Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Экспонаты выставки «Две Пальмиры» в Эрмитаже созданы Архитектурной мастерской Максима Атаянца

2 декабря 2020 года в Главном штабе Эрмитажа открылась выставка «Две Пальмиры. Архитектура», посвященная взаимосвязям Пальмиры и Санкт-Петербурга — Северной Пальмиры. Детальный макет храма Бела в масштабе 1:33 в двух стадиях — полной реконструкции и состоянии накануне разрушения, — изготовленный по цифровой реконструкции, выполнен специалистами Архитектурной мастерской Максима Атаянца.

В торжественной церемонии, которая прошла в онлайн-формате, приняли участие: Михаил Пиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа; Наталья Соловьева, заместитель директора Института истории материальной культуры РАН; Максим Атаянц, российский архитектор и художник, преподаватель истории архитектуры и архитектурного проектирования; Сергей Андросов, заведующий Отделом западноевропейского изобразительного искусства Эрмитаж; Сергей Орехов, куратор выставки, научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства.

«Открытие выставок — это часть Дня Пальмиры в Эрмитаже, который мы проводим вместе с Институтом материальной культуры, ЮНЕСКО и студией Максима Атаянца. Все вместе это — круглый стол, пленарная сессия с нашими рекомендациями по возрождению Пальмиры-памятника и Пальмиры-Тадмора как города и открытие трех выставок», — сказал Пиотровский.

Фото: Эрмитаж

Искусство и локдаун

Директор Эрмитажа отметил, что во время пандемии в музее стали делать очень умные выставки. Они требуют усилий, зато, по словам Пиотровского, эти усилия приносят большую радость.

«Наши коллеги собрали и сопоставили гравюры эпохи, когда Карл Росси строил Главный штаб, и книги времен, когда Екатерину сравнивали с Зенобией — царицей Пальмиры, откуда появилось «Северная Пальмира». Пальмира стала одним из главных образцов классической архитектуры. Вы увидите по существу научные открытия — сопоставления того, как Карл Росси, глядя на Пальмиру строил наш Главный штаб. С очень большой долей вероятности его гениальное решение арки, которая улицу вводит в город, связано с впечатлениями от Пальмиры. Гравюры плавно перетекают в рисунки, и это тоже особенность выставки. Рисунки художника, побывавшего в Пальмире многократно, даже в разрушенной», — отметил Михаил Пиотровский.

Фото: Эрмитаж

На церемонии открытия выставки выступил архитектор Максим Атаянц. «В человеческой истории, во время войн и конфликтов, с памятниками архитектуры обходятся так же, как с людьми: их берут в плен, мучают, пытаются лишить жизни. Каждый раз, когда такое видишь, охватывает какое-то бессилие, которое компенсируется желанием что-то с этим сделать. И это сильнейшее чувство, которое возникло параллельно у нескольких людей пять лет назад, вылилось в то, что сегодня мы видим», — сказал Максим Атаянц.

Более шестидесяти экспонатов выставки — рисунки, чертежи, гравюры, книги, фотографии и макет — не только подчеркивают сходства в архитектурных решениях «двух Пальмир», но и наглядно демонстрируют непрерывность изучения и осмысления наследия Пальмиры учеными и архитекторами на протяжении веков, а также ценность этих изобразительных источников для реконструкции отдельных памятников и всего комплекса.

Рисунки с видами Дворцовой площади рубежа XVIII–XIX веков напомнят посетителям выставки о градостроительной задаче, которая была возложена на К.И. Росси, а его проектные чертежи для арки Главного штаба покажут этапы творческого поиска и то, какую роль в нем сыграла архитектура Пальмиры.

Пальмира и армяне

Семен Семенович Абамелек-Лазарев
Пальмира: археологическое исследование князя Абамелек-Лазарева
Санкт-Петербург. Типография Академии наук. 1884 г. Государственный Эрмитаж

На выставке также можно увидеть фотографии Пальмиры 1870–1880-х годов, когда она стала более доступна для путешественников и исследователей из Европы. Именно такой предстала Пальмира перед князем С.С. Абамелек-Лазаревым, археологом-любителем, автором первого русскоязычного исследования об этом древнем городе, благодаря которому в коллекции Эрмитажа появился выдающийся памятник письменности и истории — пальмирский таможенный тариф.

Максим Борисович Атаянц (р. 1966)
Пальмира. Триумфальная арка
2019 г.
Бумага, перо коричневым тоном
Собственность автора

Современные виды Пальмиры представлены на выставке рисунками нашего современника — архитектора и художника Максима Атаянца. Техника их исполнения отсылает к зарисовкам, которые делали мастера XVIII века, открывавшие для Европы облик Пальмиры, Баальбека, Пестума и других древних городов. Степень детализации и трудоемкость процесса создания этих произведений напоминают лучшие образцы жанра гравированной ведуты того же периода — работы А. Каналетто и Дж. Б. Пиранези. Рисунки выполнены Максимом Атаянцем с натуры в 2005 и 2019 годах, то есть до и после разрушения пальмирских памятников в результате конфликтов в Сирии.

Выставка «Две Пальмиры. Архитектура» входит в маршрут посещения Главного Штаба.

Источник и обложка: Эрмитаж


Справка Армянского музея Москвы

Пальмира

Жан-Батист Льенар (1750–1807)
По рисунку Л.-Ф. Кассаса
Храм или монумент в Пальмире (храм Баал-Шамина)
Иллюстрация из книги «Живописное путешествие по Сирии, Финикии, Палестине и Нижнему Египту…»
1798–1799 гг.
Бумага, гравюра офортом и резцом
Государственный Эрмитаж

Пальмира (араб. Тадмор, «город пальм») — один из богатейших городов Востока в поздней Античности. Разрушенный императором Аврелианом в III веке нашей эры он был заново открыт европейцами в конце XVII века и до изобретения фотографии был известен только по рисункам и гравюрам, которые представлены на выставке. Среди них — первые гравированные панорамы античного города рубежа XVII–XVIII веков, первое иллюстрированное описание памятников Пальмиры 1753 года Р. Вуда и Д. Докинса, а также стремившееся его превзойти издание 1799 года французского архитектора Л.-Ф. Кассаса. Эти изображения открыли европейской публике облик Пальмиры, сформировали представление о ней как о прекрасном городе, наполненном величественными памятниками классической архитектуры, как о труднодостижимом, затерянном среди пустыни осколке европейской цивилизации. Именно этот образ стал ключевым для сопоставления Пальмиры пустыни с Санкт-Петербургом — Пальмирой севера.