Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Урарту – первое армянское государство. Часть I

О некогда существовавшем древнейшем государстве Урарту наука узнала по историческим меркам довольно поздно – лишь в начале XIX века. И хотя на протяжении почти двух сотен лет ученые исследуют письменность и найденные предметы искусства, изучают сохранившиеся крепости, далеко не все тайны древнего народа удалось разгадать. Многие эксперты – российские, европейские, американские – убеждены: населявшие урартское государство племена участвовали в этногенезе армян. Впрочем, эта теория до сих пор некоторыми отрицается, несмотря на внушительный ряд убедительных доказательств.
Магистрант АГПУ имени Хачатура Абовяна Корюн Оганян поделился с Армянским музеем Москвы своей статьей об Урарту, в которой привел исследования мировых ученых, доказывающие, что Армения – наследница урартского государства.

Армянский язык до сих пор изучали и продолжают серьезно изучать лишь с точки зрения родства его с индоевропейской лингвистической семьей. Но индоевропейским или арийским элементом не исчерпывается природа армянского языка. В армянском языке с индоевропейским слоем неразрывно слит осадок какой-то неизвестной лингвистической семьи.

Н.Я. Марр

Урарту (Арарат, Ванское царство) – одно из древ­нейших го­су­дар­ст­в на тер­ри­то­рии Армянского на­го­рья (современных Ар­ме­нии, Ира­на и Тур­ции), занимавшее главенствующее положение среди государств Передней Азии в первой четверти I тысячелетия до нашей эры.

В первой половине VIII века до нашей эры Урарту взяло верх над своим постоянным соперником – Ассирией. Существование Урарту как союза племён документально подтверждено с XIII века до нашей эры, как государства – с IX века до нашей эры. Урарту прекратило существование в VI веке до нашей эры. В XIX веке, после своего повторного открытия, Урарту, который, как принято считать, был хотя бы частично армяноязычным, сыграл значительную роль в армянском национализме. Основное на­се­ле­ние – это урар­ты, обособившие­ся от хур­рит­ских пле­мён в середине III тысячелетия до нашей эры. Племена, которые населяли Урарту, участвовали в этногенезе армян.

Урарту в 743 году до нашей эры. Фото: wikimedia.org

Начнем работу со статьи Кирилла Туманова «Введение в христианскую историю Кавказа II: Государства и династии. Период становления»:

«Армения и Иберия, а также, без сомнения, Колхида (Западная Грузия) и Албания с незапамятных времен была разделена на "земли" или кантоны, которые представляли территориализованные племена и кланы, которые на заре истории объединились, чтобы произвести кавказские народы. Впоследствии армянские земли были объединены в несколько провинций. Возможно, будет полезно кратко напомнить конфигурацию земель, сгруппированных таким образом: три центральные группы, внутренняя, к северу от озера Ван, впоследствии названная Айрарат; западная, или Туруберан; и, отделенная от нее озером, восточная, или Васпуракан; а также круговая зона вокруг них, образованная по часовой стрелке, Гогарене на севере, затем Отене, Арцах, Каспиан, Сиуния к западу от нее, Персармения, Адиабене, Гордиене, Моксоене к северу от него и к югу от Вана, бывшего королевства Софене, Верхней Армения и Тайк».

В книге Бориса Пиотровского «Ванское Царство (Урарту)» приведены некоторые материалы по древнейшей истории армян до создания ими своего государства. Дальнейшие работы по исследованию культуры Армении времени Ервандидов и Арташесидов позволяют нам более чётко выявить черты преемственности урартской и раннеармянской культуры.

Данную теорию обосновывает Энн Элизабет Редгейт в своей книге «Армяне». Редгейт родилась в Ланкашире и получила образование в Болтонской школе для девочек, далее в колледже Святой Анны в Оксфорде. После завершения образования, она преподавала историю раннего средневековья в университете Ньюкасла. Ее книга «Армяне» охватывает всю богатую событиями историю армянского народа, земли которого простирались на всем юго-восточном форпосте Европы, от все еще загадочного происхождения, начиная с 1165 года до нашей эры, и вплоть до наших дней.

«Происхождения. История армян может быть задокументирована примерно с 1165 года до нашей эры, когда они пришли в восточную Турцию и впоследствии распространились по землям, разделенным в XX веке между Турцией, Советским Союзом, Ираном и Ираком. Хотя, как мы видим, существуют различные теории относительно происхождения армян, это происхождение, вероятно, было европейским. Однако наиболее легко идентифицируемыми предками более поздней армянской нации являются урарты. Было бы неправильно рассматривать общество и культуру Урарту, могущественного государства между IX и началом VI веков до нашей эры, расположенный там, где жили армяне, упомянутые Дарием и Гекатеем, как армянское достижение, но было бы столь же неверно рассматривать Урарту как нечто внешнее по отношению к армянской истории. Урартская культура была частью раннего опыта армян, а поздняя урартская история была частично созданная армянами. Действительно, этот ранний период, когда Урарту был мировой державой, следует считать одним из самых высоких моментов в истории Армении, с которым соперничал только I век до нашей эры, когда армянский царь Тигран Великий создал великую, но недолговечную империю, простиравшуюся до Сирии и Святой Земли», – пишет Редгейд.

Согласно Игорю Дьяконову, армяне – это прежде всего потомки урартов, принявших индоевропейский язык, но сохранившие собственное произношение (артикуляционную базу или, говоря бытовым языком, «акцент»), – но также потомки хурритов, лувийцев и, конечно, первоначальных носителей собственно протоармянского языка.

Тот же Игорь Дьяконов в своем труде «Предыстория армянского народа. История Армянского нагорья с 1500 по 500 г. до н.э. Хетты, лувийцы, протоармяне» пишет следующее:

«Впоследствии, когда и сами урарты перешли на древнеармянский язык и влились в состав армянского народа, – в котором они, вероятно, составили большинство, – название "хетты" стало и их самообозначением. По-протоармянски это название могло звучать *хатйос или *хатийос (հատ(ի)յոս) – в дальнейшем отсюда по законам армянской фонетики получилось հայ(хай)». Автор игнорирует факт Хайасы, но не может не согласиться с тем, что в какой-то период древнеармянский все же стал языком урартов. Далее Игорь Михайлович делает вывод: «Сейчас уже признано, что зачатки армянской государственности уходят не только в эпоху падения Урарту и Ассирии, но и глубже; зачатком ее могло быть царство Арме-Шубрия, как считает Б.Б. Пиотровский, предполагающий здесь создание скифско-армянского объединения на рубеже VII и VI вв. до н.э., но которое сложилось как государство значительно раньше; зачатком ее могло быть и царство Мелида – столицы сатрапии Армении в V в. до н.э., а может быть и столицы Армянского царства легендарного Тиграна I в VI в до н.э., – "Великая Хатти" XII-VIII вв. до н.э. В качестве зачатка армянской государственности можно рассматривать и мушкское царство Алзи XII-IX вв. до н.э.; но отчасти и любое хурритское, урартское или лувийское государство на территории Армянского нагорья – и эти государства были тоже созданы не чуждыми армянам этническими группами, а людьми, потомки которых влились в армянский народ, хотя сами они и говорили на других языках».

Ванская крепость в Тушпе, столице Урарту. Фото: wikimedia.org

Дьяконов в своей «Книге воспоминаний» ясно и отчетливо дает понять то, что были попытки фальсифицировать исторические факты со стороны азербайджанских тюрков: «Доказать азербайджанцам, что мидяне – их предки, я не смог, потому что это все-таки не так. Но "Историю Мидии" написал – большой, толстый, подробно аргументированный том. Между тем, в стране вышел закон, запрещающий совместительство, и мне пришлось (без сожаления) бросить и Азербайджанскую Академию наук, и, увы, Эрмитаж с его мизерным заработком».

Обратимся к тезису Дьяконова о фригийской природе армян. С накоплением научных фактов в 1980 году ему пришлось признать: «С учетом всего этого, не может быть и речи о близком родстве фригийского с армянским; все имеющиеся совпадения охватывают большее число языков, чем эти два и притом таким образом, что нет возможности делать вывод об особых родственных связях между этими двумя языками».

Вячеслав Иванов – советский и российский лингвист, переводчик, семиотик и антрополог, один из основателей Московской школы компаративистики – в своем масштабном труде пишет: «Новейшие открытия, в частности касающиеся топонима и этнонима haya и его отношения с Armi и Azi, подтверждают правильность выводов Г.А. Капанцяна и полную ошибочность всех построений И.М. Дьяконовa относительно происхождения антонима hay и других вопросов этногенеза армян».

Совместно с академиком Тамазом Гамкрелидзе он является автором фундаментального труда «Индоевропейский язык и индоевропейцы» (1984), где исследуется грамматика и лексика гипотетического языка-предка всех индоевропейских языков, намечена реконструкция основных характеристик социальной организации, религии и материальной культуры праиндоевропейцев, а также – с опорой на археологические данные – рассматривается вопрос о происхождении индоевропейцев. В книге впервые выдвинута «армянская гипотеза», утверждающая, что праиндоевропейский язык возник на Армянском нагорье. Предисловие к изданию написал Роман Якобсон. В 1995 году книга была издана на английском языке в издательстве Mouton de Gruyter; перевод был выполнен известным американским лингвистом, специалистом по исторической лингвистике Джоханной Николс.

По второй теории, получившей название «хайасская гипотеза», одобряемой Гамкрелидзе и Ивановым, являющейся общепринятой в современной Армении, формирование армянского народа произошло между XVI-XIII веками до нашей эры на территории государства Хайаса, воевавшего с Хеттским царством во II тысячелетии до нашей эры. Ещё в первой половине XX века некоторыми исследователями было высказано предположение, что в слове «Хайаса» основным является корень «hайа» (hayа), что соответствует самоназванию армян – «hай» (hay), при этом послелог «(а)са» ((а)sa) является хеттским суффиксом, означающим «страна». Эту теорию одним из первых ввёл в оборот Эмиль Форрер, а развил немецкий исследователь Пауль Кречмер, согласно которому «"s(a)" в слове "hayasa" есть малоазиатский суффикс, а слово hayasa означает "страна хаев" (hайев, армян)». В опубликованной в 1933 году Венской академией наук работе Кречмера «Национальное имя армян Хайк» (нем. «Der nationale Name der Armenier Haik») он делает вывод, что «употреблённое в Богазкёйских надписях имя Хайаса означает "Армения"». В Армянской ССР эту точку зрения развивали Николай Адонц, Григорий Капанцян, Геворк Джаукян, Рафаэл Ишханян.

Николай Марр в своей книге «Грамматика древнеармянского языка. Этимология» пишет: «Все-же состояние древнеармянского языка за все это время, в эпоху язычества и в первый век христианства, я называю дописьменным, так как нет пока ярких показателей литературного его развития в ту пору». Далее он дает пояснение: «Язык клинообразных надписей армянских или ванских, находимых как остаток седой языческой старины в Армении, преимущественно около Ванского озера, особая статья. Судя по всему, это язык Армении до арийской иммиграции, следовательно, не индоевропейский».

Ванский музей в Турции. Экспозиция, посвященная Урарту. Фото: dailysabah.com

В The Illustrated Encyclopedia of World History под авторством Donker Van Heel в разделах армяне и урарты подмечается следующее: «Армяне – индогерманский народ, который в VI веке до нашей эры основал государство Урарту в Малой Азии. В I веке до н. э. это государство было аннексировано римлянами. Позже им правили персы, арабы (VII век) и турки (X век). В XVI веке Армения была включена в состав Османской империи. В начале XX-го века более миллиона армян были убиты или депортированы турками. После Первой мировой войны Армения была включена в состав Советского Союзa. Распад Советского Союзa в 1991 году позволил возродить независимую Армению. Урарты – народ древнего царства Армении с центром в Восточной Турции. Урарту достигло своего пика в VIII веке до н. э., когда его власть простиралась до Черного и Каспийского морей. Царство было спланировано (около 714 г. до н.э.) и покорено ассирийским царем Саргоном II».

Леонти Мровели – грузинский историк XI века, епископ, один из составителей «Картлис цховреба» («Жизнь Грузии») – в своем главном труде «Жизнь картлийских царей», древнегрузинской хронике, описывающей историю грузинского народа с древнейших времён до V века, которым начинаются все известные на сегодняшний день списки свода средневековых грузинских хроник «Картлис цховреба», пишет:

«Прежде всего упомянем, что у армян и картлийцев, ранов и моваканов, эров и леков, мегрелов и кавкасианов – у всех [этих народов] был единый отец по имени Таргамос. Сей Таргамос был сыном Таршиса, внуком Иафета – сына Ноева. Был тот Таргамос героем. По разделении языков, когда воздвигали башню Вавилонову, различились и рассеялись оттуда языки по всему свету. Пришел Таргамос со всем племенем своим и утвердился между двумя недоступными человеку горами – Араратом и Масисом. И было племя его велико и бесчисленно, обзавелся он многодетным потомством, детьми и внуками сыновей и дочерей своих, ибо жил он шестьсот лет. И не вмещали их земли Арарата и Масиса».

Однако стоит упомянуть немаловажный факт: «А земля, которую они держали на условии выплаты дани (харки), ныне называется Херки – от "харки" (дань). До той поры разговорным языком Картлосидов был армянский. Когда же в Картли, где образовался грузинский язык, собралось такое бесчисленное множество племен, то и грузины оставили армянский язык», – подмечается автором.

Появление Армении

Ванское царство было разрушено в 590 году до нашей эры и к концу VI века его заменила Сатрапия Армении. Мало что известно о том, что произошло в регионе между падением Ванского царства и появлением Сатрапии Армении. По словам историка Тураджа Дарьяи, во время армянского восстания против персидского царя Дария I в 521 году до нашей эры некоторые из личных и топографических имен, засвидетельствованных в связи с Арменией или армянами, имели урартское происхождение, что позволяет предположить, что урартские элементы сохранились в Армении после ее падения. 

Бехистунская надпись

Неопровержимое доказательство того, что армяне и урарты являются одним и тем же народом – это Бехистунская надпись персидского царя Дария I, относящаяся к 522 до нашей эры (трёхъязычный (древнеперсидский, эламский и аккадский) клинописный текст на скале Бехистун (Бисутун)). В Бехистунской надписи Армения и армяне упоминаются как синонимы Урарту и урарты. Топоним Урарту, однако, не исчез, так как его продолжением считается название провинции Айрарат в центре Армянского королевства.

В статье «Востоковедение в СССР» (Oriental Studies in the USSR) читаем: «Первым армянским государством было царство "Дома Тогарма" в районе Мелида (Мелитене, современная Малатья). Здесь, как мы знаем из приведенных выше надписей, "Армения" и "Урарту" были синонимами».

Бехистунская надпись. Фото: wikimedia.org

На сайте Энциклопедия Ираника читаем: «Армения и Иран. Армина, провинция Ахеменидов. Армина названа провинцией (сатрапией) империи Ахеменидов; жителей называют Арминия – "армянин". Как побочная форма названия страны форма Арминия – шесть раз засвидетельствована в Бехистунской надписи 2.33-63, но только в местной форме Арминияй. Armina является источником греческого Arménioi "армяне", Armeníē, Armenía "Армения"; фонетически это передается на эламском языке как Har-mi-nu-ya (-ip) и т. д. Однако в вавилонских версиях надписей используются KUR ú-raáš-ṭu "Урарту" и LU .у-ра-аш-та-аа "урартский", т. е. название царства (и его жителей), могущественного в прежние времена почти в той же области; старое название было сохранено местной доахеменидской клинописной традицией».

Здесь же читаем: «Самоназвание армян, засвидетельствованное с V века нашей эры, – Хай, множественное число Айк, с Айастан "Армения" и другими производными. Упоминания об Армине в Бехистунской надписи примерно 520 г. до н.э. являются самыми ранними, но эти и другие древнеперсидские списки народов и стран не указывают точную территорию, населенную этим народом. The earliest attestations of the exonym Armenia date around the 6th century BC. In his trilingual Behistun Inscription dated to 517 BC, Darius I the Great of Persia refers to Urashtu (in Babylonian), as Armina (Old Persian) and Harminuya (in Elamite)».

Переходим на страницу об Айрарате: «Айрарат, район центральной Армении на широкой равнине верхнего Аракса (см.); название, несомненно, связано с ассирийским Ураутри, позже Урарту, библейским Араратом (Бытие 12:20, Иеремия 15:13), и с народом, названным Геродотом Алародиои (3.94) в V в. до н.э. Имя Айрарат неизвестно классическим авторам, которые были хорошо знакомы с Арменией, и, по-видимому, это было чисто местное употребление для описания центральных земель Армении, которые составляли царские владения царей Аршакидов и, вероятно, их предшественников Оронтидов и Арташесидов. В этом случае он вполне может представлять Араксен Педион (равнина Араксена) Страбона (11.14.3), который в своей армянской форме Эрасхаджор в остальном был ограничен одним районом в Айрарате».

Здесь же и упоминаются Багратиды: «Главной особенностью истории Айрарата является его постепенный раздел между различными княжескими домами, связанными с армянскими царями. Багратиды, например, почти наверняка были ветвью династии Оронтидов в Армении; представляется вероятным, что возникновение их княжества произошло при Артаксиадах (ок. 189 г. до н.э. – 14 г. н.э.) или, если Артаксиады были ответвлением Оронтидов, как сейчас кажется вероятным, то при их преемниках, Аршакидах».

Британская энциклопедия приводит следующее определение хурритскому языку: «Хурритский язык, вымерший язык, на котором говорили с последних веков III тысячелетия до н.э., по крайней мере до последних лет хеттской империи (ок. 1400 – ок. 1190 г. до н.э.); это не индоевропейский язык и не семитский язык. Принято считать, что носители хурритского языка первоначально пришли с армянских гор и распространились по юго-восточной Анатолии и северной Месопотамии в начале II тысячелетия до нашей эры».

В книге «История древнего Востока: от ранних государственных образований до древних империй» под редакцией Александра Седова находим следующее: «Разрушителями Хеттской державы явились "народы моря" – этнические группы, вероятно, как и сами хетты, индоевропейские по своим языкам. Они включали предположительно греков-ахейцев (данайцев), пеласгов и других жителей бассейна Эгейского моря, а также балканские по происхождению племена, названные в ассирийских источниках "мушками", а в лувийских ("хеттских иероглифических") – "мускаями"; мы знаем, что эти племена дошли в XII в. до н.э., вместе с некими "урумейцами", до долины Верхнего Евфрата и здесь перешли к оседлости; этих "восточных" мушков мы предложили отождествить с первыми носителями протоармянского индоевропейского языка. Долины, сходящиеся к Верхнему Евфрату, которые во II тысячелетии до н.э. были еще населены хурритами, считались позже, по местным преданиям, очагом сложения армянского народа». Согласно данному автору, армяне являются «мушками», носителями протоармянского языка, способствовавшими разрушению Хеттской державы. Далее автор роднит армян с хурритами.

Урарту-ассирийская война. Фото © Time Inc. / artsandculture.google.com

Урартская царская гробница. Цитадель Ван, 1973 год

По мере развития армянской идентичности в регионе память об Урарту потускнела и исчезла. Части ее истории передавались как народные рассказы и сохранились в Армении, как написано Мовсесом Хоренаци в виде искаженных легенд в его книге V века «История Армении», где он говорит о первом Армянском царстве в Ване, которое вело войны против ассирийцев. Рассказы Хоренаци об этих войнах с Ассирией помогут заново открыть Урарту.

Фригийцы

Американский историк, почетный профессор классических исследований в Университет Вандербильта Роберт Дрюс в своем труде под названием «Милитаризм и индоевропейизация Европы» пишет: «В списке персидской армии Геродота (7.73) армяне и фригийцы объединены в бригады под командованием Артохм, и армяне идентифицируются как колонисты фригийцев. Это, однако, этиологический признак: этнографы, ответственные за список, сочли своим долгом объяснить, откуда взялся каждый из упомянутых им этносов. В отличие от Геродота и его источника, древние армяне, похоже, ничего не знали о переселении своих предков из Фригии».

Он же пишет: «Наречие в Великом королевстве Биайнили, несомненно, было армянским. Армянский язык, очевидно, был народным языком региона в V веке до нашей эры, когда персидские военачальники и греческие писатели соединили его с фригийским. Вряд ли можно предположить, что он был занесен в регион между началом VI и началом V века до нашей эры и что он сразу же уничтожил все, на чем там еще говорили. В поисках слов из хурритской языковой семьи, которые проникли в армянский язык, Джон Греппин нашел только шестнадцать: восемь из хурритского и восемь из "урартского". Он пришел к выводу, что, хотя армянский язык примыкал к хурритской семье, он не мог быть надстратом над языком из этой семьи. Поскольку носители протоармянского языка, по-видимому, жили недалеко от носителей хурритского языка, наш вывод должен заключаться в том, что армянский язык Месропа Маштоца произошел от индоевропейского языка, на котором говорили на Южном Кавказе в бронзовом веке».

В исследовании «Восьмитысячелетняя матрилинейная  генетическая преемственность на Южном Кавказе», опубликованном в 2017 году, были проанализированы полные митохондриальные геномы четырех древних скелетов из Урарту наряду с другими древними популяциями, обнаруженными в современной Армении и Арцахе, насчитывающими 7800 лет. Исследование показывает, что современные армяне – это люди, имеющие наименьшую генетическую дистанцию от этих древних скелетов. Кроме того, некоторые ученые утверждали, что урарты являются наиболее легко идентифицируемыми предками армян.

«Чтобы пролить свет на материнскую генетическую историю региона, мы проанализировали полные митохондриальные геномы 52 древних скелетов из современной Армении и Арцаха, охватывающих 7800 лет, и объединили этот набор данных с 206 митохондриальными геномами современных армян. Мы также включили ранее опубликованные данные семи соседних популяций (n = 482). Анализ на основе слияния предполагает, что размер популяции в этом регионе быстро увеличивался после последнего ледникового максимума ок. 18 тыс. лет назад. Мы обнаружили, что наименьшее генетическое расстояние в этом наборе данных наблюдается между современными армянами и древними людьми, что также отражено как в сетевом анализе, так и в дискриминантном анализе основных компонентов», – говорится в опубликованной статье на официальном сайте.

Дэвид Маршалл Лэнг, известный английский кавказовед, на основе археологических отчетов и исторических исследований воспроизводит религиозные представления, быт и традиции племен, населявших территорию древней Армении. История армян предстает в этой книге во всем своем величии. В своем труде под название «Армения – колыбель цивилизации», кстати, в русской типографии книга называется «Армяне. Народ-созидатель», также подтверждает выше изложенное: «В XX и в начале XXI в. учëные вновь обращаются к армянам и Армении. Основываясь на результатах новыx антропологическиx, лингвистическиx и арxеологическиx исследований, ученые приходят к мнению, согласно которому Армянское нагорье является колыбелью цивилизации, а армяне с их языком – одной из древнейшиx наций мира, Армянское же нагорье и близлежащие территории – прародиной индоевропейцев (арийскиx племëн). Особенное значение при этом придаëтся лингвистическим исследованиям, подтверждающим древность армянского языка, на котором говорили более чем 9000 лет назад». Следует обратить внимание на перевод: Е.Ф. Левин позволил себе довольно вольную интерпретацию названия книги. Естественно, если название преднамеренно искажено, то и содержание подверглось видоизменению. 

Урартская фигурка из слоновой кости. Из коллекции Лондонского музея. Фото: flickr.com

Дэвид Майкл Рол – британский историк и египтолог, и бывший директор Института изучения междисциплинарных наук (ISIS), который с 1980-х годов выдвинул несколько нетрадиционных теорий, пересматривающих хронологию Древнего Египта и Израиля для формирования альтернативной новой хронологии, – в своей книге под названием «Генезис цивилизации. Откуда мы произошли» пишет: «В ассиро-вавилонских источниках XIII-IX вв. до н.э. можно наблюдать эволюцию названия Урарту, возникшего от названия Аратта: при помощи добавления топонимической частицы -ri, или суффикса -ro, затем перестановкой звука -r оно получило свою окончательную форму – Aratri (Uratri/u) > Ararti/u (Urartu). Примечательно, что в переводе Библии Септуагинта в книге пророка Иеремии, царство Арарат упоминается как "царство Арате"».

А американский иранист, почётный профессор Гарвардского и Таджикского университетов Ричард Нельсон Фрай в своей книге «The History of Ancient Iran» (1984) прямо подмечает: «Однако настоящими наследниками урартов были не скифы и мидяне, а армяне».

Процитирую Горация Абрама Ригга-младшего: «Название Урарту (армянское: Ուրարտու; ассирийское: мат Урарту; вавилонское: Урашту; иврит: אֲרָרָט Арарат) происходит из ассирийских источников. Салманасар I (1263-1234 до н.э.) предпринял поход, в ходе которого он покорил всю территорию "Уруатри"».

Корюн Оганян, магистрант АГПУ имени Хачатура Абовяна, специально для Армянского музея Москвы

Обложка: Ванский музей в Турции. Экспозиция, посвященная Урарту. Фото: dailysabah.com