Техническая эстетика в Советской Армении
В контексте развития визуального языка большое значение всегда придают официальному искусству. Живопись и архитектура широко изучены, они остаются наиболее актуальными областями исследований. Дизайн же находился в тени и отдельно практически не рассматривался. Из искусствоведческого дискурса ускользали плакаты, реклама, спичечные этикетки, дизайн устройств. Между тем дизайн отвечал за визуальное отображение идей эпохи. Вместе с идеологией в начале ХХ века формировался новый язык, который можно наблюдать не только в образцах архитектуры, но и в создаваемых в советское время устройствах и рекламе.
Армянский дизайн в ХХ веке был частью советского, поэтому многие приёмы рассматриваются именно в этом историческом контексте. Советская Армения активно развивала промышленный дизайн в ряде производственных сфер. Важно уточнить, что в начале 1960-х годов понятие «дизайн» не употреблялось. Широко использовалась концепция «технической эстетики» относительно графических работ и принципов конструирования.
В 1962 году для улучшения качества товаров «культурно-бытового назначения» был учреждён Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ). Институт отвечал за внедрение и развитие промышленного дизайна во всех республиках СССР. С 1962-го по 1978 год было открыто десять республиканских филиалов ВНИИТЭ, получавших методические рекомендации из центра. Один из таких филиалов находился в Ереване.
Сотрудники ВНИИТЭ вели научно-исследовательскую, проектную и выставочную деятельность, выпускали журнал «Техническая эстетика», освещающий вопросы теории и практики дизайна в СССР и за рубежом. Журнал стал важнейшим источником информации в этой области и способствовал формированию стилистического направления в производственной отрасли. Специалисты института устанавливали стандарты для производителей, помимо технических характеристик оценивали эргономику и эстетику продукта.
В журнале ВНИИТЭ даётся следующее определение понятия «техническая эстетика»:
Техническая эстетика — наука о законах художественного творчества в области техники, которые она раскрывает, изучая взаимосвязь между человеком и созданными им предметами материальной культуры в условиях среды, где эта взаимосвязь осуществляется.
Требования технической эстетики к среде охватывают следующие факторы, особенно важные для человека в производственной обстановке: цвет, свет, звук, вентиляция, рабочее место и характер бытового обслуживания.
Дмитрий Азрикан, руководивший проектной группой Интердизайн в Ереване, отмечал: «Советская школа дизайна состоит из двух навеки разорванных и трагически оборвавшихся жизней. Первая — русский авангард, вторая — ВНИИТЭ».
Журнал «Техническая эстетика». Выпуски за разные годы. Источник: books.totalarch.com
Конструирование в СССР в 1950‒1960-е годы преодолело значительный путь от зарождения и формирования эстетических принципов до признания на мировой арене. В 1970-е шло развитие отрасли вместе с сопутствующим технологическим прогрессом. При производстве предметов бытовой техники использовались новые материалы, адаптировались западные аналоги и создавались системы, оптимизирующие работу предприятий.
Директор ереванского филиала ВНИИТЭ (1969‒1975) Мартын Какосян вспоминает: «В 64-м создали СХКБ, а в 70-х — Всеармянский филиал ВНИИТЭ, то есть Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики. Их в советской стране было 9, и ереванский считался одним из ведущих. Дело мы начинали с нуля, поскольку не было ни литературы, ни профессиональных специалистов. Можно считать, что мы, первые армянские дизайнеры, были поколением фанатов-самоучек».
Постепенно здание ереванского ВНИИТЭ стало наполняться специализированной литературой, включая иностранные издания. Из воспоминаний Мартына Какосяна известно о подарке Центра дизайна лорда Рейли: «В 1972 году в Москве прошла первая в СССР выставка британского дизайна. Её привез директор Центра дизайна лорд Рейли. Он изъявил желание приехать в Ереван. Мы вдоволь повозили его по стране, он даже посетил мастерскую Ерванда Кочара. Восхищению его не было конца, и в итоге вся британская выставка целиком и великолепная библиотека были подарены нашему ВНИИТЭ».
Все эти издания становились важным источником информации и вдохновения для начинающих дизайнеров в Армении. Отрасль активно развивалась: «Ещё в 1970 году институт получил помещение — трёхэтажное здание, где разместились лаборатории, мастерские. Мы имели опытное производство. Работал институт эффективно и был на хорошем счету на всём всесоюзном пространстве. Работал вплоть до 1988 года, дальше начался тусклый и безрадостный дрейф».
В 1984 году прошла выставка «Дизайн Армении» под руководством А. Меликяна, Л. Давтяна и А. Мелкумяна. В журнале «Техническая эстетика» о ней вышла небольшая статья:
«Выставку украсили пять промежуточных светодинамических камер, предворявших переход от одного тематического раздела экспозиции к другому. Организуя композицию выставки, они к тому же давали зрителям эмоционально-художественный настрой. Хитроумные системы зеркал этих камер, где бесконечно множились выставленные экспонаты, то уводили мысль в седую древность Армении, то погружали в атмосферу типичного народного праздника. На какое-то время внимание зрителей буквально приковывалось к этим окнам в полуреальный — полуфантастический мир, и тем интереснее, живее воспринимались представленные предметы дизайна. Здесь следует отметить ещё одну особенность выставки: на ней экспонировались лишь те изделия, которые уже выпускаются республиканской промышленностью или находятся в стадии внедрения. Это тоже определённо заявленная позиция».
В начале 1970-х годов дизайнеры института технической эстетики начали применять новые методы проектирования изделий и управления проектной деятельностью, которые назвали дизайн-программами. Дизайн-программы были ориентированы на формирование крупных многопредметных комплексов с единой функцией. Теоретиком, разработчиком и практиком, впервые применившим этот метод, был Дмитрий Азрикан — руководитель сектора перспективных разработок и дизайн-программ ВНИИТЭ. Важной особенностью было создание не отдельных предметов, а целых систем и связей между ними.
ВНИИТЭ впервые в СССР ввёл в практику творческие проектные семинары «Интердизайн». Их целью была как разработка конкретных проектов и дизайн-программ, так и расширение профессиональных связей между дизайнерами и дизайнерскими организациями различных стран. В 1985 году в армянском ВНИИТЭ прошёл всесоюзный семинар «Интердизайн» на тему «Будущее часов». Участвовали дизайнеры не только из СССР, но и из Венгрии, Польши, ГДР, ФРГ, США, Японии, Норвегии. Это был пятый и последний семинар ВНИИТЭ.
Одним из проектов семинара была дизайн-программа «Гомо телекомус», разработанная группой дизайнеров ВНИИТЭ под руководством Дмитрия Азрикана. Он вспоминает: «В названии семинара „Будущее часов“ нас больше всего интересует слово „будущее“. У часов есть будущее настолько, насколько они станут элементами общей системы коммуникации». Из названия проекта «Гомо телекомус» («Человек коммуникативный») понятно, что задача дизайнеров заключалась в создании системы личных носимых средств информации, расширяющей связь их владельца с внешним миром. Дизайнеры «предсказали», что на смену часам как отдельному предмету придёт универсальное средство коммуникации, памяти, контроля здоровья и многого другого.
В своём проекте дизайнеры предусмотрели возможность использования системы людьми четырёх возрастных групп, имеющих разные потребности:
— телекомус-няня для самых маленьких детей;
— телекомус-учитель для школьников и студентов;
— телекомус-секретарь для тех, кому необходимо получать самый широкий спектр информации;
— телекомус-помощник для пожилых людей и людей с ограниченными возможностями.
Проект был представлен на планшетах, на которых были показаны модели этих приборов и способы их ношения: на браслете, как клипсы, ожерелья, очки. Также был продемонстрирован компьютер «Сфинкс», представляющий единую систему управления.
Источник: О.Б. Дружинина. Дизайн-программы ВНИИТЭ: системный подход к проектированию ‖ elibrary.ru
Фото обложки: Журнал «Техническая эстетика» / books.totalarch.com