Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Декоративно-прикладное искусство урартов — резьба по кости

Среди разнообразных предметов, найденных в археологических поселениях урартов, особое место занимают изделия из кости. Печати, бусы, псалия для конской упряжи и наконечники стрел — все эти находки поражают воображение тонкостью и тщательностью работы, изяществом исполнения. Всем изделиям присущ урартийский геометризм декорирования и четкость композиции. Наиболее интересные из них были обнаружены в Эребуни и Топрак-кале, в районе озера Ван (территория современной Турции).

Фото: иллюстрация из книги «Эребуни» С.И. Ходжаш, Н.С. Трухтанова, К.Л. Оганесян. Москва, «Искусство», 1979 год

Среди находок Эребуни есть два интересных предмета — это костяные коробочки для хранения. Рассмотрим их.

Одна — поменьше — цилиндрической формы. Поверхность изделия разделена на восемь поясов — широких и узких. Широкие пояса украшены орнаментом, узкие — гладкие. Первый и пятый заполнены орнаментом в виде процарапанных линий, образующих ромбы. Второй и седьмой регистры заполнены орнаментом, составленным из расположенных в ряд кругов, причем внутри каждого из кругов размещен еще один круг — поменьше.

Фото: иллюстрация из книги «Эребуни» С.И. Ходжаш, Н.С. Трухтанова, К.Л. Оганесян. Москва, «Искусство», 1979 год

Вторая коробка — большего размера. Она прямоугольной формы и крышка ее также разделена на регистры. Всего их семь и они одинакового размера. Первый, третий и седьмой регистры заполнены кружками. В первом и седьмом кружках расположено по четыре, а в третьем — три. Второй, четвертый и шестой регистры заполнены зигзагообразным орнаментом, а пятый — оставлен пустым и гладким.

Следует отметить, что в середине четвертого регистра коробочки сделаны два отверстия — для закрепления крышки изделия.

Фото: иллюстрация из книги «Эребуни» С.И. Ходжаш, Н.С. Трухтанова, К.Л. Оганесян. Москва, «Искусство», 1979 год

Урартийскому орнаменту присущ геометризм элементов, что очень явственно прослеживается в декоре костяных коробочек. Эти изделия вторят четкости, ритмичности и строгости построения композиции произведений, наблюдаемых специалистами как в декоре архитектурных сооружений, так и в изделиях из дерева и металла.

Другие известные и ставшие музейными ценностями произведения костяного декоративно-прикладного искусства Урарту были обнаружены в Топрак-кале. Например, популярные и часто встречающиеся в урартийской символике крылатые божества из собрания Музея анатолийских цивилизаций.

Урартские грифоны из Анкары, Музей анатолийских цивилизаций. Фото © EvgenyGenkin

Учёные полагают, что появление подобных грифонов в урартской культуре связано с процессами антропоморфизации божеств — перенесения человеческих свойств на животных или растения. Происходила постепенная трансформация зооморфных богов каменного века в антропоморфные божества. Предметы культа сохранили следы этих промежуточных стадий. Урартологи полагают, что эта эволюция представлена в образах летающих грифонов и ангелов. Частыми были изображения богов урартского пантеона с зооморфными чертами (например, с крыльями) либо с животным-тотемом. Эти черты и были отражены в декоративно-прикладном искусстве урартийским резчиком по кости.

Еще один популярный сюжет — древо жизни. В собрании Музея анатолийских цивилизаций есть костяная резная панель, представляющая типичный для урартского искусства стилизованный орнамент дерева жизни. Предмет был найден в Топрак-кале.

Урартское Древо Жизни. Фото © EvgenyGenkin

Дерево жизни также фигурирует на разнообразных урартских печатях, которые были обнаружены во время раскопок в районе древней Тушпы (сейчас территория Турции). Печати содержат сцены поклонения дереву, иногда в качестве культового предмета при поклонении дереву используется кувшин с водой. Многие печати вмещают изображение дерева жизни в сочетании с небесными символами — звездами, луной.

Отметим, что древо жизни фигурировало и в настенных росписях — в виде элементов орнамента его находят археологи при раскопках на фрагментах стен в виде отпавшей штукатурки. Считается, что урартские сюжеты изображения дерева жизни очень сходны с аналогичными ассирийскими сюжетами, однако различия проявляются при проведении стилистического анализа.

Источники: «Эребуни». С.И. Ходжаш, Н.С. Трухтанова, К.Л. Оганесян. Москва, «Искусство», 1979 год || Пиотровский Б.Б. Ванское царство (Урарту) / Отв. ред. И.А. Орбели. Москва: Издательство Восточной литературы, 1959 .

Обложка © EvgenyGenkin