«Армяне-мусульмане всегда были, есть и будут»: армянский студент иранской семинарии
Микаэл уже несколько лет живет в Куме, где обучается в шиитской религиозной семинарии. Интерес к мусульманскому мистицизму и другим аспектам ислама определил не только его место проживания и род занятий, но и образ мыслей и жизненный путь в целом. Что привело армянина из Ростова-на-Дону в иранский Кум? Об этом с Микаэлом поговорил журналист и историк Антон Евстратов.
Антон Евстратов: Микаэл, как ты попал в Кум? Причем, не просто как турист, а как студент религиозного учебного заведения, хаузы?
Микаэл: В конце 2014 года я в первую очередь приехал в Турцию для того чтобы изучить суфизм. Хотел пристально заниматься мистицизмом и ирфаном (шиитская версия суфизма). Но из-за отсутствия возможности пришлось покинуть страну. В итоге по приглашению иранцев я поехал в хаузу в Иран. [Хауза — традиционная шиитская исламская академия, духовная семинария, в которой изучаются исламские дисциплины. — Прим. ред.].
В Иране, в частности в религиозном центре страны — городе Кум, я открыл для себя много возможностей. Здесь я начал изучать персидский и арабский языки и литературу, исламоведение, шиизм и многое другое.
А.Е.: Армянин-мусульманин — это всегда необычно, и, что уж тут скрывать, скандально. Расскажи о своем пути к исламу.
М.: Ну, я не вижу тут ничего скандального, армяне-мусульмане всегда были, есть и будут. Их не много, но и не мало. Даже во времена халифов были видные и уважаемые армяне мусульманского вероисповедания. К примеру, армянином является один из основателей Исмаилизма (одна из ветвей шиизма). [Шиизм, согласно определению Большой Российской Энциклопедии, — второе после суннизма крупное направление ислама. Начало складываться во II половине VII века. Ныне его приверженцы составляют 10–15% всех мусульман. — Прим. ред.].
Путь любого человека пролегает через трудности и испытания, как говорится, «пути Господни неисповедимы». Сегодня, в XXI веке, любой здравомыслящий и грамотный человек может определить для себя все, что угодно. Касается данный тезис и религии — будь то христианство, ислам, иудаизм, буддизм. Иногда и вовсе человек может исповедовать много религий. Лично я проявляю интерес ко многим религиям. Сегодня ислам, а завтра иудаизм, зороастризм, синтоизм и так далее.
А.Е.: Как к твоему выбору относятся родные, друзья, окружающие-армяне?
М.: В целом отлично! Никто не против, да и не их ума это дело, как говорится. Конечно, не каждый может понять другого. Счастливый человек тот, кто избрал свой свободный и независимый путь развития. И такой человек обязательно придет к успеху.
А.Е.: Как тебе учеба в Куме? Какие особенности религиозного образования в Иране ты бы выделил?
М.: Учеба сложная, но приятная. Сложная потому, что для россиянина такой вид образования является экзотическим и незнакомым. Например, ты должен сам копаться в поисках ответов — как настоящий искатель приключений. Ты должен быть любопытным. Если ты не будешь грызть этот гранит науки, то никогда не познаешь себя и мир.
Помимо других мусульманских наук, здесь усиленный акцент ставится на исламскую политику. Шииты — это приверженцы Ахль аль Байт (буквально домочадцы Пророка Мухаммада (ДАБР). Все исламские науки в Иране исходят из традиции потомков Пророка, в частности, 12-ти шиитских Имамов. Объясню просто. Например, такие вопросы, как правильно делать омовение или нужно ли девушке прикрываться, — толкуют исходя из наследия шиитских Имамов.
А.Е.: А что конкретно ты изучаешь?
М.: Я изучаю многое. Арабский язык и литературу. Исламские науки: акыда (вероубеждение), фикх и усуль (юриспруденция и методология), хадисоведение и даже каллиграфию.
А.Е.: Есть ли другие армяне, получающие образование в иранских религиозных заведениях?
М.: Был один мой друг, учился здесь ещё до меня, но он проходил краткосрочные курсы: основы ислама и политическое устройство в Иране. Были ещё женщины, очень давно. Других я не знаю. Однако я слышал, что есть свидетельства, что во времена персидских шахов существовали известные и уважаемые армянские ахунды.
Помимо Ирана, я знаю точно, что в Мединской Духовной Семинарии (Саудовская Аравия) и в Духовной Семинарии Аль-Азхар (Египет) есть армяне, которые получают подобное образование.
А.Е.: Каково отношение к тебе студентов из других стран и, особенно, азербайджанцев, которых тоже, как все мы знаем, немало в иранских хаузах? Есть ли какое-то особое отношение преподавателей?
М.: Отношения между студентами тут хорошие. Те, кто политизирован, имеют свой взгляд, и им все равно, кто ты и в кого ты веришь, хоть в бога Кузю. Люди бывают разные — кто-то уважает тебя, а кто-то даже не замечает. Мне лично все равно, так как я иду своей дорогой.
Преподаватели относятся отлично. Некоторые помогают, поддерживают духовно и даже материально. Особое отношение может быть продемонстрировано при проявлении твоих способностей, талантов и победах. Если ты сильный и успешный, то даже сам Али Хаменеи (Верховный Лидер Ирана) заметит тебя.
А.Е.: Как ты видишь свое будущее после окончания семинарии?
М.: Будущее свое я вижу через призму побед, прогресса и эрудированности. Нам дается единственная возможность прожить эту мирскую жизнь достойно, и мы должны проявить себя так, чтобы нас запомнили. Ведь недаром в Коране говорится: «А те, которые уверовали и совершали праведные деяния, окажутся обитателями Рая. Они пребудут там вечно» (Аль-Бакара, 82-й аят).
Примечание редактора: Из личных соображений Микаэл не захотел называть свою фамилию и не предоставил фотографии для публикации.
Антон Евстратов,
кандидат исторических наук,
преподаватель Российско-Армянского (Славянского) университета,
журналист, заместитель главного редактора портала Kavnews,
специально для Армянского музея Москвы
Обложка: cheaptrip.ru