Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

По ком звонит колокол раненой церкви Арцаха?

Армянский музей Москвы публикует открытое письмо Тиграна Мариносяна — кандидата философских наук, исполняющего обязанности директора Института стратегии развития образования Российской академии образования. В своем письме, адресованном мировому педагогическому сообществу по поводу происходящих в Арцахе и Армении событий, он просит не оставаться равнодушными тех, кто во многом формирует в умах и сердцах подрастающих поколений духовные ценности. «Уважаемые Учителя и Преподаватели, докажите, что проповедуемый вами гуманизм — не пустое слово, а реальный поступок!»

Фото © SKmilitary diary, t.me/skmilitary

По ком звонит колокол раненой церкви Арцаха?

Очевидно, что все происходящее в мире есть дело рук выпускников тех или иных учебных заведений (официальных и не только), следовательно, является результатом образования, воспитания и просвещения.

Школа, университет, всевозможные академии, которые призваны формировать духовные ценности подрастающего поколения, безусловно, ответственны за отношение своих воспитанников и выпускников к окружающему миру, к родным и близким, к незнакомым и далеким, к мирному населению, подвергшемуся насилию со стороны террористов и военных преступников.

А может быть, более справедливо будет сформулировать вопрос так: не причастны ли школьное воспитание и вообще вся система образования и просвещения к этим преступлениям и к безнаказанности преступников?

Как это получается, что образованный, воспитанный и просвещенный человек, т.е. человек, получивший образование в соответствующих (а нередко — элитных) учебных заведениях, может стать участником и даже организатором гуманитарной катастрофы, бесконтрольного истощения недр, истребления флоры и фауны, отравления почвы, водных ресурсов, воздуха — всей окружающей среды вплоть до космического пространства. Стать инициатором хладнокровного планирования и организации разрушительных войн, вдохновителем геноцида в отношении мирного населения как в историческом прошлом, так и в настоящее время.

Если в начале прошлого столетия главы так называемых цивилизованных государств прикрывались своей неинформированностью или ссылались на недостаточность доказательств очевидных зверств, организованных лидерами младотурецкого движения, пытались оправдываться за свое бездействие и молчание, то сегодня не может быть оправдания пассивности (что равноценно содействию) глав и общественности многих развитых стран Европы, Америки, Азии.

Возможно, школьники и студенты, как их учителя и преподаватели в период своего детства и своей юности, перестали верить в правильность укоренившейся системы образования с ее сомнительными целями и идеалами, в искренность провозглашаемых официальных лозунгов. Перестали верить, потому что их предки, да и они сами, стали свидетелями многочисленных несчастий, рожденных фарисейскими идеологиями. Стали очевидцами кровопролитных войн народов, исповедующих и проповедующих гуманные религии. Ведь десятки миллионов людей жили и творили с иллюзорной надеждой на светлое будущее, братство, равенство и справедливость, а в результате получили колониализм, войны, концлагеря, террор — бесчисленные страдания!

Именно потрясенное сознание людей, переживших нечеловеческие ужасы мировых и бесконечных локальных войн, глобальных последствий перманентных техногенных катастроф и вызванных ими стихийных бедствий, привело к разрушению их веры в ренессансные идеалы гуманизма и человечность человека вообще.

И если представители мировой педагогической общественности будут продолжать безмолвствовать, это может означать только одно, что школьные уроки и университетские занятия по нравственности, пропаганда гуманизма и сострадания, возвышенные речи учителей и преподавателей о духовных ценностях, человеколюбии — всего лишь лицемерие и притворство! Пена на устах демагогов!

Уважаемые Учителя и Преподаватели, докажите, что проповедуемый вами гуманизм — не пустое слово, а реальный поступок!

Воистину, равнодушие — это оружие самого массового, всечеловеческого поражения! Страшнее озверевших полчищ с ятаганами, нейтронной бомбы и всех известных видов оружия вместе взятых!

На территории мирного населения на глазах у мировой (образованной и благовоспитанной, просвещенной и добропорядочной, демократичной и интеллектуальной, толерантной и мультикультурной!) общественности в результате целенаправленного точечного обстрела разрушен (к счастью, частично) Собор Святого Христа Всеспасителя. На протяжении веков Синагоги, Церкви, Мечети — храмы Всевышнего — спасали раненые души прихожан. Наши с Вами души. Души наших родных и близких. Теперь их обстреливают и безжалостно разрушают. Так помогите же им теперь Вы! Спасите их!

Ведь чем дольше будет длиться ваше молчание по поводу событий, происходящих в Арцахе и Армении, тем звонче и громче будут звонить, кричать колокола раненых церквей мира по вам и вашим близким!

Тигран Мариносян

17 октября 2020 года


Тигран Эмилович Мариносян

Фото: instrao.ru

Исполняющий обязанности директора ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования».

Кандидат философских наук (аспирантура Института философии АН СССР по специальности «Философская антропология и философия культуры»), доцент кафедры ЮНЕСКО по глобальному образованию. Член редколлегии журнала «Отечественная и зарубежная педагогика», член Научного совета по проблемам сравнительной педагогики при Отделении философии образования и теоретической педагогики Российской академии образования.

Автор более 40 научных публикаций в ведущих педагогических, просветительских и философских журналах в России и за рубежом.

Область научных интересов

Специализируется в проведении сопоставительных аналитических исследований в области мировых практик и современных тенденций развития образования.

Тема научного исследования: «Образование эпохи постмодернизма».

Сфера научных интересов охватывает проблемы философской антропологии, аналитической философии, этнопсихологии, философии образования, философии искусства, философии постмодернизма, глобализации, укрепления и развития взаимоотношений между странами постсоветского пространства и формирования единого образовательного пространства.

В научных работах представлены философские проблемы образования как разновидности динамического процесса в контексте постнеклассической парадигмы науки и культуры, проблемы образования в условиях глобализации и цифровой трансформации различных сфер человеческой деятельности, проблемы взаимоотношений между субъектами и объектами образовательного процесса в реалиях современности.