домов.

Некоторые специалисты и вовсе заявляли, что слово Вардавар имеет зороастрийский корень, с авестийского actra и армянского var, что означает горение, соответственно праздник связывали с поклонением огню.

Отцы-мхитаристы связывали праздник с именем богини любви — Астхик и с ее любимыми цветами — белыми розами, которыми всегда был устлан ее путь. По легенде, однажды, спеша к своему возлюбленному, богиня забыла надеть сандалии. Шипы укололи ее нежные ступни,  и брызнувшая кровь покрасила белые лепестки роз в алый цвет. Ее возлюбленным был Драконоборец Вахагн, отпиратель небесных вод. Победив дракона, он открыл путь живительной воде к садам и полям, напоив засохшую землю и вернув ее к жизни.

Но рассказывая этот миф, историки подчеркивают присутствие в нем очень заметного греко-малоазийского слоя. По сути, это пересказ легенды о любви Венеры и Адониса, с одной большой разницей — там цветы становятся красными от крови юного Адониса. Его убивает вепрь Ареса, и из его крови вырастает кроваво- красный, пахучий цветок — Адонис. О том, что эту легенду хорошо знали и любили в языческой Армении, свидетельствует название этого цветка на армянском. Это дикая, пахучая полевая гвоздика — мехак, а слово это, как бы в память о далеком прекрасном юноше, стало мужским именем — Мехак.

Итак, обычно Вардавар начинался в ночь с субботы на воскресенье. Многие верхом или пешком отправлялись в горы, к источникам, соборам, церквам. Находящийся в Тароне (Западная Армения) монастырь Святого Карапета был самым излюбленным для паломников на Вардавар, но из отдаленных мест его посещали в основном либо бездетные, так как считалось, что этот святой помогал в рождении ребенка, либо творческие люди, потому что Святой Карапет «одаривал» музы.

Фото: tert.am

Ночью молодежь организовывала соревнования в песнопении. Всю ночь девушки и парни пели и танцевали вокруг костров, то высмеивая, то нежно воспевая друг друга; в ночь Вардавара нередко закладывалось начало новой любви. На утренней заре уставшая от танцев и пения счастливая молодежь отправлялась на поля для сбора цветов, которыми они украшали себя, свои дома и скот. В этот день в разукрашенной цветами церкви освящали пучки пшеницы в надежде защитить поля от града и саранчи.

Этот обычай в связи с поклонением богине Анаит упоминается Агатангелосом еще в IV веке. Пучки пшеницы — хачбур — часто вязали в красивые формы и одаривали ими друг друга. Некоторые плетения хачбура напоминали фигуру женщины. Не исключено, что в них был «скрыт» образ Анаит, уже запрещенный официальной церковью. В некоторых регионах готовили большие фигуры, напоминавшие женщин, и ходили с ними, обливая водой.

Фото: tert.am

Гуляния затем продолжались у водоемов, где в языческие времена еще совершались жертвоприношения. Здесь начинался другой важный компонент праздника — обливание водой, обрызгивание и купание. Обливали все и всех — стариков, детей, женщин, мужчин и даже скот. Гуляния на Вардавар сопровождались играми, спортивными состязаниями, конными соревнованиями. Среди них особой популярностью, в частности в Ване (Западная Армения), пользовалась борьба Айка и Бэла, которая неизменно заканчивалась победой Айка-прародителя.

Традиционно ключевым моментом Вардавара является обряд освящения воды лепестками розы, являющейся значимым атрибутом данного праздника, с последующим взаимным обливанием всех присутствующих освященной водой. Также во время Вардавара принято освящать яблоки. В современной Армении, особенно в городской среде, Вардавар больше воспринимается как шумная детская «игра в поливалки». Дети обычно так и говорят — «играть в Вардавар», то есть весело обливать себя и прохожих водой.

Фото: tert.am

Надо набраться сил от святой воды, и пусть в этот день она льется на всех бесконечно, в мгновение ока поглощая июльский зной и лаская тело шелковой струей прохлады. Именно этот праздник земледельческого календаря показывает в четкой последовательности все языческие корни всех христианских обрядов. Наверное, по-другому и быть не может: кому бы земледелец не молился в душе, беречь и хранить он должен свою кормилицу-землю. А землю кормит вода.

Прошел целый год после «событий 24-го июля», и в этом году люди уже собираются в Армению «на Вардавар». На загадочный, древний, до конца не раскрытый праздник. Что пожелать вам, дорогие гости? Древние греки, прощаясь, желали друг другу «безопасного пути и свежей воды».

Может, это тоже отсылка к местному, неизвестному нам «Вардавару»? Надо выяснить. А пока, мы говорим вам: «Добро пожаловать и обильного, полноводного нам всем Вардавара».

Над текстом работали:
историк, переводчик, преподаватель армянского языка
Нуне Мхитарян,
искусствовед, редактор Армянского музея Москвы
Маргарита Мкртычева

Подготовлено по материалам: Армяне. Серия «Народы и культуры», 2012; Антонян Ю. «Воссоздание» религии: неоязычество в Армении / Laboratorium: Журнал социальных исследований, 2010; Медведев В., Попов М. Культура — традиционная, этническая, современная: quid est hoc/ Гуманитарно-педагогические исследования, 2019

Фото обложки: tert.am