Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Сокровища Национальной галереи Армении: западноевропейская коллекция 

Искусствовед Рубен Дрампян на протяжении почти 30 лет с неиссякающим рвением по крупицам собирал коллекции для Национальной художественной галереи в Ереване. Все три музейных отдела по праву могут гордиться собраниями, в которые входят работы великих мастеров живописи. В армянском отделе — Мартирос Сарьян, Иван Айвазовский, Егише Татевосян, в русском — Марк Шагал, Василий Суриков, Василий Кандинский. Это лишь несколько имен из десятков других — известных и не очень, но одинаково ценных для мира искусства. Культурный обозреватель Армянского музея Москвы Алиса Поплавская рассказывает о европейской коллекции Национальной галереи Армении и описывает историю ее пополнения.  

Фото: irazek.am

Любителям Эрмитажа и Пушкинского музея обязательно понравится Национальная галерея в Ереване, ведь здесь представлены шедевры четырех крупнейших школ западноевропейской живописи. Не менее интересны и истории приобретения экспонатов музеем и самим Дрампяном. Пополнению коллекций музея способствовали связи с музеями Москвы и Петербурга, а также просто хорошие отношения Рубена Григорьевича со многими художниками и коллекционерами, его умение находить общий язык почти с каждым.

Так в конце двадцатых годов ХХ века музей получил примерно шесть десятков парфянских и сасанидских гемм [резной камень с выпуклым или углублённым изображением. — Прим. авт.], которые Дрампян повез в Эрмитаж для уточнения атрибуции. Там он получил предложение от Иосифа Орбели [советский востоковед и общественный деятель, на тот момент директор Эрмитажа. — Прим. авт.] обменять их на картины. Согласившись провести обмен, но только с половиной гемм, Дрампян приобрел для Художественной галереи целых восемь работ западноевропейских мастеров. И хотя позже Музейный отдел Наркомпроса РСФСР постановил выдать эти работы Рубену Григорьвичу бесплатно, Дрампян с чистым сердцем подарил изначально обещанные геммы Эрмитажу, который в ответ с благодарностью передал Армении еще несколько произведений.

Графика Эдгара Шаина. Источник: rosgrafik.blogspot.com

В 1936 году французский живописец, гравер и иллюстратор армянского происхождения Эдгар Шаин [в других источниках Шахин. — Прим. авт.] прислал из Парижа 170 офортов. В Национальной галерее на тот момент уже имелось небольшое собрание его работ, переданных музею частными коллекционерами. Появившиеся в связи с этим дублеты Дрампян решил предложить Эрмитажу, а в обмен получил гравюры Рембрандта, Хальса, Дюрера и Ван Гойена.

Коллекционер и один из самых известных искусствоведов Румынии Григор Замбахчян подарил Художественной галерее часть своего собрания живописи, которая попала в отдел французской школы. Это картины предшественников импрессионизма А. Монтичелли, Э. Будеа и пейзажи художников барбизонской школы: Нарсиса Диаза де ла Пенья [в другом варианте — Диаса. — Прим. авт.], Эжена Будена и Т. Руссо. Галерея располагает лишь одной картиной последнего, но максимально характерной для творчества главы барбизонской школы. Это — «Сумерки в лесу».   


 «И сейчас, проходя через эти залы, я вспоминаю, как полвека назад, когда музей только начал получать картины западноевропейского искусства, ленинградские коллеги добродушно посмеивались надо мной, мечтающим о настоящем собрании западной живописи. И в самом деле, трудно было представить, что молодому армянскому музею удастся составить сколько‐нибудь ценную коллекцию, а не случайное собрание третьесортных работ». 

Р.Г. Дрампян. «Государственная картинная галерея Армении», 1982 


Истории шедевров Национальной галереи Армении

 

Питер Пауль Рубенс. «Шествие Силена»

Питер Пауль Рубенс. «Шествие Силена». Из собрания Национальной галереи Армении. Источник: gallery.am

Эта работа, изображающая пьяного Силена в окружении своих сотрапезников, в свое время вызвала сомнения у Рубена Дрампяна по поводу авторства великого фламандского художника. Прежде чем картина попала в галерею, она была приобретена одним из графов рода Строгановых в XVIII веке, а затем из дворца поступила в Эрмитаж. Тот, в свою очередь, согласился расстаться с картиной: такая же композиция хранилась в Национальной галерее Лондона.

Рубен Григорьевич предположил, что из мастерской Рубенса вышли две одинаковых работы, что не было редкостью в то время. Подобные проекты, как правило, велись по эскизу художника одним или несколькими учениками, после чего проверялись самим мастером, который дорисовывал наиболее трудные фрагменты и исправлял неточности. В своей книге о Национальной галерее Дрампян уточняет: «Наша картина несёт следы именно такого метода работы; скорее всего, она не полностью написана Рубенсом, но голова и фигура Силена, лицо молодой нимфы и обнажённые тела амуров, несомненно, созданы кистью этого великого фламандского мастера». 

Гюстав Курбе. «Голова девушки»

Г. Курбе. «Голова девушки». Из собрания Национальной галереи Армении. Источник: gallery.am

Очень гордился Рубен Григорьевич наличием в музее картины в стиле романтизма, написанной основателем реализма в живописи — Курбе. «Голова девушки» — одна из ранних работ художника, поэтому ей присуще внутреннее освещение, придающее таинственность атмосфере, и поворот головы, выдающий волнение героини. Все это — явные признаки романтизма. Едва верится, что ныне такой известный портрет был просто куплен скульптором Ервандом Кочаром в годы своей учебы в Париже, а потом приобретен у него Дрампяном, который считал, что «по качеству живописи эта работа молодого Курбе стоит на уровне лучших произведений старых мастеров», о чем и написал в так часто упоминаемой в этой статье книге. 

Антонис Ван Дейк. «Снятие с креста»

Антонис Ван Дейк. «Снятие с креста». Из собрания Национальной галереи Армении. Источник: gallery.am

Шедевр фламандской живописи поступил в Картинную галерею из местной армянской церкви в Астрахани. Местное священство получило работу Ван Дейка в дар от армянского архиепископа Иосифа Аргутинского в XVIII веке, когда тот возглавлял Астраханско‐Бессарабскую епархию. Архиепископу картина досталась от фаворита Екатерины II — самого графа Потёмкина — в виде подарка. 


«То, что в астраханской армянской церкви имеется первоклассная картина западной школы, мне приходилось слышать от знакомых астраханских армян. Однако мне это казалось несколько сомнительным, и, занятый делами, я не спешил проверить, так ли это». 

Р.Г. Дрампян. «Государственная картинная галерея Армении», 1982


В 1928 году российский художник и искусствовед И.Э. Грабарь, вернувшись из поездки по городам России и побывав в Астрахани, поделился с Дрампяном сведениями об обнаруженной им картине «Снятие с креста» и своим мнением о том, что работа, вероятнее всего, принадлежит кисти Ван Дейка. Через некоторое время было решено запросить эту работу для Национальной галереи Армении.

В своей статье 1982 года для журнала «Наука и жизнь» Рубен Григорьевич вспоминал: «Однако время еще было тяжелое, послать за картиной специального сотрудника музея или реставратора мы тогда не могли. На помощь нам пришел Дом культуры Армении в Москве: одного из московских студентов-армян, едущего на каникулы домой, снабдили деньгами, поручили заехать в Астрахань и забрать картину. Спустя некоторое время ко мне в кабинет заходит молодой человек с рулоном в руках, он разворачивает рулон — и на полу передо мной прекрасная картина великого фламандского мастера».  

Жан‐Оноре Фрагонар. «Ринальдо и Армида»

Жан‐Оноре Фрагонар. «Ринальдо и Армида». Из собрания Национальной галереи Армении. Источник: gallery.am

Картина известного мастера рококо стала шедевром французского отдела западноевропейской коллекции Национальной галереи Армении. Сюжет картины был взят из поэмы итальянского писателя XVI века Торквато Тассо «Освобождённый Иерусалим». В эпизоде, который запечатлел художник, сарацинка Армида влюбляется в Ринальдо — рыцаря первого Крестового похода. В порыве ненависти к врагу девушка выхватывает меч, но лишь взглянув на крестоносца, проникается к нему противоположным ненависти чувством. Эта светлая картина, передающая радостно-волнительную атмосферу, до революции служила украшением плафона одного из залов особняка Половцева в Псковской губернии. До нахождения пристанища в Художественной галерее работа Фрагонара побывала и в Эрмитаже. Изначально считалось, что это картина Буше, что частично было правильной атрибуцией: Фрагонар был его учеником и в своих ранних произведениях мог напоминать учителя.   

Тинторетто. «Аполлон и Марсий»

Тинторетто. «Аполлон и Марсий». Из собрания Национальной галереи Армении. Источник: gallery.am

Одно из самых значительных произведений итальянской школы в галерее — ранняя работа знаменитого мастера эпохи Высокого Ренессанса Тинторетто. Художник проиллюстрировал эпизод античного мифа, в котором Сатир решил вступить в музыкальное состязание с самим Аполлоном — покровителем искусств. Данная работа Тинторетто висела во дворце в Гатчине, художественная коллекция которого формировалась еще при Николае I. «Несмотря на то, что в настоящее время картина сильно потемнела (потемнел слой покрывающего её лака), — пишет Дрампян в своей книге, — в ясный солнечный день сквозь эту музейную патину проступают звучные и яркие цвета венецианской живописи».

Другие школы, другие имена

Кроме произведений известных художников, Национальная галерея богата работами выдающихся авторов, имена которых хотя и не так громко звучат среди нашумевших, но однозначно заслуживают знакомства с ними. 

В голландской школе это К. Лелиенберг со своим реалистичным натюрмортом с изображением дичи в картине «Охотничьи трофеи», а в немецкой — «Уроки пения» кисти К. Нетчера (Нетшера) с тонко переданной фактурой богатого нарядного женского платья.

«Уроки пения» кисти К. Нетчера (Нетшера). Из собрания Национальной галереи Армении. Источник: gallery.am

Итальянский отдел представлен работой, поступившей в галерею из Гатчинского дворца, — «Портретом Никола Куччи», выполненным Бернардо Строцци, и «Портретом старика» кисти Джованни Ланфранко. Одна из самых выдающихся работ итальянского отдела — «Дворик», небольшое произведение крупнейшего пейзажиста XVIII века Франческо Гварди.

Во фламандской школе поражает своим реализмом работа на античную тематику Яна Коссирса — «Сатир в гостях у крестьянина». Ярким представителем в стенах Художественной галереи фламандского жанра «архитектурная видопись» является картина Петера Неффа (в другом варианте Неффса) Старшего «Интерьер готической церкви» с изображением уходящего вглубь внутреннего пространства храма. 

Богоматерь с Младенцем в венке. Неизвестный художник (школа Рубенса). Из собрания Национальной галереи Армении. Источник: gallery.am

Среди живописных работ XVII века во французском отделе стоит обратить внимание на динамику картины «Баталия» Жака Куртуа‐Бургиньона со всадником на белом коне. Привлекает взгляд и творчество пейзажиста Эжена Будена — его легкая по атмосфере и настроению картина «Морская гавань» (в другом варианте «Порт») удивляет богатой гаммой серебряных тонов. От выдающего французского художника Жана-Батиста Греза Национальной галерее Армении достался портрет в светлых и нежных оттенках «Голова девушки», а от пейзажиста Феликса Зима — картина «Венецианская лагуна» (в другом варианте «Морской пейзаж. Окрестности Венеции»), большую часть которой занимает яркое синее небо, с белеющим на его фоне гордым парусом.

Жан-Батист Грез. «Голова девушки». Из собрания Национальной галереи Армении. Источник: gallery.am

В европейской коллекции галереи кроме живописи можно увидеть чудесные образцы скульптуры. Одна из ранних работ итальянской школы — барельеф из мрамора с изображением Богоматери и младенца. По мнению многих исследователей, эта работа принадлежит Донателло. Хотя сам Дрампян и сомневался в авторстве величайшего скульптора, «Мадонна с младенцем» являет собой прекрасный пример итальянского искусства эпохи Возрождения.

Это далеко не все произведения, которым Рубен Дрампян в свое время предоставил дом в галерее, с трепетом и любовью собирая их по миру. В статье не были затронуты образцы античной вазописи и изящный европейский фарфор, не были упомянуты предметы европейской мебели и прикладного искусства. Все эти работы, несомненно, заслуживают пристального внимания, а невозможность рассказать сразу обо всем в одной публикации говорит только в пользу Национальной галереи Армении и огромных кладезях произведений искусства, хранящихся в ней.  

Журналист, искусствовед Алиса Поплавская специально для Армянского музея Москвы

В оформлении обложки использована фотография одного из залов Национальной галереи Армении. Источник: irazek.am