Егише Татевосян. «Мои воспоминания о Василии Дмитриевиче Поленове». Часть IV
Художник рассказывает о совместном с Поленовым путешествии в Палестину и о евангельской теме в творчестве художников конца XIX века. Вспоминает Татевосян и о том, как печально известный цензор обер-прокурор Победоносцев начал травлю на Поленова и чуть было не довёл живописца до самоубийства.
В 1899 году Василий Дмитриевич предложил мне поехать с ним на восток — в Египет и Палестину, я с радостью согласился, и мы отлично совершили вместе это путешествие.
Вас. Дм., быстро, с колоссальной энергией писал этюды, чем заражал и меня. Первый раз он ездил в Палестину с Абамелек-Лазаревым и Праховым; целью второй поездки было желание запечатлеть путь Христа в пейзажах для серии картин из жизни Христа. Для этого он терпел жару и неудобства и, нужно сказать, переносил их великолепно, тогда как я не перенес жары, с полдороги вернулся к морю в Бейрут. Везде где мы бывали, он рассказывал всю историю местности со всеми достопримечательностями. Все это для меня было ново и интересно. На обратном пути мне в первый раз пришлось побывать в Вене, где В.Д. в галерее показал мне Тинторетто и др. великих мастеров, я первый раз увидел трамвай в Вене и В.Д., когда мы переходили через улицу, заботливо предупредил меня «не надо наступать на рельсы, иногда это опасно».
В.Д. был занят картинами из жизни Христа не случайно. В то время, когда интеллигенция томилась от произвола царизма, искала спасения и справедливости — (запрещённая) книга Ренана «Жизнь Иисуса» передавалась из рук в руки, перечитывалась с исключительным интересом, — В. Дм. был занят писанием единого евангелия. Появление книги нашло отзвук в его нравственном миросозерцании и навело на идею написать сначала «Грешница», а затем и серию картин из жизни Христа. Вернее было бы назвать «Путь Христа в пейзажах». Подход Поленова к Христу был не религиозный, а весьма реальный. Каждый эпизод ему представлялся при современной бытовой обстановке на востоке, (как будто происходило теперь) без чудес, конечно, а Христос с идеальной, нравственной, совершенной силой человек. Однажды в мастерской В.Д. мне сказал: «Не знаю, как Вы себе представляете Христа. Для меня, в жизни я вижу людей с чертами добрыми, напоминающими Христа. Вот Вы, жаль, не знакомы с П.П. Чистовым, у него такой простой нрав и такие добрые глаза».
В жизни В.Д. кульминационной точкой подъёма его творчества, конечно, была работа его по Ренану «Христос и Грешница». Писал он ее в продолжении 10 лет. Для этого он ездил в Палестину, откуда привез великолепные этюды, которые украшали, как драгоценные камни, Третьяковскую галерею. Названная картина, хотя и писалась очень долго, но она была настолько свежа и ярка, что казалось, что писана она очень быстро, без усилия, легко и свободно. Появилась она, кажется, в 1887 году на передвижной выставке в Москве в здании Училища Живописи. Она была очень большая, чуть ли не 10–12 аршин и была, так сказать, гвоздем выставки.
Это было событие, это был настоящий праздник, особенно для нас — молодёжи, учеников его. Мы праздновали точно свою победу. После традиционных, почти чёрных тенденциозных картин на передвижной выставке Лемохов, Корзухиных и т.д., картина «Грешница» была светлым, жизнерадостным, горячо-солнечным произведением в холодной, снежной Москве; к тому же она была дерзким вызовом для религиозных ханжей. Совершенно необычно: Христос в костюме восточного дервиша (даже вначале в белом колпаке, но потом, ввиду неразрешения цензурой выставлять в таком виде, Вас. Дм. пришлось в Петербурге записать колпак), да и все ученики, фарисеи и вся толпа, все были в восточных костюмах, которые мы видим в наши дни, что, конечно, многих коробило, особенно возмущался, как говорили обер-прокурор Святейшего Синода Победоносцев, ему казалось кощунством изображать Христа в таком виде. Прошёл слух, что цензура не хотела эту картину пропустить. Это нас, тем более интересовало. Каждый день я ходил на выставку смотреть картину, она была выставлена в фигурном классе у самого входа, и масса зрителей скоплялась около неё.
Вот как Вас. Дм. позднее сам рассказывал мне: «Перед выставкой я работал помногу, почти без отдыха и переутомился, видно, изрядно. Привёз в Петербург на передвижную выставку картину, поставил и впал в отчаяние. Картина прошла через три цензуры. Один из цензоров удивленно спросил распорядителя: «Собственно зачем меня вызвали, ведь я цензор по этикетам». Нагнали разных цензоров для того, чтобы не допустить картину на выставку. Этим занят был, кажется, Победоносцев. Мне стало тоскливо, вышел с выставки, и , проходя мост через Неву, я остановился посередине, смотрел на воду и хотел броситься, но потом пришёл в себя, решил, что не имею права покончить с собою: у меня дети, семья».
До открытия выставки картину смотрел Третьяков П.М. и торговался, потом Александр III-й долго смотрел, картина ему понравилась, и он сказал: «Это серьезно — оставить картину за мной». Таким образом картина была приобретена им за 25.000 рублей.
Продолжение следует…
Е. Татевосян,
29 мая 1932 года, Тифлис
Источник: Каталог к выставке «Василий Поленов». Государственная Третьяковская галерея, Москва, 2019 год.
В оформлении обложки использована картина В.Д. Поленова «Христос и Грешница», 1888 год.