Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Удины — от прошлого к настоящему 

Кто такие удины и почему они претендуют на армянские храмы? Об этом точно сказал Вольфганг Шульц — немецкий лингвист, профессор, исследователь кавказских языков и один из крупнейших специалистов по удинскому языку. «Начиная с 1992 года, официально поддерживаемое азербайджанскими властями „возрождение“ удин, продиктовано желанием доказать, что удины представляют собой остатки автохтонного сегмента населения Азербайджана, который ассоциируется с одной из этнических групп древней Кавказской Албании, проживавшей в Карабахском регионе задолго до иммиграции армян и постепенной арменизации его коренных жителей. Эта взаимосвязь используется для подтверждения тезисов Азербайджана о том, что Карабах был занят армянами в значительно позднее время, а не был населен ими постоянно. Таким образом официальная „забота“ об удинах тесно связана с „использованием“ их в качестве главного свидетеля неармянской истории Нагорного Карабаха».

Удинка в творчестве этнографа Макса Тильке. Иллюстрация: Max Karl Tilke 

 Геродот и иже с ним  

Происхождение удин теряется в глубине веков. Принято считать, что удины — прямые потомки населения древней Кавказской Албании. Впервые об удинах упоминает Геродот в своей знаменитой «Истории». Описывая Марафонскую битву, древнегреческий историк писал о том, что в составе XIV сатрапии персидской армии воевали и солдаты «утиев».

Персидские войска. Марафонская битва. Источник: factinate

Этнический термин «уди» впервые упомянут в «Естественной истории» древнеримского писателя-эрудита Плиния Старшего. Он пишет о некоем племени, жившем на берегах Каспийского моря, недалеко от Кавказской Албании. Однако то место, где Плиний располагает удин, не соответствует реальному географическому объекту, поскольку Плиний считал, что Каспийское море соединено на севере проливом с океаном.  

Плиний называет это племя скифским, хотя, по свидетельству ученых, у удин практически нет заимствований из иранских наречий, которые бы могли свидетельствовать о том, что они — скифы по происхождению, смешавшиеся с племенами Дагестана.   

Греко-римские историки называли область Кавказской Албании Отеной или Утиком — последнее созвучно со словом «удины». И область эта располагалась не в приморском Дагестане, а в долине, образуемой слиянием рек Аракс и Кура и ограниченной с запада Нагорным Карабахом. Можно, конечно, предположить, что удины переселились из Дагестана в Закавказье, но точных свидетельств на этот счет нет.  

Доподлинно известно, что в Албании не было единого разговорного языка. Античный историк и географ Римской Греции Страбон вычислил, что албаны на Кавказе делились на 26 племен, которые практически не понимали друг друга. Вполне может статься, что удины и были одной из народностей этого древнего государства, которой удалось избежать полной ассимиляции. 

Более поздние историки — Аполлоний, автор «Аргонавтики», а также историк и государственный деятель Полибий — указывали местом проживания удин территории от берегов Каспийского моря до Кавказских гор, вдоль побережья реки Куры.  

Обращение в христианство 

Согласно церковным преданиям, крестителем Северного Кавказа был Елисей, ученик апостола Фаддея (почитается только среди удин). После смерти Фаддея, он был рукоположен в епископы самим апостолом Иаковом, после чего отправился проповедовать Евангелие в страну Утик — страну удин. Там он построил первую церковь в городе Гис, а после принял смерть от рук мучителей. Нынче на месте древней церкви стоит христианский храм XII века, превращенный в музей.   

Иллюстрация: Апостол Елисей. Мозаика церкви Святых Апостолов (Двенадцати Апостолов) в Салониках, Греция. XIV век. Источник: Демид

В прошлом удины были расселены на достаточно обширных территориях, от берегов Каспийского моря до Кавказских гор, по левобережью и правобережью Куры. Исторически достоверное крещение удинов относится к концу IV века. К тому времени Григорий Просветитель уже обратил в христианство Армению. Согласно трудам армянского историка Моисея Каганкатваци (VII век), Григорий крестил и правителя Албании Урнайра. Есть также мнение, что распространение христианства в Албании связано с деятельностью внука Григория Лусаворича — Григориса, ставшего первым епископом Албании. В 70-х годах IV века в Албании было принято христианство, центром которого стал город Барда (Партав), расположенный в области Утик, то есть на земле удинов.  

Начиная с эпохи христианизации Албании, удины принадлежали Албанской церкви, которая была в каноническом единстве с Армянской апостольской церковью и предстоятель Албанской церкви рукополагался армянским католикосом. Албанская церковь была автокефальной, как Армянская и Грузинская. В 451 году IV Халкидонский собор осудил монофизитство, которого придерживались кавказские церкви, как ересь. 

В конце VI века Албанская церковь, в связи с порабощением Армении византийцами, провозгласила автокефалию. Первым независимым католикосом Албанской церкви стал Аббас. При этом каноническое и вероучительное единство двух церквей сохранилось.  

В 554 году на II соборе в армянском городе Двин кавказские церкви окончательно порвали с византийской. Грузинская церковь позже стала православной, а Армянская и Албанская сохранили монофизитство. В начале VIII века Албанская церковь утратила свою административную независимость и вошла в состав Армянской церкви.  

После завоевания арабами Кавказской Албании территория проживания и численность удин постепенно сократилась. Если в  VI–VII веках Утик был в значительной степени арменизирован, то с приходом арабов начался активный процесс мусульманизации удин.  

В 704–705 одах, после неудачной попытки албанского католикоса Нерсеса Бакура перейти в халкидонитство, Албанская церковь решила вернуться под начало Армянской церкви. С прекращением существования албанской государственности и почти полной ассимиляции албанцев-христиан среди армян Албанская церковь превратилась в автономный католикосат Армянской церкви. 

Монастырь Гандзасар. Фото: Mardanyan Aleksandr 

С вхождением территорий бывшей Кавказской Албании в состав Российской империи автономный Албанский католикосат Армянской церкви (с престолом в исторически армянонаселенном Нагорном Карабахе, в монастыре Гандзасар) просуществовал до конца XIX века и был преобразован в митрополию Армянской апостольской церкви. Все приходы Албанского католикосата, в том числе и удинские, были подчинены Армянской церкви. 

Если в XIX веке удины принимали армяно-григорианскую веру, то со временем они ассимилировались с азербайджанцами. Ко времени прихода русских на Кавказ, многие семьи уже считались азербайджанскими, хотя еще помнили удинский язык. 

Сегодня удины Азербайджана, где по известным причинам невозможна деятельность Армянской церкви, живут обособленной этно-религиозной группой, сохраняя отношения с Русской православной церковью, имеющей в Азербайджане свою епархию.

На данный момент большинство удин — православные христиане и в качестве церковного пользуются юлианским календарем.  

Письменность 

Первоначально языком письменности и богослужения в Албании был армянский. Созданный в V веке Месропом Маштоцем албанский алфавит представлял собой грецизированный вариант одного из несемитических ответвлений арамейской основы. Алфавит состоял из 52 букв. В дальнейшем этот алфавит получил широкое применение: на албанский язык были переведены важнейшие библейские тексты, на нем велась церковная служба. Однако впоследствии в силу исторических причин албанская  письменность перестала использоваться, были даже попытки перевести удинский язык на кириллическую письменность, но безуспешно.  

Сейчас удины пытаются заново составить словарь, азбуку на базе кириллицы, и перевести на удинский Библию. 

Быт и нравы 

Удинские семьи с удовольствием выращивают орехи, ухаживая за ореховыми садами. Раньше в каждой семье было принято разводить тутовый шелкопряд. Коконы этого шелкопряда сдавали в колхозную контору в качестве сырья для производства натурального шелка. 

Удинская свадьба. Фото: zen.yandex

Будучи христианами, удины сохраняли ряд прежних ритуалов языческого толка. К примеру, в удинских семьях сохранился обычай поддерживать огонь в домашнем очаге, читать в определенные дни молитвы на Луну и многое другое. Удины считают непреложной истиной тот факт, что если всерьез соблюдать ритуалы и всевозможные традиции, то в семье будут царить любовь и благополучие.  

Незаменимое место в жизни удинов отводится свадьбам. Современный свадебный обряд удинов претерпел значительные изменения, но многие традиции по-прежнему сохраняются. По мнению этнографов, ни у одной из народностей свадебные обряды так не осложнены, не облечены таким исключительным своеобразием и притом так необыкновенно ярко выражены, как у удинского народа.  

Брак удинов заключался только между очень дальними родственниками. Прежде чем свататься, родители и родственники, собравшись отдельно от всех, скрупулезно выясняют родословную молодых. Современные браки у удин тоже строго экзогамны (запрещалось жениться родственникам до седьмого колена). До вступления в брак в обручении участвуют родители юноши, жених, крестный отец и еще несколько человек со стороны жениха. Как только невесте надевают на палец обручальное кольцо, она не просто получает статус помолвленной, но и приобретает право называть родителей своего будущего супруга «мамой» и «папой». Основное приданое невесты — целая гора одеял и матрасов, которые вышиваются вручную родственницами невесты. На свадьбе обычно присутствует от 250 человек и более.  

До сих пор у удин сохраняется допотопная традиция: если невеста девственница, то родители жениха идут в гости к сватьям с бутылкой алкоголя, обмотанной красной лентой. Так озвучивается вопрос репутации невесты. И не дай Бог, если она «опростоволосится» — позора ей и ее семье не избежать.  

Когда рождается ребенок, кто-то из близких родственников открыто обращается к Всевышнему с обещанием того, что, когда ребенку исполнится три или десять, или пятнадцать лет, он принесет жертву в виде петуха или барана. В обещанный день приносится оная жертва, кровью которой ставится метка в виде креста на лбу ребенка, готовое же блюдо — вареное мясо или шашлык — раздается соседям да и самим хозяевам. Сей ритуал называется «резать курбан». 

Традиционная одежда и кухня удин закономерно схожи с одеждой и кухней народов Кавказа, а их традиционный костюм близок костюму карабахских армян. 

Послесловие 

Дадиванк. Фото: Alaexis

Закончилась вторая карабахская война. Все историческое и культурное наследие армян, оставшееся после их депортации на территории Азербайджана, было отнесено к «албанскому» региону и перешло к удинам. Однако, надо признать, что удины, как истинные потомки Кавказской Албании, были и остаются паствой Армянской апостольской церкви, что, разумеется, невозможно на территории Азербайджана.  

Азербайджан передал удинам Дадиванк. Верующие провели здесь первое церковное православное богослужение. Во время литургии удины читали Евангелие, ставили свечи. Азербайджан назначил проповедником монастыря Дадиванк удина по национальности Рафика Данакари. 

Немыслимо тяжело было расставаться с Дадиванком — одним из  чистейших источников армянской духовности IX–XIII веков. Сегодня он осиротел. Остается надеяться, что православные удины, верные христианству, не посмеют осквернить древний величественный монастырь. У нас же, армян, должна найтись сила противостояния. Она в древних традициях христианства и в выстраданных традициях духовной культуры недавнего прошлого. 

 Журналист Кари Амирханян (Ереван) специально для Армянского музея Москвы

Справка Армянского музея Москвы

Удины  

Удинка в традиционном костюме и головном уборе, закрывающем нижнюю часть лица. 1883 год, селение Варташен. Источник: Kunstkamera

Наибольшее количество удинов до недавнего времени проживало в Азербайджане. Массовое переселение удинов в российские города началось после 1988 года, во время армяно-азербайджанского конфликта. В 1989 году многие из них, как христиане, к тому же армяно-григориане по вероисповеданию, стали жертвами этнических чисток в Азербайджане. Большинство было вынуждено бежать в Армению, Грузию или Россию.  

В 2009 году удинов в Азербайджане было насчитано 3800 человек. Они и сегодня компактно проживают там в селе Нидж в Азербайджане и в селе  Зинобиани в Грузии. До карабахского конфликта местом проживания удин в Азербайджане являлось также и село Варташен, но большинство удин Варташена вынужденно было покинуть Азербайджан. В 1991 году Варташен был переименован в Огуз и по переписи 2009 года в Огузском районе осталось 74 удина.

По всероссийской переписи населения 2010 года, в Российской Федерации проживали 4127 удинов. Они разбросаны по разным регионам, в основном на Северном Кавказе. Больше всего — 1866 человек — жили в Ростовской области. Удины проживают также на Украине, в Казахстане, в Грузии. Есть и в Армении, но, в основном, ассимилированные. Общая численность удинов в мире не превышает 10 тысяч человек.