Богослов Степанос Лехаци и армянская философия Средневековья
Философские труды армянских мыслителей – неотъемлемая часть мирового культурного наследия. Ученые переводили работы античных философов и предлагали их собственное осмысление, что впоследствии повлияло на различные направления зарубежной философской мысли. Армянский музей Москвы решил рассказать о богослове Степаносе Лехаци – одном из крупнейших переводчиков и мыслителей Средневековья.
Армянская философская мысль возникла еще в древнейшие времена: среди памятников культуры I века до нашей эры были труды, в которых историки находили философские идеи. Согласно Плутарху, Артавазд II, правивший Великой Арменией с 55 по 34 годы до нашей эры, сочинял трагедии и речи на греческом языке в духе стоицизма. Сохранились принадлежащие ему надписи на камнях. Артавазд II считается основоположником армянской иноязычной литературы и основателем армянского театра.
В 405 году ученый Месроп Маштоц создал армянский алфавит – с тех пор на национальном языке стали появляться литературно-художественные и научно-философские произведения. V век оказался невероятно важным для развития армянской философии: в этот период были переведены труды Аристотеля, Платона и других античных мыслителей. Одним из направлений средневековой философии Армении стала апологетика, направленная на укрепление христианства, проповедуемого армяно-григорианской церковью. Важнейшим трудом считается «Опровержение лжеучений» Езника Кохбаци середины 440-х годов. В своей работе богослов обосновывает христианство, которое менее чем за полтора века до этого Армения одной из первых сделала государственной религией, с точки зрения философии, а также опровергает язычество и зороастризм.
Принято считать, что в Армении философия эпохи феодализма зародилась в IV-V веках, а завершился этот период в XVII веке, с началом формирования буржуазных отношений. Богослов и переводчик Степанос Лехаци был одним из наиболее значимых представителей философской школы середины 1600-х годов.
Философ родился в начале XVII века во Львове, точная дата неизвестна. Лехаци означает «Польский»: в то время Львов был в составе Речи Посполитой. Ученый получил образование в местной Латинской школе – по тем временам очень достойное. Философией Степанос Лехаци увлекался с ранних лет, знал латинский и польский языки. В 1630-х годах он решил переехать в Эчмиадзин. По одной из версий – для изучения армянского языка, по другой – из-за попыток церкви силой окатоличить население.
В первой половине XVII века национально-культурная жизнь польской колонии древнего народа пребывала в упадке: армянский язык, литература и письменность были практически забыты. Единственным связующим звеном с родными традициями была Львовская армянская церковь. Однако в 30-е годы XVII века ее епархиальный начальник Никол Торосович принял католичество и начал заставлять остальных последовать его примеру – отречься от армянской григорианской веры. Часть населения сменила веру, а другая предпочла покинуть город.
«Причина сущих — значение Бога, причина же знания человека — сами сущие»,
– Степанос Лехаци.
В Эчмиадзине Степанос Лехаци быстро овладел армянским языком. Философ обучался у грамматика Симеона Джугаеци, а католикос Филипос I был так впечатлен способностями богослова, что лично рукоположил его в священники. Степанос Лехаци изучал национальную культуру, переводил важнейшие тексты мировой литературы на армянский язык, а также занимался преподаванием. Современники называли ученого «великим оратором» и «непобедимым философом».
Исследовав армянскую духовную культуру, Лехаци, выделил ее достоинства и недостатки в сравнении с европейской. Тогда он решил восполнить пробелы в национальной философии, обогатив ее достижениями античного и средневекового периодов. В 1660-е годы ученый перевел «Книгу причин» Прокла Диодоха, труды Дионисия Ареопагита и «Иудейскую войну» Иосифа Флавия. В 1670-е благодаря Лехаци на армянском языке появилась «Метафизика» Аристотеля, а в 1680-е – первый полноценный перевод Корана.
«В знании Бога, Истина первична и определенна, в нашем знании она вторична и определенна, в вещах же — вторична и неопределенна. Истина вечна только в одном Боге, ибо только одно божественное знание вечно»,
– Степанос Лехаци.
Философские взгляды самого Лехаци в большей мере отражены в его терминологическом словаре «Лексикон». Согласно богослову, мир существует по трем законам: естественным, вечным и человеческим, которые, в отличие от первых двух, со временем меняются. В вопросе возникновения мира философ опирался на христианский неоплатонизм, где бог и природа не противостоят друг другу, а все формы материального, наоборот, являются формой существования бога. Бог – во всем и все – в боге.
Таким образом, объектом познания, в первую очередь, должна быть природа, так как познав ее, человек сможет познать и бога. Согласно христианскому неоплатонизму, связь между природой и богом устанавливается с помощью человека. Все в природе, в том числе и человек, стремится объединиться с богом или уподобиться ему.
«Искусство, создающее творение духовное, называется искусством свободным, а то искусство, которое занимается созданием телесных вещей, называется служебным»,
– Степанос Лехаци.
Некоторые исследователи считают, что Лехаци был не только прогрессивным армянским философом, но и искусным художником. Ему приписывают авторство иллюстраций Эчмиадзинского кафедрального собора – портретов апостолов в скинии Иоанна Крестителя и картины «Недоверчивость Фомы». По одной из версий, «Семь ран Богоматери» тоже написал Лехаци, хотя к этой теории ученые относятся еще с большей настороженностью. Дело в том, что в надписях Эчмиадзинского собора среди имен художников-иллюстраторов Степаноса Лехаци не упоминают. Нет никаких сомнений, что философ был умелым каллиграфом и владел орнаментикой. Вероятно, богослов все-таки участвовал в украшении собора, но не писал картины, а возглавлял работы.
Степанос Лехаци умер в 1689 году. После переезда в Эчмиадзин он прожил там всю жизнь. Похоронен философ во дворе Церкви Святой Рипсимэ, где до сих пор сохранилась его могильная плита.
Подготовлено по материалам:
Очерки по истории философской и общественно-политической мысли народов СССР. Т. 1, 1955; Ю. А. Тарведян. Философские воззрения Степаноса Лехаци, 1990; wikipedia.org
В оформлении обложки использована миниатюра из коллекции Матенадарана с изображением Святого Матфея. Художник Акоп Джугаеци, 1610