Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Об особенностях фильма «Прикосновение» Альберта Мкртчяна

8 августа родился известный режиссер Альберт Мкртчян, запомнившийся многим зрителям своими картинами. В его фильмографию входят работы разных жанров: от комедий до фильма ужасов. В нашем материале рассказываем о фильме «Прикосновение» — первом хорроре, снятом в постсоветской России.


Афиша к фильму «Прикосновение»

«Прикосновение» ― один из первых фильмов ужасов, снятых в постсоветской России. Работа над картиной началась в конце 80-х годов, а возобновлена в 90-е годы. На экраны фильм вышел в кризисный период, после развала СССР, и срезонировал с внутренними изменениями внутри общества.

Ужасы неразрывно связаны с иррациональными страхами и бессознательными установками человека, но сам жанр и темы варьируются в зависимости от социокультурного контекста. Релевантность картины для зрителя напрямую связана с темами и образами, которые ему знакомы.

Первые опыты были еще в дореволюционной России. Например, с первой экранизацией произведения Николая Гоголя «Вий» (эта версия не сохранилась). В кинематографе того времени можно обнаружить ряд других картин с образами потустороннего. Например, «Медвежья свадьба» о медведе-оборотне 1925 года.

Безусловно, зритель хорошо помнит фильмы 60-х и 70-х годов: «Вий» 1967 года, «Завещание профессора Доуэля», «Дикая охота короля Стаха», «Злой дух Ямбуя» и другие. Хотя режиссеры работали с образами потустороннего, картины снимались в разных жанрах: от фантастики до исторической драмы.

Эти фильмы нельзя причислить к хоррорам, они находятся на стыке по темам, но больше относятся к мистическому, а не страшному в кино. Полноценные фильмы ужасов стали снимать в перестройку.

Кадр из фильма. Из открытых источников

Одним из первых фильмов ужасов в постсоветский период принято считать «Прикосновение» Альберта Мкртчяна. В кинопроцессе он сыграл важную роль для формирования российского хоррора и довольно быстро стал культовым.

Фильмы ужасов воздействует на зрителя, потому что в основе нарратива находятся эмоции и аффекты. Это не только страх, но и тревога, входящая в комплекс «аффектов ожидания» (Э.Блох). Такая тревога связана с любой возростающей неопределенностью и характерна для наррации хоррора. В фильме Мкртчяна тревожная составляющая возрастает с каждым новым витком сюжета. Другая особенность картины: отсутствие спецэффектов, поэтому всё нагнетается актёрской игрой и операторской работой. Новая информация по расследованию дела ведет только к возникновению новых вопросов как у главного героя, следователя Андрея Крутицкого, так и у зрителя. Неразрешенная нарративная интрига увеличивает напряженность и не дает зрителю желаемого ответа.

Альберт Мкртчян

Долгое время фильм Мкртчяна считался утерянным, но благодаря группе FROM OUTER SPACE и кинокомпании CineFOG зрители смогли увидеть отреставрированную версию ленты в Армянском музее Москвы. В 2022 году вышел документальный фильм Ивана Качалина «Андрей Дударенко: Лицо с портрета», в котором зритель больше узнает о том самом человеке с пугающего портрета.


Фотографии к материалу предоставил Иван Качалин, член Гильдии кинорежиссёров России. Обладатель премии Гильдии киноведов и кинокритиков.