Тигран Полад — виртуозный мастер гравюры
Произведения Тиграна Полада восхищали современников точностью рисунка и эмоциональным наполнением. Спустя полвека после смерти художника его имя было практически забыто, но к сегодняшнему дню коллекционеры и представители галерей проделали масштабную работу по сохранению и популяризации творчества мастера офорта. Сейчас в коллекции Национальной галереи Армении хранится около сотни листов авторства Тиграна Полада.
Тигран Полад родился в 1874 году в Александрии, в аристократической армянской семье. Родители были хорошо образованы, отец обладал связями в обществе, мать была талантливой пианисткой. Позже семья переехала во Францию, в город Ванв. Там Тигран начал посещать лицей Мишле. Поначалу свое будущее юноша связывал с юриспруденцией, с этой целью по окончании лицея он поступил в Сорбонну. Однако культурная жизнь Парижа также интересовала Тиграна Полада. Спустя некоторое время, юноша оставляет Сорбонну и поступает в парижскую Академию художеств на отделение живописи.
Способности Полада к рисунку раскрылись почти сразу. Во многом благодаря наставничеству мастера классической живописи Жана-Поля Лорана. Но решающим в судьбе Тиграна Полада стало знакомство с мастером офорта франко-армянским художником Эдгаром Шагином. Излюбленной темой Эдгара была ночная жизнь Парижа. Как искусный офортист, он превращал легкомыслие городской суеты в изящные зарисовки. Тигран Полад, перенимая у мастера сухой кисти технические умения, утвердился как офортист-иллюстратор. Однако в своих произведениях Полад отошёл от изображения богемной жизни.
Первой работой Тиграна Полада, о которой заговорили в художественных кругах Парижа, стало оформление книги Анатоля Франса. Иллюстрации Полада были высоко отмечены критиками.
Одна из наиболее масштабных работ художника — иллюстрации к «Басням» Лафонтена. Для произведения баснописца Полад создал 70 офортов, которые считаются вершиной мастерства гравёра. Полад изобразил яркие образы персонажей, заменяя животных людьми, наделяя их чертами характеров животных. Легкий юмор и ненавязчивая сатира гармонируют в этих иллюстрациях с безграничной фантазией и великолепной техникой. Художник не только переосмыслил занимательные сюжеты, но и предложил читателю взглянуть на них с другого ракурса. «Басни» Лафонтена были изданы крошечным тиражом в 130 экземпляров, рассчитанным на продвинутых библиофилов, знатоков гравюры.
Известно, что за свою творческую жизнь художник проиллюстрировал почти два десятка книг. Кроме этого, Тигран Полад участвовал в художественной жизни Парижа, представлял работы на выставках, победил в двух конкурсах, обрел известность, начал получать заказы от крупных издателей.
Серия стала последней в творческой жизни Тиграна Полада. Он скончался в 1950 году. Столь скромное присутствие Тиграна Полада в информационном поле после его смерти может быть обосновано несколькими факторами.
Во-первых, к концу XVIII века гравюра перестала считаться передовым видом искусства. До этого времени гравюра служила главным визуальным источником, сродни современным медиа. Мастера офорта становились всё менее популярными ввиду появления новых художественных техник и повсеместного распространения фотографии.
Во-вторых, графика и книжная иллюстрация привлекали коллекционеров реже, чем живопись. Это было связано не только с личными предпочтениями ценителей искусства, но и со сложностями в хранении графических листов. Несмотря на эти факторы, произведения Тиграна Полада всё же сохранились до настоящего момента. Сегодня искусность и талант автора вновь могут быть высоко оценены.
Подготовлено по материалам: «Художник, нарисовавший весь последний путь Сына Божьего: совершенное мастерство графика и гравера Тиграна Полада»: radiovan.fm
На обложке репродукция офорта Тиграна Полада: vem.am