Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Тигран Асатрян: «Бывает, я вижу картину законченной до ее появления на холсте»  

Есть такая фраза: «В чужом городе всегда чувствуешь себя помолодевшим». Зачастую это действительно так. Особенно, если «чужой город» — не крупный населенный пункт, жители которого заняты своими делами, а мир картин художника, повествовательная плоскость которого как бы отстранена от зрителя. Кажется, еще немного и откроется взору что-то очень важное, та истина, которая сразу объяснит все.  

Тигран Асатрян

Художник Тигран Асатрян, удерживая зрителя во взвешенной позиции наблюдателя, действительно умеет сохранить нечто за пределами нарисованного — тревожащее, увлекающее тайной. Внимательно, но с «брейгелевской» насыщенностью нарратива, он создает собственное время, сжатое до символа. Брейгель в данном контексте лицо не случайное, так как, по признанию самого художника, нидерландская живопись оказала большое влияние на его творчество. Первый вопрос Тиграну возник как бы сам собой: 

— Что особенно привлекло в нидерландской и, в частности, фламандской живописи, охватившей в истории европейского искусства почти два столетия?

— Ян ван Эйк, Иероним Босх, Питер Брейгель, затем — Рубенс, Рембрандт… Мир картин этих мастеров прошлого поражает остротой образного мышления, внутренней раскованностью, свободой владения материалом. Они смогли поделиться духом времени, в котором жили. Внятная и человечная мораль середины XVII века. Насколько верно раскрыт духовный и психологический мир человека!

Тигран Асатрян. «Зимняя дорога»

«Внутренняя раскованность», о которой вы говорите, наверняка таит в себе скрытые импульсы человека. О чем ваши работы?

— Это может быть конкретное впечатление, осевшее в памяти. Могут быть и литературные ассоциации, перемешанные с личными воспоминаниями, чаще всего из детства. Образы и сценки оживают и дают плоды лишь от встречи с созвучным жизненным впечатлением. 

— А если реальность скупа? Отыгрываетесь в творчестве? Так актер, должно быть, проживает на сцене множество жизней. 

 Такой образный ход рождается как бы сам по себе  двигается логика образов, логика идей. Но идея должна созреть, чтобы появиться на свет Божий. Всякий образ, равно как и предметный мир, живые. Надо только суметь разбудить их душу. 

Тигран Асатрян. «Кухарка»


Глядя на работы Тиграна, понимаешь, что его персонажи — страстные, они прописаны ярко и выпукло. В изображениях героев картин художника прочитывается легкий юмор с обязательной изюминкой в каждом из персонажей. При том, что появление героев Асатряна на свет — это таинство, в его работах нет фальшиво-задушевной интонации, зато есть ненасыщаемость жизнью, «с примесью хищной крови».


Тигран Асатрян. «Модница»

 Бывает ли такое, что картина «диктует» свои условия, «сопротивляется»?  

— Когда приступаю к работе, я окрылен. Ожидание рождения нового, долгожданного, ведет, включает в процесс. Постепенно начинает проявляться образ. Начитается живое общение с картиной, и неважно портрет это или жанровая сценка. Диалог с картиной уточняет детали создаваемого, согласовывает нюансы. Бывает линия пошла не туда, мазок краски не там зафиксирован. Но потом вдруг замечаешь, что линия эта имеет право быть. Соглашаешься с нею. Или же «случайная» краска также заявила о своей необходимости. Да, я оставляю все как есть, но при этом тщательно согласую ее наличие с остальными деталями на плоскости картины.

Тигран Асатрян. «Большой улов маленького рыбака»

Не сложно ли создавать женские образы — строптивые и капризные?

— Не столько сложно, сколько интересно. И здесь не обойтись без диалога. Я хочу видеть ту, с кем бы пожелал общаться. Но женщины бывают разные. Одной вытягиваешь носик ради выразительности, другой — создаешь соответствующий антураж. В итоге получается законченный, характерный образ. Вообще же, я заметил, строптивых женщин легче переносить, чем спокойных.

И как эта женщина? Всегда ли с вами согласна?

— Согласна. Она не может мне не подчиниться. 

Тигран Асатрян. «Игра»

— Возникает ли чувство, что вашей кистью словно бы управляет невидимый Творец и, кажется, что картина продиктована свыше? 

— Да. Бывает так, что готовая картина вдруг всплывает в воображении. Я вижу ее совершенно законченной — во всех деталях и нюансах. Остается лишь запечатлеть ее на полотне. Это особое состояние, когда чувствуешь общность со Вселенной. 

— В ваших работах, как правило, фигурируют два действующих лица. Это могут быть не только два человека, но человек и предмет. Что вам дает этот прием в искусстве? 

Тигран Асатрян «Игра в шахматы»

— Это диалог символов и образов, которые призваны подчеркнуть характеристику персонажа, расширить изображаемое. Герои общаются между собой: они разговорчивы, даже болтливы, но бывает и молча понимают друг друга. 

— В картине «Игра в шахматы» вы сталкиваете опять-таки двоих: человека с головой тыквы и большую птицу. Расшифруйте, пожалуйста, символический ряд этой картины.

— Голова-тыква — это одержимый рвением холуя чиновник. Он играет в шахматы с большой королевской цаплей — китоглавом, олицетворяющей наш народ. Это неравная игра. Время покажет, кому суждено победить.  

Тигран Асатрян «Карточный домик»

— Стало быть, вам не чужда и политическая назидательная сатира. Тогда вопрос: как бы вы оценили нынешнее положение в Армении? 

— Недавно я прочел книгу. Называется она «Книга о лалах» — болтунах [от греч. глагола «болтать».  Прим. авт.]. Источниками послужили многочисленные средневековые анекдоты о жителях разных местностей. Книга вобрала в себя большое количество немецких пословиц и поговорок XVI века. Если коротко, то действие происходит в городке Шильдугер, где главой города назначен бывший свинопас, создающий свои законы и требующий их соблюдения. Напрашивается вывод: бессилие простых, незнатных людей пред великими мира сего, скрытое осуждение шильдбюргеров и насмешка над ними за отстранение от всех событий и дел в окружающем мире, и вызвало их «поглупение». То есть шильдбюргеры сами себя наказали, отгородившись от жизни, и, тем самым, отказавшись от разума. По прочтении книги у меня сразу же возникла ассоциация, прежде всего, с образом свинопаса. Посмотрим, что получится.

Тигран Асатрян «Женский портрет»

А чем заканчивается «Книга о лалах»?

— Ничем. Все остаются на прежних местах и свинопаса никто не низвергнул. «История дураков» действительно актуальна. Я уже набросал эскизы и в скором времени примусь за работу.  

— Помимо живописных полотен, вы обращаетесь и к фотографиям на тему природы, отражая световое богатство, свежесть, бесконечную изменчивость состояний окружающего мира. 

— С детства привлекало все, что связано с фотографией — у меня была вся атрибутика, связанная с фотоискусством. Начал с пленки и увеличителя, постепенно дойдя до цифровых инноваций. Люблю фотографировать и сейчас. Каждое утро прогуливаюсь по парку Цицернакаберда и не пропускаю ничего из того, что отзывается во мне — все превращаю в кадры. Им я делюсь со своими друзьями. Это стало как бы частью утреннего моциона. 

— Но я не видела у вас фотопортретов. 

— Портреты есть, и я мог бы создавать постановочные кадры, приглашать людей, строить мизансцену и так далее. Но в том-то и дело, что сиюминутный кадр в состоянии передать мое настроение именно в этот момент, именно этого дня, что для меня особенно ценно. Право же, вчерашний день — это история, завтрашний — загадка. А сегодняшний — подарок. 

Журналист Кари Амирханян (Ереван) специально для Армянского музея Москвы

Все работы и фотография обложки — из архива Тиграна Асатряна

Тигран Асатрян на выставке

Справка Армянского музея Москвы

Тигран Асатрян

Выпускник Художественной школы им. Коджояна и колледжа им. Терлемезяна. С 1987-го по 1993 год учился в Ереванской государственной академии художественных искусств. С 1995-го по 2003 год участвовал в коллективных выставках в Армении, России, Канаде, Египте, Ливане, Германии, Катаре и США. 

Коллективные выставки

1995 — в Российской академии наук в Москве 

1996 — Hilton Ramses в Египте (Каир)  

1997–1999 — Национальная галерея Армении (Ереван)

1999 — Центр Демирчян в Бейруте (Ливан) 

2002 — Катар, выставка по приглашению принца Шейха Али-Бина Абдулла Ал-Трани 

2009 — «Love Magic» в галерее Нью-Йорке

2009 — Галерея «Сильвана» в Нью-Йорке 

2010 — Нью-Йорк, «Современное армянское искусство»

2013 — «Samsoe gallery», Копенгаген, Дания 

2015 — «Cote d`Azur», Монако

2015 — Музей Комитаса, Ереван 

2019 — Выставка трех армянских художников в «Goldmark» Rutland (Англия)

Персональные выставки

2012, 2016 — Dalan Art-gallery, Ереван 

2018 — Музей современного искусства, Ереван 

2018 — выставка в Galeri Selvin Istanbul