Музыкальная культура в Армении. Развитие консерватории и создание оперного театра
Государственное издательство Армении, основанное в 1921 году, стало важным ресурсом для ереванских музыкантов, предоставив им доступ к нотным изданиям. Эти издания были выпущены совместно с Московской армянской музыкальной коллегией (МАМК), которая функционировала при Доме культуры Армении в Москве.
Ноты публиковались под двойным заголовком — «Арменгиз» и «МАМК» — и печатались в московских типографиях. В редакционную коллегию вошли выдающиеся деятели армянской музыки: Александр Спендиаров, Василий Корганов, Анушаван Тер-Гевондян (Ереван), Христофор Кушнарев (Ленинград), Геворг Будагян и Мушег Агаян (Москва).
Романос Меликян, обращаясь к Агаяну, высоко оценил значение этой работы в письме:
«Проделанная вами работа добавит яркую главу в нашу историю. Это лучшее, что есть в нашей музыке».
Этот проект стал значительным шагом в развитии и популяризации армянской музыкальной культуры.
В 1923 году в Ереванской консерватории начали преподавать духовые инструменты. В то же время скрипач Давид Согомонян, педагог музыкальной студии при консерватории, организовал летние парковые концерты. На них приглашённые музыканты исполняли симфоническую музыку в камерной аранжировке. Эти выступления помогли популяризировать европейские музыкальные инструменты и оркестровую музыку среди жителей Еревана.
В августе 1924 года в парке Рабочего клуба состоялся концерт, где оркестр Ленинаканской оперной труппы Шара Таляна выступил вместе с камерным ансамблем из Тбилиси. Дирижировали Александр Мелик-Пашаев, который позже стал главным дирижёром Большого театра СССР, и Оганес Оганезов (или Ованнес Ованнисян), впоследствии преподаватель скрипки в Ереванской консерватории. Эти концерты заложили основу для создания симфонического оркестра в Армении.
В октябре 1924 года в Ереван переехал композитор Александр Спендиаров. Этот шаг стал важным событием для развития музыкальной жизни республики. Вскоре он организовал концерт из своих произведений, заручившись поддержкой преподавателей и студентов консерватории. Это выступление стало стимулом для основания государственного симфонического оркестра.
В 1926 году в Ереван приехал пианист Эгон Петри. На концерте с преподавателями консерватории он исполнил скрипичную сонату Грига, сонату для виолончели Рубинштейна и квинтет Шумана. Такие события усилили интерес к новой музыке среди местной аудитории.
В 1927 году в Ереванской консерватории появился оперный класс. 18 мая того же года состоялся его дебютный спектакль, о котором писала газета «Заря Востока»:
«Результат спектакля продемонстрировал, что знание своего дела, энергия и настойчивость могут преодолеть любые препятствия. Это важное событие для музыкальной жизни республики».
К 1928 году традицию экзаменационных спектаклей оперного класса продолжил дирижёр Сурен Чарекян. Важной частью образовательного процесса в консерватории стало создание крупных музыкальных коллективов: хора, оркестра и оперного ансамбля. Ректоры консерватории последовательно внедряли нововведения: Романос Меликян организовал студенческий хор, Аршак Адамян открыл оркестровый класс, а Анушаван Тер-Гевондян ввёл оперный класс.
С 1926 по 1928 год оркестром консерватории руководили Оганес Оганезов и Александр Спендиаров. Осенью 1926 года в Ереване провели серию концертов в честь 25-летия творческой деятельности Спендиарова. Объединённый оркестр Тбилисского оперного театра и Ереванской консерватории исполнил произведения композитора. Эти концерты вызвали широкий отклик и закрепили признание его творчества.
В марте 1927 года симфонический оркестр консерватории исполнил в Ереване произведения Бетховена, приуроченные к столетию со дня его смерти. Под управлением Спендиарова прозвучала Третья симфония, а под управлением Оганезова — увертюра «Эгмонт» и Четвёртый фортепианный концерт. Солировала студентка Нина Мусинян. Это исполнение стало ярким событием в культурной жизни города.
Несмотря на полупрофессиональный состав оркестра, Александр Спендиаров добивался высокого качества исполнения. Его тщательная работа с музыкантами и внимание к деталям сделали концерты значимыми для местной публики, ещё только начинавшей знакомиться с симфонической музыкой.
Ереванский оперный театр
Коллектив оперного театра работал с энтузиазмом, несмотря на многочисленные трудности. Оркестр, хор и балетная труппа ещё не были полностью сформированы. Группа солистов также оставалась недоукомплектованной. Кроме того, само здание театра ещё не существовало. Репетиции проходили в Доме культуры, здании консерватории и даже на дому у артистов. Задолго до завершения строительства каркас Народного дома возвышался рядом с консерваторией.
5 мая 1932 года Совнарком Армении принял решение об организации оперного театра в Ереване. Его строительство началось ещё в 1920 году по проекту архитектора Александра Таманяна. После завершения работ в этом уникальном здании разместились Ереванский оперный театр (1939) и Большой концертный зал (1953).
Оперный театр открылся в 1933 году оперой «Алмаст». Премьера состоялась после смерти композитора: произведение Александра Спендиарова осталось незаконченным и было завершено Максимилианом Штейнбергом, который дописал музыку пролога и эпилога. Первая постановка оперы состоялась 23 июня 1930 года в Государственном театре оперы и балета № 2 в Москве, а в октябре 1939 года, в рамках юбилея армянского искусства в Москве, прозвучала вторая редакция либретто, подготовленная Тиграном Ахумяном.
Реализация идеи создания театра стала возможной благодаря работе Ереванской консерватории, которая за предшествующее десятилетие подготовила большое число музыкальных специалистов. Почти все участники симфонического оркестра и хора консерватории вошли в состав театрального оркестра и хора. Лучшие вокалисты среди студентов стали исполнителями ведущих партий, а преподаватели оперного и оркестрового классов — Геворг Будагян и Сурен Чарекян — первыми дирижёрами театра. Директором театра был назначен Ованнисян (тогда ректор консерватории), а художественным руководителем — Романос Меликян. На главные роли пригласили известных артистов, среди которых Айкануш Даниелян и Леон Исецкий (Иоаннисян). Декорации создавали Мартирос Сарьян и Михаил Арутчян. Создание театра стало важной вехой в истории армянской культуры.
Изначально Александр Спендиаров планировал написать к открытию театра оперу «Старые боги» по пьесе Левона Шанта. Либретто, основанное на этой пьесе, было создано Србуи Лисициан в 1915 году. Однако Ованнес Туманян убедил композитора использовать своё стихотворение «Взятие крепости Тмука». В 1918 году поэтесса София Парнок завершила переработку либретто. Сюжет «Алмаста» основан на народных легендах и реальных событиях XVIII века, связанных с героической обороной крепости Тмук от персидских войск. Это произведение стало вершиной творчества Спендиарова и было высоко оценено его современниками, включая Мартироса Сарьяна.
Сюжет оперы основан на эпизоде освободительной борьбы армянского народа против иранских завоевателей. Надир-шах безуспешно пытается захватить Армению, героически защищаемую под предводительством благородного Татула. Крепость, где укрываются армяне, остаётся неприступной. Тогда Надир-шах подсылает ашуга к Алмаст, жене Татула, чтобы, соблазнив её обещаниями трона, склонить на свою сторону. Властолюбивая Алмаст во время пира предаёт своих соотечественников, открыв ворота крепости для врага. Защитники, включая Татула, гибнут в бою. Однако народ, поднявшийся на защиту родины, изгоняет захватчиков, а Алмаст постигает заслуженная кара.
Музыка оперы отличается богатством и колоритом, пронизана народными мотивами и обладает масштабным симфоническим размахом. Среди наиболее ярких фрагментов: хоры, «Персидский марш», песня ашуга, сцены битвы, танцы, ариозо Алмаст и Татула.
Позже на сцене театра была поставлена другая национальная опера — «Ануш» Арменака Тиграняна, основанная на бытовом сюжете. Пастух Саро влюбляется в девушку Ануш, и она отвечает ему взаимностью. Однако из-за нарушения старинного обычая дружеской борьбы между Саро и братом Ануш, Мосо, возникает вражда. Взбешённый Мосо объявляет кровную месть и заставляет сестру отказаться от возлюбленного. Ануш, подчинившись, но не выдержав, убегает с Саро в горы. Мосо настигает их и убивает Саро, а обезумевшая от горя Ануш бросается в реку.
Музыка «Ануш» наполнена народным мелосом, её мелодии так близки к народным корням, что стали восприниматься как фольклорные. Опера изобилует яркими сценами: свадебными обрядами, танцами, гаданиями и народными гуляниями.
В 1932 году была создана Армянская государственная филармония, которая наряду с оперным театром стала важным центром музыкальной культуры республики. Симфонический оркестр, Государственная капелла, ансамбли народной и эстрадной музыки активно пропагандировали произведения советских композиторов. В 1930-х годах Аро Степанян написал сатирическую оперу «Храбрый Назар» и эпическую «Давид Сасунский» (1936). В 1934 году в театре начались репетиции «Храброго Назара», декорации к которому создал Мартирос Сарьян. Опера была поставлена к 15-летию советской власти в Армении.
Помимо Спендиарова и Степаняна, в жанре оперы работали Антон Маилян, Артемий Айвазян, Леон Ходжа-Эйнатов, Анушаван Тер-Гевондян и Саркис Бархударян. В эти же годы в Ереване получили развитие романсы, в создании которых значительную роль сыграла поэзия Аветика Исаакяна.
Крупным событием этого периода стала декада армянского искусства в Москве в октябре 1939 года. Публика познакомилась с произведениями армянских писателей, художников, композиторов и народной музыкой. В рамках декады в Москве были показаны оперы «Алмаст», «Ануш», «Лусабацин» и балет «Счастье».
Новой вехой стало создание в 1934 году Государственного музыкально-исследовательского отдела имени Романоса Меликяна. Отдел занимался сбором народных инструментов, фиксацией и изучением музыкального наследия, подготовкой научных кадров и созданием музеев. В дальнейшем он стал частью Академии наук Армении, превратившись в Институт искусств. Основателем отдела был композитор, музыковед и этнограф Арам Кочарян.
Репертуар театра пополнялся как классическими произведениями, так и произведениями советских композиторов. В 1934 году были поставлены оперы армянских композиторов — «Храбрый Назар» Л. Степаняна и «Тапарникос» (или «Восточный дантист») А. Айвазяна. Несмотря на то что эти произведения не задержались в репертуаре, отдельные фрагменты, такие как сцены из «Восточного дантиста», пользовались популярностью.
В 1937 году Л. Степанян создал оперу «Лусабацин» («На рассвете»), посвящённую восстанию 1920 года против дашнаков. Опера включала драматические сцены борьбы, удачные арии героини Аревик, песню Давида об орле и хоры заключённых. Однако либретто оказалось перегруженным, а некоторые музыкальные эпизоды — недостаточно выразительными.
В 1939 году в театре был представлен первый армянский балет — «Счастье» Арама Хачатуряна, посвящённый дружбе колхозников и пограничников. Позже он был переработан композитором и получил название «Гаянэ». Этот яркий патриотический балет был высоко оценён публикой, а его сюита заняла важное место в симфонических программах. За «Гаянэ» Хачатурян в 1943 году был удостоен Сталинской премии.
На обложке — Первый армянский балет. Источник: radiovan.fm
Источник: Iljine N. Memories Of Yerevan, 2023. Веб-ресурс