Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Святой Григорий — Просветитель не только Армении, но и всего Кавказа

Святой Григорий Просветитель, первый Католикос Армении. Что мы знаем о нем? 

Фото: wikipedia.org

Духовным центром Армянской Церкви стал основанный святым Григорием монастырь Эчмиадзин в городе Вагаршапате — столице царя Трдата III. По преданию, место строительства кафедрального храма указал сошедший с небес Господь.

На сегодняшний день главный источник, из которого исследователи черпают сведения о жизни святителя Григория — «История Армении» Агафангела (Агатенгелоса), который, как считается, был придворным летописцем царя Трдата III, и, возможно, близким родственником Григория Просветителя.

Однако уже Мовсес Хоренаци указывает нам на возможные вариативные источники биографии святого, которые неизвестны современным историкам. 

Армянские средневековые историографы полагали, что Григорий Просветитель принадлежал к парфянскому царскому роду — на это есть указания у Иованнеса Драсханакертци в «Истории Армении». Один из потомков святого Григория — католикос Саак I Великий († 439) носил прозвание Партев (Պարթև) — Парфянин), что может быть прямым указанием на происхождение просветителя Армении. 

Святитель Григорий Просветитель, икона XIV в., Греция. © en.wikipedia

Мовсес Хоренаци пишет, что юность Григория прошла в Кесарии Каппадокийской. Он был женат на женщине по имени Мария (в других источниках — Иулитта) и был отцом двоих сыновей. Женщина эта была христианкой и почему-то после всего трех лет семейной жизни удалилась в монастырь вместе с младшим сыном (достигнув совершеннолетия мальчик принял монашество). Хоренаци рассказывает, что супруги расстались по обоюдному желанию. Так же написано, что старший сын Григория Просветителя избрал светский образ жизни. 

Агафангел в «Истории Армении» более скуп в описании деталей — семейных и житейских. Созданная им историческая хроника — это своеобразный стиль, в котором сочетается с агиографический и эпический материал. Рассказ о Григории Просветителе Агафангел делит на две части. В первой читатель знакомится с историей армяно-иранских войн. Вторая часть посвящена мученичеству Григория Просветителя, его томлению в яме Хор-Вирапа и гонению на христиан, начатых царем Трдатом. Отдельная глава описывает житие и мученичество римских дев Рипсимии (Рипсиме), Гаиании (Гаяне) и их сподвижниц-христианок и всем известную поучительную историю исцеления свиноголового царя Трдата христианской проповедью. 

Интересно, что в одной из глав истории упоминается совместная поездка царя Трдата и Григория Просветителя в Рим — к императору Константину и их участие в Никейском Соборе. Помимо обращения ко Христу армян, в греческом и арабском версиях жития Григорию Просветителю приписывается крещение царей Грузии и Кавказской Албании и учреждение храмов и церковного аппарата в этих странах.

Страница иллюминированной рукописи «Истории Армении» Агафангела. Изображены: Агафангел, Трдат III и Григорий Просветитель, миниатюра XVI века. © wikipedia.org

Около 314 года Григорий был рукоположен в епископы на Соборе в Кесарии Каппадокийской епископом Леонтием. С тех пор установился порядок, по которому каждый новоизбранный предстоятель Армянской Апостольской Церкви получал рукоположение от Кесарийского архиепископа. Просветитель позаботился о том, чтобы эта должность сделалась наследственной привилегией его потомков: еще при жизни он назначил своим преемником своего сына Аристакеса. Это наследственное право Григоридов оспаривали потомки епископа Албиана — Албианиды. В IV века на Патриарший престол вступают то Григориды, то Албианиды в зависимости от политической ориентации армянских царей и сирийских Церквей.

К концу жизни Григорий, передав кафедру сыну, стал отшельником в пещерах Мане. Обнаруженные местными пастухами мощи святого разошлись по христианскому миру — вплоть до Греции и Италии. Главная святыня, десница Григория Просветителя, хранится в Эчмиадзине и является официальным символом духовной власти верховного иерарха Армянской Апостольской Церкви.

Святой Григорий Просветитель. Византийская мозаика, Паммакаристос (Фетхие Джами) Константинополь. Начало XIV в. © pravicon

В VI веке Григорий становится общекавказским просветителем, а местные миссионеры превращаются в его сподвижников. Официальная концепция трех Церквей — Армянской, Грузинской и Албанской — представлена в греческой и арабской версиях жития святого Григория. У Мовсеса Хоренаци и у Лазара Парпеци Григорий именуется не только общеармянским просветителем, но и распространителем новой религии в пределах всего Кавказского региона. О том что святого одинаково почитали и в Армении и в Грузии, свидетельствует переписка грузинского католикоса Кириона I с армянскими духовными и светскими владыками, относящаяся к 604–609 гг. («Книга посланий» и «История» Ухтанеса), где сообщается, что Григорий насаждал «святую и праведную веру в Кавказских краях». В сирийском тексте жития Григорий представлен продолжателем дела апостола Фаддея, проповедовавшего христианство в Сирии.

Иван Айвазовский «Крещение Армении Григорием Просветителем». © wikipedia.org

Переработка жития Григория Просветителя в армянскую версию произошла не ранее начала раскола между Армянской и Грузинской Церквами окончательно оформившегося после Маназкертского Собора 726 года. Ее целью было создание уникальной истории возникновения Армянской Апостольской Церкви. В этой редакции уже нет места идее обращения Григория в христианство соседних народов. Его проповедь ограничивается 15 областями Великой Армении.

Статья подготовлена по материалам Православной Энциклопедии.

Послушать историю о Григории Просветителе можно — здесь.

В.А. Арутюнова-Фиданян

Обложка: Св. Григорий Просветитель. Миниатюра из Минология Василия II. 976–1025 гг. (Vat. gr. 1613. Fol. 74)/ Источник: Ватиканская библиотека