Сокровища Национальной галереи Армении: западноевропейская коллекция
Искусствовед Рубен Дрампян на протяжении почти 30 лет с неиссякающим рвением по крупицам собирал коллекции для Национальной художественной галереи в Ереване. Все три музейных отдела по праву могут гордиться собраниями, в которые входят работы великих мастеров живописи. В армянском отделе — Мартирос Сарьян, Иван Айвазовский, Егише Татевосян, в русском — Марк Шагал, Василий Суриков, Василий Кандинский. Это лишь несколько имен из десятков других — известных и не очень, но одинаково ценных для мира искусства. Культурный обозреватель Армянского музея Москвы Алиса Поплавская рассказывает о европейской коллекции Национальной галереи Армении и описывает историю ее пополнения.
Любителям Эрмитажа и Пушкинского музея обязательно понравится Национальная галерея в Ереване, ведь здесь представлены шедевры четырех крупнейших школ западноевропейской живописи. Не менее интересны и истории приобретения экспонатов музеем и самим Дрампяном. Пополнению коллекций музея способствовали связи с музеями Москвы и Петербурга, а также просто хорошие отношения Рубена Григорьевича со многими художниками и коллекционерами, его умение находить общий язык почти с каждым.
Так в конце двадцатых годов ХХ века музей получил примерно шесть десятков парфянских и сасанидских гемм [резной камень с выпуклым или углублённым изображением. — Прим. авт.], которые Дрампян повез в Эрмитаж для уточнения атрибуции. Там он получил предложение от Иосифа Орбели [советский востоковед и общественный деятель, на тот момент директор Эрмитажа. — Прим. авт.] обменять их на картины. Согласившись провести обмен, но только с половиной гемм, Дрампян приобрел для Художественной галереи целых восемь работ западноевропейских мастеров. И хотя позже Музейный отдел Наркомпроса РСФСР постановил выдать эти работы Рубену Григорьвичу бесплатно, Дрампян с чистым сердцем подарил изначально обещанные геммы Эрмитажу, который в ответ с благодарностью передал Армении еще несколько произведений.
Графика Эдгара Шаина. Источник: rosgrafik.blogspot.com
В 1936 году французский живописец, гравер и иллюстратор армянского происхождения Эдгар Шаин [в других источниках Шахин. — Прим. авт.] прислал из Парижа 170 офортов. В Национальной галерее на тот момент уже имелось небольшое собрание его работ, переданных музею частными коллекционерами. Появившиеся в связи с этим дублеты Дрампян решил предложить Эрмитажу, а в обмен получил гравюры Рембрандта, Хальса, Дюрера и Ван Гойена.
Коллекционер и один из самых известных искусствоведов Румынии Григор Замбахчян подарил Художественной галерее часть своего собрания живописи, которая попала в отдел французской школы. Это картины предшественников импрессионизма А. Монтичелли, Э. Будеа и пейзажи художников барбизонской школы: Нарсиса Диаза де ла Пенья [в другом варианте — Диаса. — Прим. авт.], Эжена Будена и Т. Руссо. Галерея располагает лишь одной картиной последнего, но максимально характерной для творчества главы барбизонской школы. Это — «Сумерки в лесу».
«И сейчас, проходя через эти залы, я вспоминаю, как полвека назад, когда музей только начал получать картины западноевропейского искусства, ленинградские коллеги добродушно посмеивались надо мной, мечтающим о настоящем собрании западной живописи. И в самом деле, трудно было представить, что молодому армянскому музею удастся составить сколько‐нибудь ценную коллекцию, а не случайное собрание третьесортных работ».
Р.Г. Дрампян. «Государственная картинная галерея Армении», 1982
Истории шедевров Национальной галереи Армении
Питер Пауль Рубенс. «Шествие Силена»
Эта работа, изображающая пьяного Силена в окружении своих сотрапезников, в свое время вызвала сомнения у Рубена Дрампяна по поводу авторства великого фламандского художника. Прежде чем картина попала в галерею, она была приобретена одним из графов рода Строгановых в XVIII веке, а затем из дворца поступила в Эрмитаж. Тот, в свою очередь, согласился расстаться с картиной: такая же композиция хранилась в Национальной галерее Лондона.
Рубен Григорьевич предположил, что из мастерской Рубенса вышли две одинаковых работы, что не было редкостью в то время. Подобные проекты, как правило, велись по эскизу художника одним или несколькими учениками, после чего проверялись самим мастером, который дорисовывал наиболее трудные фрагменты и исправлял неточности. В своей книге о Национальной галерее Дрампян уточняет: «Наша картина несёт следы именно такого метода работы; скорее всего, она не полностью написана Рубенсом, но голова и фигура Силена, лицо молодой нимфы и обнажённые тела амуров, несомненно, созданы кистью этого великого фламандского мастера».
Гюстав Курбе. «Голова девушки»
Очень гордился Рубен Григорьевич наличием в музее картины в стиле романтизма, написанной основателем реализма в живописи — Курбе. «Голова девушки» — одна из ранних работ художника, поэтому ей присуще внутреннее освещение, придающее таинственность атмосфере, и поворот головы, выдающий волнение героини. Все это — явные признаки романтизма. Едва верится, что ныне такой известный портрет был просто куплен скульптором Ервандом Кочаром в годы своей учебы в Париже, а потом приобретен у него Дрампяном, который считал, что «по качеству живописи эта работа молодого Курбе стоит на уровне лучших произведений старых мастеров», о чем и написал в так часто упоминаемой в этой статье книге.
Антонис Ван Дейк. «Снятие с креста»
Шедевр фламандской живописи поступил в Картинную галерею из местной армянской церкви в Астрахани. Местное священство получило работу Ван Дейка в дар от армянского архиепископа Иосифа Аргутинского в XVIII веке, когда тот возглавлял Астраханско‐Бессарабскую епархию. Архиепископу картина досталась от фаворита Екатерины II — самого графа Потёмкина — в виде подарка.
«То, что в астраханской армянской церкви имеется первоклассная картина западной школы, мне приходилось слышать от знакомых астраханских армян. Однако мне это казалось несколько сомнительным, и, занятый делами, я не спешил проверить, так ли это».
Р.Г. Дрампян. «Государственная картинная галерея Армении», 1982
В 1928 году российский художник и искусствовед И.Э. Грабарь, вернувшись из поездки по городам России и побывав в Астрахани, поделился с Дрампяном сведениями об обнаруженной им картине «Снятие с креста» и своим мнением о том, что работа, вероятнее всего, принадлежит кисти Ван Дейка. Через некоторое время было решено запросить эту работу для Национальной галереи Армении.
В своей статье 1982 года для журнала «Наука и жизнь» Рубен Григорьевич вспоминал: «Однако время еще было тяжелое, послать за картиной специального сотрудника музея или реставратора мы тогда не могли. На помощь нам пришел Дом культуры Армении в Москве: одного из московских студентов-армян, едущего на каникулы домой, снабдили деньгами, поручили заехать в Астрахань и забрать картину. Спустя некоторое время ко мне в кабинет заходит молодой человек с рулоном в руках, он разворачивает рулон — и на полу передо мной прекрасная картина великого фламандского мастера».
Жан‐Оноре Фрагонар. «Ринальдо и Армида»
Картина известного мастера рококо стала шедевром французского отдела западноевропейской коллекции Национальной галереи Армении. Сюжет картины был взят из поэмы итальянского писателя XVI века Торквато Тассо «Освобождённый Иерусалим». В эпизоде, который запечатлел художник, сарацинка Армида влюбляется в Ринальдо — рыцаря первого Крестового похода. В порыве ненависти к врагу девушка выхватывает меч, но лишь взглянув на крестоносца, проникается к нему противоположным ненависти чувством. Эта светлая картина, передающая радостно-волнительную атмосферу, до революции служила украшением плафона одного из залов особняка Половцева в Псковской губернии. До нахождения пристанища в Художественной галерее работа Фрагонара побывала и в Эрмитаже. Изначально считалось, что это картина Буше, что частично было правильной атрибуцией: Фрагонар был его учеником и в своих ранних произведениях мог напоминать учителя.
Тинторетто. «Аполлон и Марсий»
Одно из самых значительных произведений итальянской школы в галерее — ранняя работа знаменитого мастера эпохи Высокого Ренессанса Тинторетто. Художник проиллюстрировал эпизод античного мифа, в котором Сатир решил вступить в музыкальное состязание с самим Аполлоном — покровителем искусств. Данная работа Тинторетто висела во дворце в Гатчине, художественная коллекция которого формировалась еще при Николае I. «Несмотря на то, что в настоящее время картина сильно потемнела (потемнел слой покрывающего её лака), — пишет Дрампян в своей книге, — в ясный солнечный день сквозь эту музейную патину проступают звучные и яркие цвета венецианской живописи».
Другие школы, другие имена
Кроме произведений известных художников, Национальная галерея богата работами выдающихся авторов, имена которых хотя и не так громко звучат среди нашумевших, но однозначно заслуживают знакомства с ними.
В голландской школе это К. Лелиенберг со своим реалистичным натюрмортом с изображением дичи в картине «Охотничьи трофеи», а в немецкой — «Уроки пения» кисти К. Нетчера (Нетшера) с тонко переданной фактурой богатого нарядного женского платья.
Итальянский отдел представлен работой, поступившей в галерею из Гатчинского дворца, — «Портретом Никола Куччи», выполненным Бернардо Строцци, и «Портретом старика» кисти Джованни Ланфранко. Одна из самых выдающихся работ итальянского отдела — «Дворик», небольшое произведение крупнейшего пейзажиста XVIII века Франческо Гварди.
Во фламандской школе поражает своим реализмом работа на античную тематику Яна Коссирса — «Сатир в гостях у крестьянина». Ярким представителем в стенах Художественной галереи фламандского жанра «архитектурная видопись» является картина Петера Неффа (в другом варианте Неффса) Старшего «Интерьер готической церкви» с изображением уходящего вглубь внутреннего пространства храма.
Среди живописных работ XVII века во французском отделе стоит обратить внимание на динамику картины «Баталия» Жака Куртуа‐Бургиньона со всадником на белом коне. Привлекает взгляд и творчество пейзажиста Эжена Будена — его легкая по атмосфере и настроению картина «Морская гавань» (в другом варианте «Порт») удивляет богатой гаммой серебряных тонов. От выдающего французского художника Жана-Батиста Греза Национальной галерее Армении достался портрет в светлых и нежных оттенках «Голова девушки», а от пейзажиста Феликса Зима — картина «Венецианская лагуна» (в другом варианте «Морской пейзаж. Окрестности Венеции»), большую часть которой занимает яркое синее небо, с белеющим на его фоне гордым парусом.
В европейской коллекции галереи кроме живописи можно увидеть чудесные образцы скульптуры. Одна из ранних работ итальянской школы — барельеф из мрамора с изображением Богоматери и младенца. По мнению многих исследователей, эта работа принадлежит Донателло. Хотя сам Дрампян и сомневался в авторстве величайшего скульптора, «Мадонна с младенцем» являет собой прекрасный пример итальянского искусства эпохи Возрождения.
Это далеко не все произведения, которым Рубен Дрампян в свое время предоставил дом в галерее, с трепетом и любовью собирая их по миру. В статье не были затронуты образцы античной вазописи и изящный европейский фарфор, не были упомянуты предметы европейской мебели и прикладного искусства. Все эти работы, несомненно, заслуживают пристального внимания, а невозможность рассказать сразу обо всем в одной публикации говорит только в пользу Национальной галереи Армении и огромных кладезях произведений искусства, хранящихся в ней.
Журналист, искусствовед Алиса Поплавская специально для Армянского музея Москвы
В оформлении обложки использована фотография одного из залов Национальной галереи Армении. Источник: irazek.am