Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Сурен Сарумян: «Жизнь — не те дни, что прошли, а те, что запомнились» 

В Ереванском музее современного искусства прошла организованная компанией Арт PR выставка работ фотохудожника и военного журналиста Сурена Сарумяна. «Фото-Арцах» — первая персональная фотовыставка Сарумяна, хотя в дни Второй арцахской войны на социальных медиаплатформах не раз появлялись его многочисленные эксклюзивные фотодокументы. К тому же Сурен Сарумян ведет свой телеграм-канал Фото_Арцах, ставший популярным во время военных действий осенью 2020 года.

Фото с выставки Сурена Сарумяна. © Кари Амирханян

В эту войну полковника Сурена Сарумяна больше знали как пресс-секретаря Армии обороны Арцаха. Но, помимо военной стези, он выбрал путь писателя и фотографа-документалиста. Впрочем, и художественная фотография была ему не чужда — он прекрасно владеет сценической заданностью кадра, подкупающей ясностью колористического строя, тонко ощущая резонансные свойства цветовой среды. В войну страсть к фотографированию не остыла. Помимо прекрасных портретов, художник обращается и к образу природы, что отражается в утонченных и меланхоличных пейзажах. Зрителя подкупает, что полковник не стал передавать кровавые и жуткие кадры войны, оставшись замкнутым этической границей изображения. Природа у Сурена — без активного присутствия человека. Люди присутствуют в его пейзажах как деталь, дополнение к природе. Если кто-то из художников, скажем, отождествляет себя с деревом, то Сарумян себя деревом — ощущает. Ему не присущ охотничий азарт в поиске кадра — художник спокоен и лаконичен в передаче увиденного.

Фото с выставки Сурена Сарумяна. © Кари Амирханян

У работ Сарумяна нет названий. Так задумано. Одна из них напомнила строки из стихотворения Пастернака: «На свете нет тоски такой, которой снег бы не вылечивал».

Визуальное пространство фотографии — зыбкое и дрожащее марево, — нечто ускользающее, туманное, неопределенное. Снег, дерево, частокол из наспех воткнутых палок. Все это передано в размыве — так, словно между зрителем и кадром протянута невидимая пелена.

Фото с выставки Сурена Сарумяна. © Кари Амирханян

Возникла еще одна ассоциация. На этот раз с фрагментом из рассказа Сарумяна, где он пишет: «Историю начну, пожалуй, с зимнего морозного дня, когда падающий косяком с неба снег, словно хочет доказать, что одного подобного дня вполне достаточно, чтобы наметить черты бесконечности».

В начале беседы с Суреном мы договорились, что сегодня не будем ничего говорить о войне. Принципиально.

Создавать фотографии для вас это потребность души или желание запечатлеть увиденное и отложить его как воспоминание?

— Я делаю то, что доставляет мне радость, то, что я люблю делать, что наполняет мое сердце. Что бы ни произошло в жизни, какие бы сложности не окружали, я абсолютно уверен, что милосердие и желание видеть добро пересилят все на свете. Надо просто научиться желать и быть при этом искренним.

Так много одиночества, покинутости сквозит в ряде ваших работ…

— Это естественное настроение человека, равно как и природы. Все, чего мы касаемся, имеет право быть и грустным, и светлым, и добрым, и непредсказуемым. Природе внешней и природе человека всё присуще. Нельзя быть честнее, справедливее и правее самой жизни, которая в своем горниле перемешивает, переплавляет и усредняет все. Природа разумна и щедра. Просто надо научиться органично творить в ее стихии.

Фото с выставки Сурена Сарумяна. © Кари Амирханян

 «Арцах — это Армения, Арцах — это жизнь». Эти ваши слова звучат как лозунг, слышен даже некоторый пафос.

— Это не пафос, а искренность. В искреннем, идущем от сердца чувстве не может быть и толики пафоса. Жизнь — она как замкнутая память, в которой не те дни, что прошли, а те, что запомнились. И не надо засорять свою память обидами, а то там может просто не остаться места для прекрасных мгновений.

Что вы цените в человеке больше всего?

— Две вещи: душевную близость и способность доставлять радость. 

Журналист Кари Амирханян (Ереван) специально для Армянского музея Москвы.

Фото обложки из открытых источников 


Справка Армянского музея Москвы

Сурен Сарумян

Сурен Сарумян. Фото © Кари Амирханян

В 1988 году семья Сарумянов переехала из Еревана в Арцах и обустроилась в Степанакерте. 

Окончив филологический факультет Ереванского государственного университета, Сурен в 1998 году был призван в ряды армянской армии. Многое из пережитого в Карабахской войне ожило на страницах его рассказов и в фотографиях.

Его произведения были опубликованы в литературных платформах «Граниш» и «Андин». В 2015 году рассказ «Распределение похорон» был назван «Лучшим рассказом года».

Сурен — автор романа «Абу Бакр аль-Багдади, халиф Шами» и сборника рассказов «Город, полный теней».

«Фото-Арцах» — первая персональная фотовыставка Сурена Сарумяна. Она проходит с 25.12.20 по 29.12.20 в Музее современного искусства в Ереване.