Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Летние выставки Еревана, которые стоят потраченного времени

Кари Амирханян рассказывает о том, как искусство возвращает народу самоуважение и веру в себя. В фокусе культурного обозревателя Армянского музея Москвы ереванские выставки первой половины лета: итальянский авангардист с армянским уклоном, история реставрации от Национальной галереи Армении и цикл работ польских мастеров эстампа.

Зал Национальной галереи Армении. Выставка «История отреставрированных экспонатов». Фото предоставлено Кари Амирханян

Сегодня мы живем в спрессованном мире — трудно и почти невозможно поэтапно восстанавливать то, что потеряно. Прошлогодний сокрушительный локдаун, связанный с пандемией, а затем и с Карабахской войной, болезненно отразился на культурной жизни Армении. В этой ситуации было не до музеев и выставочных центров, поэтому сфере культуры пришлось особенно тяжело. Люди искусства не всегда решались высказываться на тему светлого будущего. Было ощущение, что все притаились и ушли в подполье. Но творческая жизнь в мастерских не останавливалась: художники всё равно писали — отчаянно, непрестанно, самозабвенно, что и понятно, ведь именно искусство во все времена возвращало людям веру в будущее. Разве армяне похожи на нацию, которая утратила прошлое и боится будущего? Не бывать тому! Именно искусство всегда обладало целительной силой, и творческие люди знают, что лучший способ предсказать будущее — стать его создателем.  

Оглядываясь назад, можно сказать, что самое тяжёлое — позади. Музеи стали работать без перебоев. По вечерам всё больше народу стекается к центру города, а выставочные залы потихоньку заполняются посетителями. Да, была 44-дневная война, гибель тысяч  молодых парней, потеря большей части Арцаха и неопределенная ситуация на границах. Всё это сказалось на настроении и количестве посетителей музеев. Но время лечит. Всё больше улыбок читается сегодня на лицах соотечественников. И дело тут не только в настроении армян — по всему видно, что Армения потихоньку стала приходить в себя. Более того, международная «Ночь музеев» в этом году в Армении прошла под девизом — «Будущее музеев: восстановиться и воссоединиться». А вот о выставках этого лета имеет смысл рассказать отдельно.

Проект художницы Ануш Гукасян «Inside Out». Фото предоставлено Кари Амирханян

От «Inside Out» до ироничного Уго Несполо 

В недрах архитектурного комплекса «Каскад» расположился Центр искусств Гафесчяна — художественный музей в Ереване, основанный известным американским меценатом армянского происхождения Джерардом Левоном Гафесчяном. Центр располагает большим разнообразием экспонатов из личного собрания основателя Центра — более 5000 работ. Экспозиция также включает в себя одну из наиболее полных коллекций изделий из стекла в мире.  

Идея создателей центра — сохранять лучшие образцы современного искусства Армении и других стран и показывать мировой общественности богатую армянскую культуру. Помимо временных выставок здесь регулярно проходят лекции, кинопоказы, образовательные программы и концерты.  

До середины июня в Центре искусств Гафесчяна будет представлен инсталляционный проект художницы Ануш Гукасян «Inside Out» («Наизнанку»). Эта инсталляция — отражение интроекции, тот «промежуточный период, который пережил весь мир и отдельный человек во время пандемии». В своих работах художница как бы насильно загоняет легкие и свободные облака в грубые и проржавевшие канализационные трубы, водруженные в пространстве. По словам куратора Наири Хачадурян, участница выставки сочетает в себе две противоположные стихии — стихию недр земли и стихию невесомости воздуха, ставя, таким образом, под сомнение изменчивость и универсальность границ. В работах Гукасян — переплетение преходящего и вечного, земного и небесного. Посреди размытости временных координат она располагает свой мир, где жизнь для неё как электрический заряд между полюсами контраста.  

Уго Несполо. Фото предоставлено Кари Амирханян

Уго Несполо — итальянский художник-авангардист, чьи работы представят в Центре искусств Гафесчяна с середины июля до середины октября. Проект задуман и осуществлен совместно с посольством Италии. Сам Уго Несполо живет и работает в Турине. Его ипостаси: живописец, скульптор, кинорежиссер, журналист. Известность Уго принесли экспонируемые в музеях США и Европы работы, связанные с экспериментальным кино. Он выставлялся, например, в Музее современного искусства в Филадельфии и Центре Помпиду в Париже. Пробовал Уго себя и в станковой живописи, и в декоративно-прикладном искусстве. Работает со стеклом и время от времени оформляет театральные постановки. Свой творческий язык, богатый культурными отсылками, он передает через иронию и игру. В основном, это эксперименты в разных техниках: слоновая кость, черное дерево, серебро. Помимо этого, на выставке можно будет увидеть мозаику маэстро, его инкрустации и вышивки. 

Художественная карьера Уго началась в 1960-х годах, когда он оказался под влиянием концептуального искусства, популярного в те годы в Италии. Тогда же он начал работать в художественном и экспериментальном кино, в котором снимались его друзья и художники. В целом, за сорок лет он создал около двадцати фильмов. Нелишне отметить, что Уго Несполо был назначен художественным координатором Metropolitana di Torino с целью создания первого «подземного музея современного искусства». В Армению итальянский художник приедет впервые, поэтому стоит ожидать, что он сразу же проявит интерес к народному творчеству армянских мастеров. И как знать, может быть через некоторое время экспериментальный дух маэстро отразится в новых художественных формах, в которых будет чувствоваться изысканное армянское влияние.

Команда реставраторов Национальной галереи Армении. Фото предоставлено Кари Амирханян

«История отреставрированных экспонатов»

До середины мая Национальная галерея Армении была закрыта для посетителей из-за ремонта. Пока менялись системы вентиляции, посетители следили за деятельностью музея в режиме онлайн и предвкушали открытие обновлённого пространства.  

С открытием галереи был запущен обещанный проект «История отреставрированных экспонатов». Три зала отведены под три отреставрированных полотна трех крупнейших мастеров армянского изобразительного искусства — Геворга Башинджагяна («Пейзаж»), Акопа Коджояна («В ушедшем прошлом»), Мартироса Сарьяна («Дзорагэс»). Причем, в каждом из выставочных залов был воссоздан уголок реставрационной мастерской. Это рабочий стол, мольберт и реставрационные поверхности, на которых размещены поврежденные полотна с разрывами, трещинами и утраченными фрагментами. 

Таким образом, посетителям галереи предоставилась исключительная возможность приобщиться к процессу восстановления произведения искусства. В инсталляции есть и современный микроскоп, и УФ лампа — все организовано так, чтобы зрители самостоятельно исследовали повреждения экспонатов. Конечно же, всё это происходит при участии лучших армянских художников-реставраторов. Для большей убедительности, на стене, рядом с экспонатом, помещен стенд с фотографиями, детально представляющими и поясняющими весь кропотливый и длительный процесс реставрации картин. Шутка ли, если на реставрацию небольшого «изъяна» на полотне требуется более чем десять месяцев!  

На выставке «История отреставрированных экспонатов». Фото предоставлено Кари Амирханян

По словам директора Национальной галереи Марины Акопян, в истории галереи подобный проект осуществляется в первый раз, и, смеем надеяться, не в последний. На открытии выставки она заверила присутствующих, что отныне лучшие восстановленные работы будут детально представлены на суд посетителя. 

А значит, проект этот станет музейным трендом и продолжение — следует. Выставка «История отреставрированных экспонатов» продлится до середины осени. 

«Большое искусство — не синоним инакомыслия» 

В ереванском Музее современного искусства представлен элитарный стержень совриска. Музей этот никогда не испытывал идеологической перегрузки благодаря его основателю, искусствоведу Генриху Игитяну, который считал, что большое искусство вовсе не синоним инакомыслия. Нынешнее руководство музея продолжило игитяновский задел и сохранило почти все раннее установленные традиции музея. Так, устроители очередных выставок никогда не ориентируются на конъюнктуру, сложившуюся на мировом художественном рынке. Они всегда безошибочно определяют нужную динамику арт-пульса, поэтому главными условиями отбора для Музея являются: самобытность, актуальность и убедительность творческой позиции художника. Одна из закрепившихся традиций: после закрытия персональной выставки автор оставляет в дар музею одну-две картины. Многие из таких работ и составили основную экспозицию Музея современного искусства.  

Выставка школы «Айб» в Музее современного искусства. Фото предоставлено Кари Амирханян

В этом году, ближе к весне, после продолжительного затишья, в Музее современного искусства спонтанно начали открываться краткосрочные выставки разных художников. Какие-то события пришлось отменить, а какие-то перенести. Но публика осталась равнодушна к частным событиям и ждала иного — Музей приучил её к стильным зрелищам, ярким и эпатажным образам. И вот оно случилось — сразу два, сменяющих друг друга и при этом органично переплетшихся, события. Первое — выставка работ арцахских детей, где все произведения сделаны с неуемной фантазией и природным чувством цвета. Второе — чудесные картины воспитанников школы «Айб» [частный образовательный комплекс в Ереване. — Прим. авт.]. Еще совсем недавно «айбовцы» проводили уроки с шушинскими детьми, и вот теперь всё это объединилось в коллективное детское творчество, достойное быть представленным в пространстве совриска. 

Ещё одна выставка Музея откроется в июле. Фотографии мастеров из Италии планировалось выставить ещё в прошлом году, но из-за пандемии все перемешалось, оттянулись сроки. Теперь любители искусства фотографии с нетерпением ожидают открытия.

В Союзе всё по-новому  

Невзирая на пандемию и проблемы, связанные с войной, Союз художников Армении каждый месяц открывал от двух до шести персональных выставок художников — членов объединения. За это время случились и кадровые перестановки — председателем СХ стал Сурен Сафарян [ранее возглавлявший молодежное крыло Союза художников. — Прим. авт.]. Сафарян пришёл и вдохнул жизнь в начавший было вянуть Союз. Новое настроение в художественной среде очевидно, ведь в Союзе закипела жизнь и здесь теперь проводятся конкурсы, снимаются фильмы о каждом из художников и обсуждаются тенденции искусства — армянского и мирового. И самое трогательное — на сайте чуть ли не ежедневно отмечаются дни рождения членов СХ и к поздравлениям можно подключиться онлайн. 

Выставка художников Краковской Академии художеств. Фото предоставлено Кари Амирханян

В начале июня, по случаю Международного дня защиты детей, Союз художников организовал обширное представление с участием детей и внуков художников сообщества и Академии художеств Армении. И стар, и млад были рады оказаться в мире чудесных превращений — столы Союза ломились от угощений, а после банкета вручались подарки, играла музыка и было много всего, что обычно греет душу и сердце каждого человека. И празднество отцов, дедов и сыновей прошло с осознанием того, что дети мешать не могут, а только помогают мобилизовать жизненные силы.  

В июне-июле ожидается «сезон» персональных выставок. Союз художников определил имена, чьи работы, начиная с 9 июня по 26 июля, поочередно будут представлены в залах организации. Зритель увидит картины известных в Армении живописцев — Маиса Мхитаряна, чьи полотна украшают частные коллекции Гарегина II, Николя Саркози, арабских шейхов, а также президентов разных стран и Хачатура Азизяна, работы которого были представлены на выставках в Бразилии, Греции, Японии, США, Франции. Ожидается и выставка Лео-Лео Варданяна, приверженца абстрактного искусства, художника-визионера, трепетно относящегося к медитации в искусстве. Открытием этого лета могут стать работы молодой и пока малоизвестной армянской художницы Мариам Степанян. Эксперты называют её живописцем с большим декоративным талантом — это должно позволить ей быстро и уверенно пройти лабиринт социализации и оказаться на гребне мейнстрима.

Интерактивная карта Матенадарана — в действии 

Уже месяц как в Матенадаране (Институте древних рукописей имени св. Месропа Маштоца) запущена интерактивная карта армянских скрипториев. Разработчики трудились над грандиозным проектом не один год. Теперь у каждого специалиста, равно как и у обычного посетителя Матенадарана, появилась возможность приобщиться к армянской летописной культуре. 

Напомним, что интерактивная  карта  армянских скрипториев включает около 100 важнейших центров исторической  Армении — от Киликии до Восточного края Армении (в состав которой входили области  Арцах  и  Утик), а также центры, действующие в армянских общинах других регионов: в Крыму, Новой  Джуге, Иерусалиме, где армянские писцы  создавали  манускрипты, а миниатюристы иллюстрировали их.  

Одновременно с этим продолжается оцифровка экспонатов музея — уникальных экземпляров рукописей XVII, XVIII и XIX веков. 

Процесс оцифровки рукописей библиотеки Матенадарана. Фото предоставлено Кари Амирханян

По словам Гургена Гаспаряна, советника директора по новейшим технологиям и издательскому делу и координатора работ отдела цифрования, «работа идет полным ходом». 

«В Матенадаране ранее было три больших сканера, ещё два прибыло из Германии. С немецкими учёными мы в постоянном творческом контакте. Единственное, что расстраивает, — признается Гурген Эдуардович, — у нас мало специалистов, которые могли бы быть полезны институту и нашей стране. Мастерству работы над рукописями надо обучаться тщательно и основательно, ведь в этом деле могут работать исключительно профи».  

«Диалог культур» и девушки с жемчужными серёжками

Общественная организация «Диалог культур» имеет чёткую направленность — активно пропагандировать современное армянское искусство как в Армении, так и за рубежом. По мнению Соны Арутюнян (учредитель и президент организации «Диалог культур», основатель и директор Ереванской международной биеннале эстампа), создание подобной платформы должно способствовать контакту между представителями самых разных наций и культур. «Эта дискуссия призвана вывести на новый уровень и обогатить ценным опытом, что, в свою очередь, плодотворно отразится на армянском арт-рынке, находящемся нынче в процессе развития».  

За прошедшие восемь лет создания «Диалога культур» были осуществлены десятки международных проектов. В их числе участие Армении в биеннале в Китае, мемориальная выставка Вазгена Бажбеук-Меликяна и издание иллюстрированной книги его работ на трёх языках. Была представлена также европейская коллекция работ армянского художника Нарека Аветисяна «Simulacrum» («Симулякр»). Некогда, в Королевской палате Варшавы в Польше, Аветисян представил 33 вариации полотна «Девушка с жемчужной сережкой» Яна Вермеера, выполненные в стиле известных мировых и армянских художников различных эпох и направлений живописи. 

Проект Нарека Аветисяна «Simulacrum». Фото предоставлено Кари Амирханян

Самым громким проектом стала «Ереванская международная биеннале художественной печати» — первый в своем роде проект, прошедший с участием сотен мастеров изобразительного искусства из разных уголков планеты. Надо признать, что в Ереване никогда не проводилась собственная биеннале, и ее появление на культурной карте страны — весьма значимое достижение. 

Недавно в Национальном центре эстетики им Г. Игитяна фонд «Диалог культур» представил 89 работ польских художников, выполненных в технике станковой графики. Все авторы — педагоги и студенты Краковской Академии художеств, чьи работы широко представлены в музейных и выставочных коллекциях и экспозициях. Выставка эстампа продлится до 5 июля, после чего начнется объемная и трудоемкая работа по сбору работ для очередного Третьего международного биенале художественной печати в Ереване. 233 художника из 53 стран представят 469 гравюр.  

Следует отметить, что инициаторы проектов «Диалога культур», столь активно представляющих армянское актуальное искусство на всевозможных выставках, уверены, что современные армянские художники способны заинтересовать не только местного зрителя, но и международную аудиторию. Впрочем, по глубокому убеждению экспертов, главный пробел в этой деятельности — отсутствие качественного маркетинга. Фактически, армянские художники есть, они продолжают активно творить, но вот только их продвижением никто толком не занимается. Необходимы современные «маршаны».

Послесловие 

Армянское искусство продолжает вызывать живой интерес не только внутри страны, но и в зарубежном арт-пространстве. Оно давно перестало быть любопытной экзотикой для людей, живущих за границей. Их нынче притягивает самобытное национальное творчество армянских художников, пропитанное мощными импульсами земли и народа Армении — страны, которая непременно «восстановится и воссоединится». 

Журналист Кари Амирханян (Ереван) специально для Армянского музея Москвы

Фото обложки предоставлено автором