Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Быть ли музею Таманяна?

Из сквера вокруг Театра оперы и балета в Ереване после оживленного противостояния убрали кафе. Процесс демонтажа заведений наделал много шума, вызвал общественные дискуссии. Армянские архитекторы вздохнули с облегчением: вернув таманяновский облик любимой Опере, пора поговорить о ликвидированном в 2016 году музее архитектора. С предложением восстановить музей на новом месте, в Доме архитектора, выступил историк архитектуры, профессор Карен Бальян. Но обо всем по порядку.

Вход в Музей-институт Таманяна в Ереване | wikipedia.org

Александр Таманян спроектировал в 1920-е годы столицу новой Армении. Главный, центральный город должен иметь особую архитектуру, недостаточно просто получить титул столицы. Задача стояла непростая. Одно из важнейших зданий таманяновского Еревана — Народный Дом, известный нам как Театр оперы и балета имени А. Спендиарова, и окружающий его сквер. В 1937 году проект был удостоен высшей награды Всемирной выставки в Париже.

Архитектура столицы должна быть торжественной — это самое главное ее отличие. Таким и был Ереван вплоть до начала безумных девяностых, когда началась хаотичная частная застройка. Первые этажи типовых высоток обрастали, как полипами, дополнительными помещениями, владельцы частных магазинов и прочих заведений старались отхватить как можно больше территории. Выглядело все это не очень эстетично. К кафе на территории сквера все привыкли. Но мэрия решила их убрать, исходя из простого правила — столица государства должна выглядеть торжественно. По крайней мере, в центре.

Музей Александра Таманяна был основан в 2001 году. В экспозицию вошли материалы из личного архива архитектора, его проекты, черновики, макеты знакомых всем зданий. В 2016 году было принято решение слить небольшой мемориальный музей с Музеем архитектуры. Общественность восприняла это негативно, причем не только в Армении, но и за ее пределами. Один из наследников архитектора, Гагик Таманян, написал министру градостроения Нареку Саркисяну: «Поздравляю, вы добились своего и вернули министерству банкетный зал. Пейте же там шампанское, но знайте, что этим шагом вы преумножили свою геростратову славу». Тогда, в 2016 году, семья забрала архив Александра Таманяна, справедливо посчитав, что дома он будет в лучшей сохранности.

По мнению Карена Бальяна, открытие музея было для прежних властей опытом оптимизации, попыткой обрести таманяновский Ереван без Таманяна. Наличие такой экспозиции стало камертоном: само ее существование красноречиво подчеркивало любую фальшь хаотичного градостроительства этой минувшей эпохи. Сейчас, когда столица облагораживается, важно и нужно восстановить музей. Музею нужно здание, и двухэтажный Дом архитектора, носящий имя Таманяна, отлично для этого подходит.

Нарине Эйрамджянц