Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Армянская община в Польше: краткий очерк

Первые упоминания об армянах на польских землях относятся к XI веку, а сведения о складывании постоянной общины — к середине XIV века. В западноевропейской литературе самые ранние сообщения можно найти у Жильбера де Ланнуа, путешествовавшего по Польше в 1413–1414 годах. В своей книге он описывает богатый приём, который ему устроила армянская община. В дальнейшем о деятельности польских армян рассказывалось в отчётах папских нунциев, эмиссаров и миссионеров.

Жильбер де Ланнуа. Источник: wiki.org

Многие источники подчёркивают богатство армянских купцов. Высокое положение в обществе было обеспечено благодаря налаженным связям с Востоком и Европой, способствовавшим развитию и укреплению торговых путей для Польши. Это сравнимо с положением армян в Персии, где они также занимали важное положение и развивали общину с помощью своей купеческой и дипломатической деятельности. Из исторических хроник и официальных документов известно, что польские короли отправляли армянских дипломатов выполнять политические миссии в другие страны. Их назначали переводчиками, секретарями, дипломатическими агентами, а иногда даже депутатами.

Художественное изображение армянина (Ormianin) среди представителей населения Речи Посполитой, 1655 год. Источник: wiki.org

У армянских купцов были налажены связи с Молдавией, Валахией, Османской и Российской империями, Индией. Восточные рынки были доступны армянам из Польши благодаря владению языками и знакомствам в странах Востока. Поляки получали доступ к привозимым восточным товарам. Армянские коммерческие предложения были разносторонние: сырьевые материалы (шёлк, хлопок, нити), текстиль (шёлковые изделия, хлопчатобумажные платки и шторы, ремни, полотенца и скатерти, драгоценные материалы с вкраплениями золота, ковры, коврики, палатки, кожа), различные золотые украшения, жемчуг и бриллианты. Наибольшим спросом пользовались сабли, персидские щиты, конские покровы, а также табак и различные восточные лекарства. Торговля способствовала развитию армянской культуры в Польше. Их положение было социально укреплено государственными гарантиями, получаемыми с XIV века.

Армянский купец в Венеции, худ. Джованни Гревемброх, XVIII век. Источник: wiki.org

Первые центры армян располагались вдоль международных торговых путей в королевских городах. С XVI века началась агитация со стороны меценатов, побуждающая армян переселяться в польские земли. Польские магнаты использовали эту стратегию для экономического улучшения и развития пустующих городов.

Краков из Нюрнбергской хроники (1493). Источник: wiki.org

Армяне приезжали не только из других регионов, а также перемещались между уже существующими в Польше центрами. В это время стали возникать большие общины. В 80-е годы XVI столетия коронный гетман Ян Замойский поселил армян в городе Замосць, в котором они построили дома, существующие до сегодняшнего дня.

Армянские дома в городе Замосць. Источник: wiki.org

Он предоставил им многочисленные привилегии, особенно в сфере торговли, дал им разрешение на учреждение отдельного магистрата и суда. Дальше эта тенденция на самоуправление коснулась армянских общин и в других городах.

Гетман Ян Замойский. Источник: dic.academic.ru

Гетман Ян Замойский стремился создать достойные условия для пребывания армян в Польше. Армяне могли исповедовать свою веру и проводить религиозные службы.

«Пусть здесь присутствующим, как всем вместе, так и каждому отдельно, будет известно, что некоторые из армянского народа, а именно почтенный Кшиштоф Калуст, священник этого обряда, и честный Мурат Якубович, армяне, пришедшие в мой город с турецкой земли, и сюда свои торговли и ремёсла они намерены перенести, и передо мною это открыли. Чтобы тем более город, основанный мною, процветал, купечеством и торговлей обогащался, я охотно сделать это решил, чтобы во всех этих свободах и правах, которые или Королевским Величеством или самым мною этому городу были даны, как они сами, так и их потомки участвовали. И когда, упомянутые, они о свободе своей религии и обряде поклонения просили, тогда на этом месте, которое для их проживания я назначу, я также разрешу, когда они уже соберутся, церковь воздвигнуть, в которой им будет позволено исповедовать свою религию» (перевод П. Кондрациука с копии на латинском языке, опубликованный в: Архив Яна Замойского, Канцлера и Гетмана Великого Королевского, изд. К. Лепши, PAU, т. IV, Краков 1948).

Вид Варшавы из Королевского дворца (1773). Источник: wiki.org

Первая половина XVIII века ознаменовала собой восстановление польских земель. Как и веками ранее, это способствовало улучшению социокультурной и экономической жизни городов. Армянские поселенцы стали желанными гостями во многих городах от Варшавы до Кракова. Армянская община занималась не только дипломатической и ремесленнической деятельностью, многие стали преподавать в школах, увлекаться политикой, становились адвокатами или посвящали себя религии. В связи с этим периодом можно говорить о возникновении армянской интеллигенции. Среди интеллектуалов армянского происхождения выделялись редактор журнала «Монитор» Юзеф Эпифаниуш Минасович, Гжегож Пирамович — секретарь Общества Элементарных книг при Комиссии по Национальному образованию, профессор по истории Ян Яськевич, иезуит и поэт Кароль Болоз-Антоневич, художник Теодор Аксентович и скульптор Тадеуш Баронч. 

Теодор Аксентович. Автопортрет, 1907. Источник: wikiart.org

Новый этап переселения армян в Польшу начинается в 1915 году. Здесь можно выделить три группы: спасшиеся во время Геноцида в Османской империи, представители интеллигенции, которые были вынуждены уехать из России после Октябрьской революции, и исфаханские армяне, столкнувшиеся с притеснениями в Персии. Все они жили уже в разных городах, но стремились объединиться в одну общину. Многие селились в Лодзи или в Варшаве.

Первая страница из книги про польских армян. Государственное издательство школьных книг, 1933. Фото: Национальная библиотека Полона. Источник: culture.pl

Переломным моментом для армянской общины стала Вторая мировая война. Тогда старые центры польских армян просто перестали существовать. После войны армяне расселились по всей стране. В Гданьске, Гливицах, Кракове, Олаве, Ополе, Вроцлаве, Варшаве стала заново развиваться польско-армянская община. Прибытию армян в Польшу содействовали предоставляемые польскими сановниками права и привилегии на осуществление торговли. В конце ХХ века в Польшу направился новый поток армян, что было связано с Сумгаитскими погромами в 1988 году и распадом СССР.

Нуся Кеворкян, урожденная Мойжесович, с мужем. 19201945 гг. Источник: archiwum.ormianie.pl

В следующей части материала мы подробнее изучим культурную жизнь польских армян, поговорим о журнале «Анаит», известных живописцах, литераторах и кинорежиссёрах армянского происхождения.

Источники:

1. Ormianie na ziemiach polskich ‖ culture.pl

2. Podstawowe informacje o Ormianach w Polsce ‖ skarbnica.ormianie.pl

3. Fundacja Kultury i Dziedzictwa Ormian Polskich ‖ dziedzictwo.ormianie.pl

4. Жеймо Марек. Польские армяне со Средневековья по настоящее время ‖ Գիտական Արցախ / Научный Арцах / Scientific Artsakh. 2019. № 2 (3).

Фото обложки: Первая страница из книги про польских армян. Государственное издательство школьных книг, 1933. Источник: culture.pl