Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Урарту – первое армянское государство. Часть II

Редакция Армянского музея Москвы публикует продолжение статьи Корюна Оганяна об армянском происхождении урартов, подтвержденное многочисленными учеными по всему миру. Что делает Армению наследницей Урарту и какие доказательства приводят исследователи – в этом материале.

Джеймс Патрик Мэллори и Дуглас Квентин Адамс считают, что присутствие армян на их исторических местах следует искать где-то к VI веку до нашей эры. Также исследователи добавляют, что на армянскую фонологию сильно повлиял урартский язык, что может свидетельствовать о длительном периоде двуязычия.

Согласно Роберту Дрюсу, название Великого Царства Биайнили совершенно определенно было армянским. Армянский язык, очевидно, был местным языком региона в V до нашей эры, когда персидские полководцы и греческие писатели объединили его с фригийским. Вряд ли можно предположить, что он был занесен в регион между началом VI и началом V веков до нашей эры и что он немедленно уничтожил все, на чем там еще говорили. Едва ли можно такое предположить. Далее Роберт Дрюс подмечает: «Так как носители протоармянского языка, по-видимому, жили недалеко от носителей хурритского языка, наш вывод должен заключаться в том, что армянский язык Месропа Маштоца произошел от индоевропейского языка, на котором говорили на Южном Кавказе в бронзовом веке».

Огромную работу проделала группа армянских лингвистов. «Арамазд. Армянский журнал ближневосточных исследований» опубликовал статью «Армянские элементы в языке и ономастике Урарту» А. Петросяна А. Косяна и Е. Грекяна. Армен Егишевич Петросян ставит перед собой цель доказать существование носителей самого раннего армянского языка на Армянском нагорье в доурартский период (т.е. до середины IX в. до н.э.).

«Малейшее свидетельство того, что в урартском языке есть хотя бы одно заимствование из армянского и, что некоторые места и личные имена, упомянутые в урартских источниках, имеют армянское происхождение, докажет, что на армянском языке говорили наряду с урартским языком на Армянском нагорье», – подмечает Петросян.

Фото: nnao.ru

Группа лингвистов достигает намеченной цели: исследователи приводят неопровержимые доказательства в поддержку существования армянского языка в доурартский период. Обратимся к одному из примеров: «Апеллятивы. Армянский союз ew (Եւ/և) 'и' происходит от индоевропейского *epi- (> *ewi > ew). Местное происхождение этого соединения не вызывает никаких сомнений. Он заимствован в урартский, где он появляется как eue, e'a (читать: ewa), eia, eai (две последние формы являются результатами развития, свойственного урартскому языку). Они известны из первых урартских записей последней четверти IX в. до н.э. Следовательно, урартский язык контактировал с армянским до этого. Для того, чтобы показать, что это соединение заимствовано из армянского, Дьяконов отмечает, что он неизвестен в ранее засвидетельствованных хурритских и других языках северо-восточного Кавказа (которые считаются родственными хурро-урартским). Хурритский язык является эргативным языком и не использует нефиксированные союзы».

Считаю уместным также обратиться к еще одной статье данного автора: «Образ Арама, как и Шамирам, включает в себя как мифологические, так и исторические составляющие. Его имя идентично имени первого известного царя Урарту Араму (с регулярным падением финального гласного в армянском). Согласно логике мифа Арам неизбежно должен включать в себя память об историческом одноименном царе (ок. 860– 840 гг. до н.э.), а Шамирам – его младшая современница, ассирийская царица (ок. 811–806 гг. до н.э.). Это позволяет хронологизировать последний этап этногонического предания эпохой образования Урартского государства и его первых царей (вторая половина IX в. до н.э.). Очевидно, что формирование Урарту стало новым этапом истории Армянского нагорья, развития и консолидации его населения. Но важно отметить, что армяне традиционно хронологизировали образование своего народа доурартской эпохой и только его последний этап – эпохой образования Урарту. Так следует интерпретировать легенду об Ара Прекрасном и Шамирам – последнюю фазу этногонической традиции, которой, согласно логике мифа, мифологический период заканчивается и начинается реальное время – настоящая история».

Джон Греппин – американский исследователь-арменист, лингвист, профессор Кливлендского государственного университета – в своей книге «Некоторое влияние хурро-урартских народов и их языков на древнейших армян» пишет: «Однако даже сейчас кажется трудным отрицать, что армяне и на раннем этапе контактировали с хурро-урартским народом».

Андраш Рона-Таш – венгерский языковед, историк, тюрколог и монголовед, исследователь чувашского языка, действительный член Венгерской академии наук (1995) – также придерживается того, что в царстве Урарту был древнеармянский язык. Об этом он пишет в своей книге «Венгры и Европа в раннем средневековье: введение в раннюю венгерскую историю».

Профессор археологии Даремского университета Крис Скарре, возглавлявший отдел археологии с 2010 по 2013 год, специалист по европейской доистории, чьи интересы связаны с археологией других регионов мира, автор многих книг и руководитель раскопок на доисторических памятниках во Франции, Португалии и Нормандских островах, недавно занявший пост редактора ведущего британского археологического журнала Antiquity, бывший редактор Кембриджского археологического журнала с 1991 по 2005 год, в 2007-м избранный на пост попечителя Совета британской археологии, в своей книге «Человеческое прошлое: мировая предыстория и развитие человеческих обществ» поддерживает армяноязычность урартского царства.

По мнению Грача Мартиросяна, место армянского языка в индоевропейской языковой семье связано с греческими и индоиранскими языками.

Храмовая надпись в крепости Эребуни, выполненная клинописью на урартском языке. Текст приписывает постройку храма царю Аргишти I. Фото: wikimedia.org

А в работе греческого писателя Александропулоса Мицоса, автора нескольких романов и сборников рассказов, «Путешествие в Армению» находим следующее: «Наири – Страна Ручьев. Это название встречается в древнейшей истории наряду с другими, например Айастан, Страна Гайка, и до сих пор употребляемое самими армянами. Жители называли себя торгомами, от слова "Торгом", потомок Ноя, я, четвертое поколение от сына его Иафета. Хетты называли эту страну и народ Хайаса, грузины – Сомехи, аккады – Армани и Наири, а также Урасту (в Библии Урарту), персы – Армина, греки – Армения. В разное время употреблялись разные названия. И то, что их много, отражает запутанность вопроса о происхождении армян и их первых шагах в истории. Достоверно лишь то, что речь идет об одном из древнейших народов региона. На протяжении своей многовековой суровой истории он показал себя способным и выжить и создать собственную культуру, внести свою лепту в общую историю народов».

Далее читаем: «Армяне ставят вопрос: кто же они, в конце концов, жители Урарту, какого они рода-племени? Установлено, что название "Урарту" употреблялось аккадами, точнее, вавилонцами, и является искажением слова "Арарат". Куда правильней было бы сказать "царство Араратское", как написано в Ветхом завете. Наконец, имеются факты материализованные, более важные. Установлено, что в трехъязычных и двуязычных надписях названию Урарту или Урасту на аккадском языке соответствуют Армине и Армане в других языках, и эти надписи древнее Бехистунской, где одно и то же государство на аккадском языке названо Урарайя, на эламском – Хармиугиара и древнеперсидском – Арминийа. Поэтому относительно новой армянской теории Наапет сделал следующий вывод: Триста лет существовало древнее царство вокруг озера Ван. С ним связана наша история с IX по VI в. до н.э. Около 590 года в результате внутренних распрей старая династия, правившая государством, пала, и на смену ей пришла новая, тоже армянская – династия Ервандуни».

В книге «Древние цивилизации», под общей редакцией Григория Бонгард-Левина, ведущих советских востоковедов и антиковедов повествуется о древних цивилизациях Египта и Месопотамии, Ирана и Средней Азии, Индии и Китая, Греции и Рима, Японии и Америки, об их материальном и духовном вкладе в сокровищницу человеческой культуры: «В послеурартское время завершается становление классового общества и государственности еще в трех закавказских центрах: Колхиде, Иберии и Албании. Здесь, так же как и в историческом наследнике Урарту – древнеармянском царстве, к местным и древневосточным культурным традициям добавляется позднее мощный импульс, идущий со стороны античной цивилизации».

Считаю нужным сделать блиц-обзор монографии историка из Великобритании Харуна Йылмаза – первую обобщающую работу по данной проблеме за последние полвека, где демонстрируется, что сталинский режим в 1930-1940-е годы целенаправленно формировал исторические нарративы народов СССР для становления основы национальной идентичности. Показано, что значительную роль в конструировании нужных исторических нарративов играл внешнеполитический фактор, особенно опасение, что соседние державы могут использовать те или иные нации в своих интересах.

Книга Йылмаза посвящена процессу формирования новой национальной истории 1930-1940-х в советских республиках – Азербайджане, Украине и Казахстане. Интерес исследователей к национальным проблемам в сталинскую эпоху не ослабевает. Несмотря на обилие литературы по данной проблематике, монография Йылмаза обязательно вызовет интерес специалистов, что обусловлено не только качеством исследования, но и не совсем обычным подходом, сочетающим в себе историю исторической науки и анализ механизмов нациестроительства сталинской эпохи, важнейшим элементом которых стало конструирование нового исторического сознания в союзных республиках.

Ванский музей в Турции. Экспозиция, посвященная Урарту. Фото: dailysabah.com

Первая глава «Конструирование азербайджанской идентичности в тени Ирана и Турции» посвящена роли исторических нарративов в формировании азербайджанцев как советской нации. Делается это в контексте аналогичных процессов в Турции и Иране. Автор указывает, что до 1937 года азербайджанцы в советских документах назывались «турками». В 1920-е Азербайджан играл роль кавказской витрины советского проекта, демонстрируя достижения коммунистической власти в реализации прав нации. Но в 1937-м первый секретарь ЦК Коммунистической партии Азербайджана Мир Багиров заявил, что одной из главных опасностей для СССР является пантюркизм, исходящий из Турции. Не менее сложными стали и отношения с Ираном, где проживала большая часть этнических азербайджанцев. Политика «осажденной крепости» оказалась стимулом для формирования новой идентичности народов республики, отличной от тюркской или иранской. В этом заметную роль сыграли этнолингвистические теории Николая Марра, постулирующие автохтонность развития этносов. Первая версия национальной истории была подготовлена в 1936 году, но не была опубликована. Она была написана с позиций «школы Покровского», а этногенез азербайджанцев показывался как часть развития тюркских народов. «Большой террор» уничтожил многих авторов первой версии, и на смену им пришли молодые специалисты-«выдвиженцы», преданные партии. Йылмаз подчеркивает их значение в создании новой версии национальных историй. Отталкиваясь от теорий Марра, они связывали азербайджанцев не с тюрками, а с древними мидийцами, тем самым сконструировав уникальную, не зависимую от Турции и Ирана историческую генеалогию народа:

«В отличие от азербайджанского тюркского случая, грузины и армяне могли легко связать свою современную национальную идентичность с народами древней Иберии или Урарту соответственно, потому что у обоих было давнее прошлое, в котором были легенды и исторические события, такие как катастрофы и победы».

Обращусь к пособию для студентов исторического факультета пединститутов под редакцией Ю.С. Крушкола, Д,Г. Редера и Е.А. Черкасова «История древнего мира. Часть I»:  «Население этих горных местностей было этнически пёстрым, но основной костяк его составляли урарты, относящиеся по своему языку к хурритской группе народов. На северо-западной периферии, в составе Хайаса (в бассейне Чороха), преобладало индоевропейское население. Предполагают, что именно оттуда пришли предки армянского народа, ассимилировавшие урартов». И далее: «Урартский язык после падения Урартской державы уступает место армянскому языку, распространяющемуся переселенцами с северо-запада (из Хайасы). Сама страна уже в VI в. до н.э. принимает название Армения, а прежнее обозначение Урарту всё больше и больше забывается».

В Очерках по истории географических открытий под редакцией Магидовича Вадима Иосифовича и Магидовича Иосифа Петровича находим следующее: «Суппилулиуме сразу же пришлось выступить против другого врага-племён хайаса (хайа), живших на Армянском нагорье. Хеттские надписи об этом народе – древнейшие исторические сведения о племенах Армянского нагорья и армянах (большинство историков считает хайаса предками армян)».

«История Древнего Востока» под редакцией Всеволода Авдеева охватывает историческое развитие древнейших восточных государств, существовавших на обширной территории Северо-Восточной Африки, Передней, Южной и Восточной Азии. Изучение истории многочисленных народов, создавших эти государства и своеобразную древневосточную культуру, даёт возможность исследовать одну из важнейших проблем в истории человечества – проблему распада родового строя, возникновения на его развалинах и первоначального развития древнейшего рабовладельческого государства. Считаю уместным процитировать следующее: «Таким образом, урартские племена были исконным населением Закавказья, прочно обитавшим на этой территории с глубокой древности». Читаем далее: «Племена урартов, весьма возможно, были родственны племенам, населявшим северную часть Передней Азии в более позднее время. Советские учёные в своих исследованиях показали, что армяне являются потомками и наследниками одного из племён, населявших Закавказье в последний период существования Урартского государства, решительно отвергнув утверждения буржуазных историков, доказывавших приход армян в Закавказье из Западной Европы. В различных районах Грузинской ССР и в значительной степени в Армении были найдены развалины урартских поселений, урартские надписи и памятники материальной культуры, которые ясно указывают на то, что культура современных народов Закавказья в своих древнейших истоках восходит к урартской эпохе. Весьма возможно, что предками древних армян и грузин были племена, родственные и близкие древним урартам». «Таким образом, урарты передали многие элементы древневосточной культуры более поздним народам, в частности древним армянам и другим народам Закавказья», – заканчивает автор главу об Урарту.

Древо жизни. Урартская фреска. Фото: wikimedia.org

Считаю нужным подметить и статью Маргарит Хачикян «Урартский язык», опубликованную в многотомном энциклопедическом издании «Языки мира. Языки мира. Древние реликтовые языки Передней Азии», которое создается в Институте языкознания РАН. Данный том посвящен древним реликтовым языкам Передней Азии, не входящим в индоевропейскую и семитскую языковые семьи, а именно шумерскому, эламскому, хурритскому, урартскому, хаттскому и касситскому, а также хронологически и территориально близкому к ним хараппскому языку цивилизации долины Инда. Книга представляет собой одновременно и фундаментальный труд, содержащий научное описание языков, и издание с широким кругом адресатов, включающим лингвистов различной специализации, историков, этнографов, преподавателей, студентов и аспирантов, а также всех интересующихся древними языками. Читаем: «После падения Урартского царства в начале VI в. до н.э. под ударами мидян, вавилонян, скифов и киммерийцев урарты, наряду с другими этническими группами, населявшими территорию Армянского нагорья, постепенно утратив свой язык, влились в состав армянского народа».

Обратимся к первому тому Советской исторической энциклопедии Академии наук СССР (1961-1976 гг.) по истории народов всего мира до 70-х годов XX века: «Армения Великая. Первоначально небольшая область в верховьях р. Тигра и в р-не оз. Ван, некогда основная территория Урарту. После падения Урарту на этой территории возникло армянское царство, которое вскоре стало сатрапией Ахеменидов».

Уместно будет обратиться и к «Большой Советской энциклопедии» (БСЭ) – одной из крупнейших и наиболее авторитетных универсальных энциклопедий в мире, содержащих около 100 тысяч статей. Читаем статью под названием «Армяне»:

«Древнейшим ядром армян было население сев.-вост. части Малой Азии. Эта страна в хеттских (XVI-XVвв. до н.э.) надписях названиях Арматана, а позднее (XIV-XIII вв. до н.э.) Хайаса. Оттуда предки армян известные под названием урумейцев, в XII в. до н.э. вторглись в пределы ассирийской провинции Шуприа (к югу-западу от оз. Ван). С этого времени Шуприа у ассирийцев называется также Урме. В середине VIII в. до н.э. она была присоединена к гос-ву Урарту под названием Урме, или Арме. Население этих областей (Хайаса и Арме) говорило на индоевропейском праармянском языке, который постепенно стал языком крупных племён объединений западные части Армянского нагорья, в состав которых влились и местные хуррито-урартские аборигенные племена. Становление армянской народности происходило на базе укрепления и повсеместного распространения на территории Армянского нагорья земледелия, сочетавшегося со скотоводством. (Это было время классообразования в среде племён, насильственно подчинённых гос-ву Урарту)».

Далее обратимся к энциклопедии «Народы и религии мира», под редакторством Валерия Тишкова. Эта уникальная энциклопедия соединяет в себе наиболее полные научные сведения о двух сферах человеческой жизни и культуры – религии и этничности. В энциклопедии дается этнографическая характеристика народов мира, приводятся сведения об их традиционной культуре и быте, традиционных социальных институтах, специфических для того или иного народа этнических процессах. В энциклопедии более 1250 статей об этнических общностях (народах), около 2000 иллюстраций. По степени подробности энциклопедия превосходит все известные в мире энциклопедии по данной тематике. Это издание стало источником для многочисленных адаптированных вариантов и интернет-порталов со статьями о народах России и мира. В соответствующем разделе читаем: «У разноязычных племён, населявших Армянское нагорье, согласно хеттским, метаннийским и ассирийским источникам, уже во 2-й пол. 2-го тыс. до н.э. существовали многочисленные политические образования. Одно из них – "страна Урарту" (в ассирийских источниках; др. евр. – "страна Арарат") в IX в. до н.э. возглавила процесс объединения разрозненных плем. княжеств Армянского нагорья в единое гос-во».

В лингвистическом энциклопедическом словаре Виктории Ярцевой читаем: «Армянский язык – один из индоевропейских языков, составляющий особую группу этой семьи. Распространён в СССР (Армянская ССР, а также в Грузинской ССР, Азербайджанской ССР и др.), ряде зарубежных стран (Сирия, Ливан, США, Иран, Франция и др.). Общее число говорящих свыше 6 млн. чел. (в т. ч. в СССР – свыше 3,7 млн. чел.; 1979, перепись). Большинство исследователей предполагают, что в основе армянского языка лежит язык племенного союза хайаса-арменов в составе государства Урарту. Армянский этнос сформировался в 7 в. до н.э. в Армянском нагорье».

В немецкой энциклопедическом словаре в двух томах Lexikon A-Z in zwei Banden/Baenden также есть статья про Армению: «История. В древности на основе родового уклада возникли сначала племенные федерации, называемые ассирийцами народами Наири, а позднее рабовладельческое государство Урарту.  В клинописной находке из Бехистуна (Берг в Вестиране) времен царя Дария (VI в. до н.э.) Армения упоминается как независимое государство».

Фрагмент пластины с именем царя Аргишти. Из коллекции Метрополитен-музея. Фото: metmuseum.org

В книге Магомета Исаева, советского и российского языковеда, специалиста по иранистике, интерлингвистике и этнолингвистике «О Языках Народов СССР» видим: «Территория Армянского нагорья издревле была родиной предков армян, которые свой современный этнический облик получили в результате тесного взаимодействия местных племён с малоазиатскими и скифскими племенами. Сложившаяся в итоге этого взаимодействия армянская народность является одной из древнейших во всей нашей стране … Армянская культура – одна из самых древних в нашей стране – формировалась еще в недрах феодального общества в IV-VII вв».

В книге американского ассириолога и профессора Чикагского университета Даниэля Дэвида Лаккенбилла «Древние записи Ассирии и Вавилонии» (том 1) отмечается, что в исторических записях Ассирии с древнейших времен до Саргона Армения, практически всегда, подмечается наряду с Урарту как эквиваленты.

На сайте worldhistory.org (некоммерческая организация, издающая самую читаемую в мире энциклопедию истории) есть страницы, посвященные Армении и Урарту: «Древняя Армения, расположенная на Южном Кавказе в Евразии, была заселена в эпоху неолита, но ее первым зарегистрированным государством было царство Урарту с IX века до нашей эры. Включенная в состав Персидской империи Кира Великого в VI веке до нашей эры, при династиях Арташесидов и Аршакидов страна процветала, но часто оказывалась зажатой между амбициями Парфии и Рима, а затем Сасанидов и Византийские империи. Границы государства значительно менялись на протяжении веков, но такие общие факторы, как религия и язык, были объединены давними династическими кланами, которые придавали Армении свою уникальную идентичность на протяжении всей древности».

На сайте encyclopedia.com (№1 в мире интернет-энциклопедии, где можно найти более 200 отдельных энциклопедий и справочников от самых надежных издателей мира) мы находим: «Урарту (ōōrär´tōō), древнее царство Армении и Северной Месопотамии, с центром вокруг озера Ван на территории современной восточной Турции. Это был библейский Арарат. Урарту процветал с XIII в. до VII в. до н.э., но был самым мощным в VIII в. до н.э., когда он правил большей частью Северной Сирии. Урарты постоянно воевали с Ассирией; Салманасар I, Салманасар III и Саргон напали на Урарту, но так и не подчинили его полностью. В VII в. до н.э. неоднократные нашествия киммерийцев, скифов и мидийцев в конечном итоге привели к падению Урартского царства. Раскопки, особенно в таких местах, как Топраккале и Кармир Блур, показали, что Урарту имел развитую сельскохозяйственную и коммерческую цивилизацию, на которую большое влияние оказала Ассирия. Его язык, написанный клинописью (тоже заимствованный у ассирийцев), не имеет отношения ни к одному известному языку, за исключением разве что хyрритского. Урартская техника металлообработки и каменной кладки (особенно при строительстве крепостей) была высоко развита».

На сайте История. РФ – главном историческом портале страны – также есть статья про Армению, переходим: «Родина армян – Армянское нагорье, находится между Малой Азией, Иранским плато и Междуречьем. С древнейших времен на территории Армянского нагорья существовали два государства – Великая Армения и Малая Армения. В состав Великой А. входили 15 наангов (областей). Территория нынешней Республики А. занимает примерно 30 тыс. кв. км и вмещает в себя лишь несколько наангов исторической А. Следы обитания человека здесь имеются с периода раннего палеолита. Найдены древнейшие орудия труда, возраст которых превышает 800 тыс. лет (гора Артин, Арзни и т.д.). Армянское нагорье является одним из древнейших очагов земледелия и скотоводства, металлообработки, древнейших цивилизаций, храмовых сооружений. Армяне – индоевропейский народ. После отделения от индоевропей­ской общности начался процесс этногенеза армянского народа, который завершился в конце II тысячелетия до н.э. (см. Армения Древняя). Первые исторические сведения об Армянском нагорье относятся к III тысячелетию до н.э. Шумерские надписи упоминают раннее государственное образование Аратта, в последующем известное как Арарат, Арман(и), Арми, Ур(у)ме, Урарту. В некоторых месопотамских источниках III тысячелетия до н.э. та же страна в аккадской части именуется Субур, в шумерской – Хайа (Haya) – это название идентично более позднему самоназванию армянского народа».

Сайте ancient.gerodot.ru, посвященному истории государств и племен Африки, Азии, Востока, Америки имеются цифровые карты и схемы, биографии правителей, полководцев, ученых, философов, рассказывается история военного искусства, описание войн и сражений, приведены новые историологические теории, гипотезы, лента исторических новостей со всего мира, виртуальные экскурсии. Переходим на страницу об Армении: «Первые сведения об Армянском нагорье восходят к XIV в. до н.э. Там существовали государства Наири в бассейне оз. Ван и государства Хайаса и Алзи в близлежащих горах. В IX в. до н.э. был образован союз с самоназванием Биайнили, или Биайнеле (ассирийцы называли его Урарту, а древние евреи – Арарат). Первое армянское государство возникло в результате гибели союза государств Урарту сразу после падения Ассирийской империи в 612 до н.э.».


Фото: turkisharchaeonews.net

Существует еще много научных трудов обосновывающих армянское происхождение урартов, в научной обзорной статье нашли место лишь некоторые из них. Начиная с XX века политические и общественные деятели новоучрежденной Республики Азербайджан всеми возможными способами пытаются оттенить древнейшую историю Армении. Находят применения всевозможные средства и методы: от явно инфантильных до псевдонаучных, которые лоббируются непосредственно правящей властью на государственном уровне.

Естественно, мировая история и именитые ученые засвидетельствовали факт армянской принадлежности (частично или полностью) урартов. Однако требуется постоянный мониторинг, так как история – очень хрупкая материя, в плохих руках она становится предметом манипуляции и пропаганды, фальсификации и надругательства.

Обзорная научная статья достигла выше намеченной цели: каждый абзац имеет ссылку на первоисточник. Собранный материал вооружит молодых историков богатой и точной информацией по теме Урарту.

В качестве заключения приведу цитаты из книг Александра Дюма «Кавказ», историка Марка Чахина и немецкой журналистки Магды Нейман.

В книге историка Марка Чахина читаем: «История Урарту является частью армянской истории в том же смысле, в каком история древних бриттов является частью английской истории, а история галлов – частью французской истории. Армяне могут законно претендовать через Урарту на историческую преемственность, насчитывающую около 4000 лет; их история относится к числу самых древних народов мира». Далее: «…и его величественная громада затмевает город Ереван, столицу современной Республики Армения, северный остаток могущественной империи Урарту и ее армянских преемников».

В 1858–1859 годах французский писатель, мастер приключенческого романа Александр Дюма путешествовал по России. Три месяца он провел на Кавказе. В апреле 1859 года в Париже вышли три тома его впечатлений от поездки на Кавказ. В 1861 году в сокращенном виде «Кавказ» был издан на русском языке, где он очень ярко и своеобразно описал армянскую нацию: «Сближает армянскую нацию с иудейской, с которой она связана – согласно преданиям – историческими воспоминаниями, восходящими к началу мира. Как предполагают, в Армении находился земной рай. В Армении брали свое начало четыре первобытные реки, орошавшие землю. На высочайшей горе Армении остановился ковчег. В Армении началось обновление разрушенного мира. Наконец, в Армении Ной посадил виноградник и впервые испытал могущество вина. Подобно иудеям, армяне были рассеяны, но не по всему свету, а лишь по всей Азии. Там они находились под всякого рода владычеством, но неизменно деспотическим, всегда иноверным и варварским, всегда руководившимся прихотью вместо правил, произволом вместо законов… Слово армянина почти всегда верно, его коммерческая подпись почти священна».

В конце XIX века немецкая журналистка Магда Нейман, используя современные на тот момент исследования по армянскому вопросу и руководствуясь теплом своего сердца, издала серию важно значимых изданий, статей под общим заголовком «Армяне»: «Я хочу затронуть ту сторону многовековой жизни армян, которая представляет немало интереса с точки зрения исторической критики и психологического анализа. Я говорю о политическом прошлом армян и о той беспримерной стойкости, с которой они целых сорок веков боролись с народами Азии, Африки и Европы, выдержали удары почти всех завоевателей мира, испытали все ужасы варварских времен, падали, истекали кровью, а все-таки устояли и доныне существуют на своей исконной территории».

Корюн Оганян, магистрант АГПУ имени Хачатура Абовяна, специально для Армянского музея Москвы

Обложка: Ванский музей в Турции. Экспозиция, посвященная Урарту. Фото: dailysabah.com