Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

В музее Эребуни появилась питьевая вода

Армянский музей Москвы писал уже о том, что в декабре 2019 года Совет старейшин Еревана утвердил соглашение о сотрудничестве, подписанное 3 октября мэром Еревана Айком Марутяном и фондом «Джон и Сос Бальян» о строительстве нового корпуса историко-археологического музея-заповедника «Эребуни». Директор музея Микаэл Бадалян уже рассказывал корреспонденту Армянского музея Москвы о тех критериях, которым должно соответствовать современное здание. Напомним читателям, что при сохранении внешней исторической архитектуры помещение музея должны оснастить новейшими технологиями. Планируется открытие научных лабораторий, новых выставочных залов, где посетители познакомятся с историей Еревана с помощью виртуальных туров.

В недавно опубликованном на сайте Construction.am материале Микаэл Бадалян рассказал, на какой стадии сейчас находится строительство объекта.

«Проект предусматривает строительство нового здания сразу за зданием музея. Там раньше планировалось построить урартологический центр, однако, после распада СССР проект не был осуществлён», — рассказывает директор музея.

По словам Микаэла Бадаляна, новое здание будет двух или трехэтажным, в зависимости от финансирования. Кроме того, Микаэл Бадалян подчеркнул, что новый корпус не должен затмевать историческую застройку музея — это первичное условие. 

Поделился руководитель «Эребуни» и планами по восстановлению крепости, заявив, что научное сообщество считает, что подобные проекты должны быть тщательно рассмотрены специалистами, поскольку Эребуни является визитной карточкой Еревана.

«Эребуни — это тот случай, когда мы не имеем права на ошибку», — особо подчеркнул Микаэл Бадалян.

Фото крепости Эребуни: construction.am

На вопрос, почему в последние годы состояние крепости Эребуни ухудшилось — повсюду земляные насыпи и валяются технологические остатки, Бадалян ответил, что будет опрометчиво считать это ошибкой археологов, так как после раскопок всё тщательнейшим образом убирается.

Те фрагменты, которые предстают взорам посетителей, — это руинированные части урартского колонного зала.

«Мы попробовали поднять колонны, но они слишком тяжелые, и для этого нужна соответствующая техника, что подразумевает лишние затраты. Сейчас мы рассматриваем возможность их использования во внутреннем дворике музея», — рассказал Микаэл Бадалян.

«Что касается земляных насыпей и разбросанных дров, мы уже пытались все убрать и сделали настолько, насколько нам позволяли наши средства. Этой весной планируем продолжить уборку, однако такие работы связаны с большими финансовыми затратами», — подчеркнул директор музея.

Тем не менее за последний год была проделана большая работа.

«К примеру, в музее не было питьевой воды, что было серьезным препятствием для посетителей. Мы решили этот вопрос с ЗАО „Веолиа Джур“ при поддержке посольства Франции в Армении», — продолжил рассказ Микаэл Бадалян.

В ближайшее время в музее планируется установить 3D-стенды. Для этого дирекция использует бюджет музея, а также работает со спонсорами.

По словам Микаэла Бадаляна, установленные стенды улучшат понимание исторического контекста посетителями.

«Представьте, что вы идете и смотрите на колонный зал, где видите только руины колонн и стены. Это интересно специалистам, однако туристы не будут впечатлены. Но если посетители увидят трехмерное изображение, фотографии, план построек на трех языках, это изменит восприятие не только гостей столицы, но и местных граждан», — уверен эксперт.

Микаэл Бадалян подчеркнул, что для музея этот проект очень важен, поскольку посетители «Эребуни» должны получить информацию и знания об истории Урарту и Армении, которые будут представлены в виде анимационных фильмов. В самом музее посетитель увидит выставленные экспонаты, а во вновь построенном здании он получит дополнительные знания посредством визуальных роликов, что будет, по словам директора, «способствовать закреплению полученных знаний».

Обложка — сonstruction.am

Другие тексты Армянского музея Москвы о Эребуни — здесь.

Интервью с Микаэлом Бадаляном — здесь.