Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Шелководство в Армении: история, мастерство, особенности

Первые данные о шелководстве в Армении относятся к VII веку. По сообщению армянских историографов, «поля вокруг Куры изобилуют хлебом, вином, нефтью, солью, шелком и хлопчатой бумагой; несметное число оливковых деревьев» (Мовсес Каганкатваци). О развитом состоянии шелководства и шелкоткачества ценные сведения сообщает Асохик (XI век), характеризуя экономическое положение Армении: «Во дни Смбата I …поля превратились в селения, селения — в города по многолюдству своему и богатству, так что даже пастухи стали являться в шелковых платьях». О развитии в Армении шелководства имеются сохранившиеся эпиграфические надписи, среди них — найденная в Ани надпись 1276 года и арабские источники IХ–ХIV веков.


ШЕЛКОВОДСТВО — отрасль сельского хозяйства, разведение бабочек шелкопрядов с целью получения шелковичных коконов, служащих сырьем для производства натурального шелка. Первые достоверные сведения о разведении шелкопрядов содержатся в китайских письменных источниках около 2600 года до н. э. Основной вид, используемый для производства натурального шелка, — тутовый шелкопряд.

Тутовый шелкопряд: 1 – самка; 2 – самец; 3 – гусеница; 4 – кокон. Фото: bigenc.ru

Производственные процессы шелководства включают: выращивание шелковицы — единственного кормового растения для гусениц тутового шелкопряда, гренаж (получение яйцекладок — грен), разведение гусениц, профилактику массовых заболеваний насекомых и переработку коконов, состоящих из шелковой нити длиной 200–600 м.


О шелководстве свидетельствуют археологические артефакты. Во время раскопок в Ани в 1908 году были обнаружены шелковое платье с золотым тканьем, тонко сплетенное золотом и шелком покрывало, пояс из шелковой ленты и другие ткани. Остатки золотого тканья в сильно разрушенном состоянии были найдены и в Двине.

Развитию шелководства в Армении способствовали благоприятные природно-климатические условия и наличие тутового дерева (шелковицы), а также удобство географического положения, в силу чего она еще в древности стала мостом в торговле между Западом и Востоком. Через Армению проходили важнейшие магистральные дороги, в частности Шелковый путь, благодаря чему города Арташат и Двин превратились в торговые центры. Уже в XVII веке были установлены торговые связи с Россией. В этом заметную роль сыграло Армянское торговое общество Новой Джуги (Персия), заключившее с Россией в 1667 году торговый договор, по которому оно обязалось в первый же год перевезти не менее 600 пудов шелка.

Особенно заметное оживление торговых связей наблюдается во времена Петра I. Армянский политический деятель Исраел Ори, возвращаясь из Персии в качестве руководителя русской делегации, по поручению Петра I привез с собой в Россию 26 тюков шелка-сырца и 60 ремесленников, которые должны были основать в Москве шелкопрядильные заводы. Однако из-за внезапной кончины Ори в 1711 году, они возвратились обратно. В 1710 году армянский купец и промышленник Сафар Васильев (Макаров) получил по приказу Петра I право основать в районе Терека завод по производству шелка-сырца. Через несколько лет завод был построен и стал первым в своем роде в России. В 1763 году купцу Мовсесу Сафарову предоставляется право выбрать в Астраханской губернии земли для занятия шелководством, выдается 10 тысяч рублей сроком на 10 лет, а также право выкупить села, нанять 300 человек для строительства шелкового завода. В том же году армянский купец и промышленник Лазарь Лазарев основал во Фряново, недалеко от Москвы, первоклассную мануфактуру, которая была доведена до такого совершенства, что шелковыми тканями, изготовленными там по заказам князя Потемкина и Зубова, были задрапированы залы Зимнего, Таврического и других дворцов Санкт-Петербурга. Шелковые ткани этого завода отправлялись в качестве даров во дворы зарубежных стран.

Фото: yandex.ru

Народные способы шелководства

Для получения грены шелкопряда отделяли здоровые, одинаковые коконы, и после выхода бабочки из коконов наружу, самок и самцов попарно случали. Качественные грены распознавали по внешней форме и характерному синему цвету.


ГРЕ́НА (от франц. graine, букв. семя, зерно), кладки яиц тутового шелкопряда, а также других шелкопрядов, разводимых для получения шелка.


Сведения о местных сортах грены в различных районах Армении довольно скудны, упоминаются ереванский и карабахский сорта, которые с течением времени, смешавшись с привозными, потеряли свои местные названия. В конце XIX века наиболее распространенными сортами были багдад (хорасан), а также японский желтый, итальянский белый, китайский.

Во время ухода за червями большое значение придавалось соблюдению чистоты как в червоводне [помещение для выкармливания гусениц тутового шелкопряда], так и самих шелководов. В это время женщине не дозволялось вступать с мужем в супружеские отношения, а в Васпуракане в период менструации ей запрещалось входить в червоводню.

Существовало множество способов пробуждения грены. Например, завернув в тряпицу, женщины привязывали ее на груди, оживляли под солнцем, в постели, колыбели ребенка, рядом с тониром, в горячей воде, под наседкой, иногда — в пчелиных ульях.

Очистка коконов. Мегри, 1950-е. Фото из книги: Армяне. Москва : Наука, 2012

Следующий важный период шелководческого цикла — уход за гусеницей и кормление червей листьями дикого тутового дерева. Кормили на многоярусных нарах, на которые настилали подстилки, сплетенные из камыша или из ивовых прутьев. Шелководы старались держать червей подальше от посторонних глаз, во время их кормления избегали присутствия чужих людей. Для предохранения червей от «злого глаза» шелководы рядом с ними в незаметном месте вешали на нитке бусинку от «злого глаза», держали возле них металлические предметы: нож, ножницы, иглы, а также кусок калины, так как она считалась священным деревом, или куриное яйцо в качестве оберега. В некоторых районах Армении запрещалось входить в червоводню с золотыми предметами, а также с распустившимися желтыми цветами. Верили, что желтый цвет вызывает заболевание червей (желтуху). Для профилактики заболеваний помещение проветривали, отделяли заболевших червей от здоровых. В некоторых районах (например, в Лори) чеснок, смешанный с мацуном, в тарелках ставили на ярусы или смазывали чесноком нары и бумажную подстилку под червями. При заболевании червей в большинстве случаев под нарами кропили освященной водой, а червей кормили освященными листьями. В случае заболевания их желтухой, освященное в церкви свадебное кольцо бросали в воду и «позолоченной» водой кропили пол червоводни. Иногда червоводни поливали водой, в которой мыли какой-либо предмет, оставшийся в наследство от бездетной женщины. Червей и всю червоводню кропили мацуном из молока яловой коровы.

Червоводнями служили жилые комнаты, чердаки, сеновалы, хлевы, давильни, пещеры. Червоводня обычно имела одно-два окна и одну дверь. Помещение утепляли при помощи разложенного на полу очага, дым которого выходил через проделанное в крыше дымовое отверстие. С начала XX века начинают строить специальные червоводни, выбирая ровную местность с чистым воздухом и в дали от шума. Для соблюдения в червоводне нормальной температуры одна из длинных сторон помещения непременно была обращена к югу. Температура внутри червоводни считалась нормальной, если она была приятна для человеческого тела, влажность — если подстилка оказывалась сухой и при растирании пальцами превращалась в пыль. Когда первые несколько червей начинали в подстилке прясть коконы, шелководы немедленно ставили коконники из высушенных стеблей различных растений. На них черви пряли коконы. Для определения точного срока содержания червей на коконниках острым ножом разрезали оболочку кокона и извлекали оттуда куколку. Если куколка имела бурый цвет, это означало, что кокон созрел. Степень оформления куколки внутри кокона определяли также его встряхиванием: если он издавал глухой звук, считалось, что куколка еще не совсем оформилась, если же он шуршал как ядрышко косточки миндаля, куколка уже оформилась

День сбора коконов отмечался торжественно. Шелковод закалывал предназначенных для этого барана или козла, готовились праздничные блюда, непременно пили водку, вино, пели песни, танцевали.

Выварка пряжи и сортировка коконов. Мегри, 1950-е. Фото из книги: Армяне. Москва : Наука, 2012

Куколок в коконах душили многочисленными способами: солнечным теплом, в пекарне, замораживанием, соленой водой. Для удушения под солнцем коконы раскладывали тонким слоем на ткань. В течение 2–4 дней куколка задыхалась. Кокон считался задушенным, когда терял 2/3 веса. С 1920-х годов удушение коконов производилось также в хлебопекарне.

До первой четверти XX века в основном применялся кустарный способ получения шелка. Разведением очага, варкой коконов, нахождением концов нити и ее выравниванием обычно занимались пожилые женщины, а мотанием шелковой нити — невестки или дочери.

Шелковую нить, предназначенную для тонкого шитья и тканья, подвергали процессу «снятия заусениц». Из нити некачественных коконов вязали чулки, шарфы, пододеяльники, наволочки, женские пояса, хурджины, ковровые дорожки и разные виды ниток.

Женский костюм. XIX в. Себастия. Шелк. Музей истории Армении. Фото из книги: Армения. Легенда бытия. Страна, излучающая все круги истории [каталог] / Редакционно-издательский отдел ГИМ. Москва, 2016

Шелковую нить окрашивали в различные оттенки, используя многочисленные приемы. Краски готовили из цветов и корней разных растений, «марены», кошенили — vordan karmir, некоторых руд. Для сохранения прочности краски в Сюнике окрашенный шелк опускали в коровье масло, в Тавуше в карас с краской бросали золу букового дерева либо к раствору краски примешивали мед и изюм. Во всех шелководческих районах к раствору краски добавляли соль. Для придания шелку блеска шелковую нить определенное время держали в растворе квасцов, подсолнечном масле или к воде в карасе примешивали мацун.

В районах занятия шелководством действовали также мастера — кустари, которые ездили по селам, возя с собой громадное веретено, а также большой котел на спине вьючною животного. В конце XIX – начале XX века сложившиеся в Армении капиталистические отношения способствовали основанию целого ряда «заводов», что не имело, однако, массового характера. Шелководство просуществовало до середины XX века, им занимались в низменных частях Сюника, в Тавуше, Карабахе и частично в Лори. В годы независимости было предпринято несколько попыток возродить эту традиционную отрасль хозяйства, но блокада и разрыв экономических связей помешали осуществить этот замысел.

Источники:

1. ШЕЛКОВОДСТВО ǁ Большая российская энциклопедия.

2. Армяне / отв. ред. Л.М. Варданян, Г.Г. Саркисян, А.Е. Тер-Саркисянц ; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН ; Ин-т археологии и этнографии НАН РА. — Москва : Наука, 2012. — (Народы и культуры).